18 декабря Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие во Второй встрече региональных менеджеров «Внешэкономбанка»

М. Соколов выступил с докладом на тему развития транспортной инфраструктуры России. Он рассказал о разработке пилотной госпрограммы «Развитие транспортной системы» до 2021 года, которая находится на утверждении в Правительстве РФ. Важнейшее качество программы – комплексность, заключающаяся в постановке общих целей для всех видов транспорта, создании единой системы управления ее реализацией, синхронности и сбалансированности программных мероприятий. При этом, ранжирование проектов программы основано на применении критериев ценности и реализуемости с учетом оценки финансовых затрат. Как сообщил глава Минтранса, ведомством сформированы приоритетные проекты, реализация которых позволит достигнуть запланированных результатов в условиях ограниченных ресурсов и в конкретные сроки. В проектном разделе программы содержится 9 мероприятий, реализуемых на основе проектной деятельности, а также процессный раздел, включающий ведомственные целевые программы и мероприятия.

В качестве примера проектного подхода М. Соколов отметил приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», который стартовал в прошлом году. «Опыт его реализации подтверждает, что проектно-ориентированная система позволяет обеспечить достижение запланированного результата при соблюдении сроков, обеспечивает прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, повышает эффективность внутриведомственного и межведомственного взаимодействия», – подчеркнул он.

В настоящее время ведется формирование программы до 2025 г. С учетом ограниченности средств бюджета, наибольший приоритет будет отдаваться проектам, в которых можно добиться максимального результата при минимальных вложениях. В основном речь идет о проектах с привлечением внебюджетных средств. По словам Министра, совершенствование механизмов привлечения частного финансирования позволит создать «пул» инвесторов – федеральных, региональных властей, инфраструктурных и частных компаний, конечных потребителей услуг. «Участие федерального бюджета может быть как в форме капитальных грантов, платежей «за доступность», так и предоставления государственных гарантий для качественного снижения риска по привлекаемому частному ресурсу», – уточнил он.

М. Соколов рассказал о конкретных достижениях и перспективных проектах в каждой из отраслей транспорта. В частности, он отметил положительную динамику грузооборота железнодорожного транспорта и объема перевозок грузов, которые выросли на 6,5% и 3% соответственно. На 8,5% вырос объем пассажирских перевозок. Актуальным вопросом остается модернизация и дальнейшее развитие БАМа и Транссиба, с учетом планируемого завершения реализации первого этапа проекта в 2019 году. Также отмечен проект создания Северного широтного хода, необходимый объем инвестиций в который оценивается более чем в 230 млрд рублей. «Проект разгрузит Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль, перенаправив грузы на северный широтный ход, позволив осуществить перевозку новых грузов», – сообщил Министр. В целях развития железнодорожной инфраструктуры Сахалина планируется строительство линии от станции Селихин к наиболее узкому месту Татарского пролива – проливу Невельского. Основная цель – обеспечение транспортной доступности острова Сахалин, повышение уровня социально-экономического развития и реализация стратегических приоритетов развития регионов юга Дальнего Востока и Сахалина. В настоящее время ведется актуализация ТЭО с учетом строительства нового глубоководного морского порта на о. Сахалин. Не менее важен проект ВСМ «Москва–Казань», которая пройдет по территории 7 субъектов РФ и свяжет столицы регионов в единую трассу длиной 770 км с остановками на 16 станциях. Время в пути между Москвой и Казанью будет сокращено с 12 до 3,5 часов.

Говоря о портовой инфраструктуре, М. Соколов сообщил, что в этом году прирост производственной мощности морских портов составит 22 млн тонн, прежде всего, за счет ввода в эксплуатацию части объектов морского порта Сабетта, реконструкции объектов в портах Приморск и Азов. В части внутреннего водного транспорта в 2017 г. открыт новый судоходный шлюз на р. Ока. Строительство объекта завершает реконструкцию Москворецко-Окской водной системы. Для устранения имеющихся инфраструктурных ограничений предусмотрено строительство Багаевского и Нижегородского гидроузлов, с планируемым финансированием в размере более 65 млрд рублей. «Они позволят на всем протяжении Единой глубоководной системы обеспечить достижение единой четырехметровой глубины и рост провозной способности речного флота более чем в два раза», – сказал Министр. Ключевыми проектами в Арктическом бассейне являются строительство морского порта Сабетта, а также морского терминала перегрузки угля «Лавна» мощностью 18 млн тонн в рамках развития Мурманского транспортного узла. В Азово-Черноморском бассейне (порты Тамань и Новороссийск) реализуются проекты, которые совокупно к 2021 г. обеспечат прирост мощностей более 60 млн тонн. В Дальневосточном бассейне глава Минтранса отметил инвестпроекты по развитию третьей очереди угольного терминала в морском порту Восточный, строительству транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля на северном берегу бухты Мучки.

Наиболее популярным видом транспорта для россиян по-прежнему остается воздушный. Общий объем перевозок пассажиров за 10 месяцев вырос почти на 20%. В настоящее время ведется активная подготовка транспортной инфраструктуры к ЧМ-2018. Так, «с нуля» построен аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону, 7 декабря там стартовали регулярные пассажирские рейсы. До конца года завершатся работы по подготовке аэродромной инфраструктуры ряда городов-участников соревнований. Особое внимание уделяется мероприятиям на Дальнем Востоке и в Арктической зоне. За счет внебюджетных средств в следующем году планируется начать строительство нового аэровокзала в Петропавловске-Камчатском.

Значительные успехи достигнуты и в дорожном хозяйстве. В текущем году планируется ввести после строительства и реконструкции более 320 км федеральных дорог, из которых около 70 км – на условиях ГЧП. Среди ближайших проектов с привлечением бюджетных и внебюджетных средств – реконструкция участка трассы М-4 «Дон» на обходе г. Аксай в Ростовской области, строительство соединительной дороги от М-4 «Дон» до аэропорта «Домодедово» (в рамках развития московского авиаузла), строительство западного обхода Краснодара, и другие. Как сообщил Министр, одним из основных направлений развития ГЧП в дорожной сфере может стать строительство обходов крупных городов, которое позволит увеличить скорость транспортных потоков и сократить количество транзитного транспорта в городах.

В завершение М. Соколов подчеркнул, что государству необходимо создавать специализированные инфраструктурные фонды в целях финансирования значимых инвестпроектов для социально-экономического развития страны. «Перед нами стоит задача создать более эффективный механизм финансирования инфраструктуры, который будет обеспечивать с одной стороны экономию издержек при строительстве и эксплуатации объектов, с другой стороны, учитывать будущие эффекты», – подытожил он.