16 февраля в саду Фонтанного дома откроется выставка Надежды Дёмкиной «Художница. История жизни Анны Остроумовой-Лебедевой», на которой будут представлены избранные страницы комикс-биографии.

В саду Фонтанного дома откроется выставка к 150-летию со дня рождения Анны Остроумовой-Лебедевой

16 февраля в саду Фонтанного дома откроется выставка Надежды Дёмкиной «Художница. История жизни Анны Остроумовой-Лебедевой», на которой будут представлены избранные страницы комикс-биографии.

Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955) — график, член общества «Мир искусства», полностью изменила жанр гравюры на дереве, впервые в России применила цветную деревянную гравюру. Ее листы с видами Петербурга стали классикой. Всю жизнь Остроумова-Лебедева прожила в Петербурге-Ленинграде, даже во время блокады отказалась от эвакуации, чтобы продолжать работать. Она оставила «Автобиографические записки», в которых подробно рассказала о том, какой путь прошла, от сомневающегося в своих силах и талантах подростка до состоявшегося мастера, чьи работы находятся в музейных собраниях по всему миру. Над своими записками Остроумова-Лебедева работала в том числе во время блокады Ленинграда.

«Я сижу в спальне за моим большим столом. Я пишу мои “Записки”, потихоньку работаю над живописью и гравюрой. Думаю, уехать было бы для меня самым тяжелым несчастьем. Ведь я кожей моей приросла к его стенам! Вся моя жизнь связана с Петербургом-Ленинградом. И с Академией художеств», — пишет Анна Остроумова-Лебедева.

Работая над комикс-биографией художницы, Надежда Дёмкина основывалась на ее «Автобиографических записках». Книга воспоминаний сейчас доступна только в букинистических магазинах, а содержание «Записок» по-прежнему актуально.

«Она говорит о таких вопросах, которые не поднимают мужчины-художники. Перед ними, как правило, не стоит выбор — семья или искусство. Им не приходится бороться, чтобы получать достойную плату за труд. Женщине-художнице вдвойне нужно доказывать свою состоятельность — перед преподавателями, коллегами, публикой, и это не так сильно изменилось за прошедшие сто лет. Именно поэтому я решила перевести воспоминания Остроумовой-Лебедевой в современную форму и сделать книгу-комикс. Мне кажется, девушкам, которые сегодня занимаются творчеством или только думают, какую дорогу выбрать, не хватает таких образцов. В информационном поле слишком мало говорится о русских художницах, и это очень грустно, мне кажется, они достойны нашего внимания и нашей памяти», — говорит Надежда Дёмкина.

Надежда Дёмкина — художница и журналистка. Несколько лет занимается историями женщин-художниц, учившихся в России до революции. В марте 2020 в библиотеке Гоголя состоялась выставка «Невидимое искусство», где было представлено 50 портретов русских художниц. Публикация комикса — продолжение этой работы.

Всего в книге 66 страниц-иллюстраций, они были сделаны во время карантина весной и летом 2020 года. Техника — акрил и карандаши на бумаге. На выставке в саду Фонтанного дома воспроизведены 13 избранных страниц и гравюра Анны Остроумовой-Лебедевой «Крюков канал» из собрания музея Анны Ахматовой.