26 марта, в преддверии Всемирного дня театра, на сайте Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки в разделе «Виртуальные выставки» (https://www.exhibitions.sptl.spb.ru/) появится новая экспозиция «Китайская шкатулка. Образы и мотивы Китая на русской музыкальной сцене».

Виртуальная выставка «Китайская шкатулка. Образы и мотивы Китая на русской музыкальной сцене»

26 марта, в преддверии Всемирного дня театра, на сайте Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки в разделе «Виртуальные выставки» (https://www.exhibitions.sptl.spb.ru/) появится новая экспозиция «Китайская шкатулка. Образы и мотивы Китая на русской музыкальной сцене».

Интерес европейцев к загадочному Востоку, в частности к Китаю, начал формироваться во времена Великих географических открытий. Расцвет ориентализма – увлечения восточным искусством и культурой – приходится на вторую половину XVII столетия. Китайский стиль, китайские мотивы и образы тогда прочно утвердились в культурной жизни Европы.

Шелковые ориентальные обои, лаковая мебель, беседки в виде пагод в садово-парковых ансамблях, веера и зонтики, вазы с китайскими узорами – все это приметы стиля «шинуазри» (chinoiserie), что в переводе с французского означает «китайщина». Данное направление было очень популярным вплоть до конца XVIII века.

Китайские мотивы использовались в архитектуре, живописи, не обошли они стороной и театральное искусство. Комические оперы «Китайская принцесса» А. Р. Лесажа и «Китаянки» К.В. Глюка, опера «Китайский идол» Дж. Паизиелло, опера-феерия «Бронзовый конь» Д. Обера и другие спектакли шли на сценах европейских театров.

Не исключением была и русская музыкальная сцена. Благодаря европейскому репертуару в середине XVIII столетия «экзотический восточный вкус», в частности китайский, вторгся на театральные подмостки. Ставились оперы и балеты на «восточные» сюжеты: «Золотая ветвь» на музыку Й. Штарцера (1760), «Китайское императорское свадебное празднество» Ф. Кальцаваро (1760), «Китайский сирота» Г. Анджолини (1777), «Китайцы» К.В. Глюка (1761). В 1779 году в Царском Селе закончилось строительство Китайского театра по проекту архитектора В.И. Неелова, в котором 19 августа того же года состоялось первое представление в России оперы Дж. Паизиелло «Китайский идол».

В XIX столетии были поставлены «Хензи и Тао, или Красавица и чудовище» В. Антонолини (1819), «Киа-Кинг» Дж. Россини (1832), «Лилия» А. Сен-Леона (1869), «Китайские девицы, или Три рода драматического искусства» К. Соливы (1833), «Бронзовый конь» Д. Обера (1837) и др.

В XX веке появились оперы и балеты на китайскую тему, написанные русскими композиторами. Это «Соловей» И.Ф. Стравинского, «Красный мак» Р.М. Глиэра и «Сын солнца» С. Н. Василенко.

Виртуальная выставка «Китайская шкатулка. Образы и мотивы Китая на русской музыкальной сцене» познакомит с балетами и операми, для создания которых источником вдохновения послужил загадочный и экзотический мир Китая. «Бронзовый конь», «Сын мандарина», «Соловей», «Сын солнца», «Турандот», «Лилия», «Красный мак» – все эти спектакли были поставлены в разное время на русской сцене и по-разному восприняты критикой и зрителями.

На выставке экспонируются гравюры, рисунки и фотографии, представляющие сцены из спектаклей, исполнителей главных ролей и постановщиков. Все эти материалы опубликованы в книгах и журналах из фондов Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки. Демонстрируются также хранящиеся в библиотеке либретто опер, балетов и эскизы костюмов, созданные для первых постановок.

Добавить комментарий