Как в Германии планируют избежать дизельных запретов

Федеральный административный суд сделал возможным введение запретов на въезд дизельных машин в немецкие города. Теперь в Германии задумались о мерах, как такие запреты предотвратить.

27 февраля Федеральный административный суд в Лейпциге постановил, что власти немецких городов вправе по своему усмотрению вводить запреты на движение по особенно загазованным улицам для дизельных машин. Эта новость произвела в Германии — стране автомобилистов и родине дизельного двигателя — эффект разорвавшейся бомбы.

Торжествуют активисты немецкого экологического движения. Их политические сторонники в мэриях немецких городов — представители партии «Союз-90″/»зеленые» — торопят с введением запретов. Все остальные — автопром, эксперты, центральное правительство, автомобильные клубы и примерно 11 миллионов владельцев дизельных машин, не отвечающих стандарту Евро-6 — мучительно ищут выход, который позволил бы избежать грозящих запретов.

Запреты в Гамбурге уже этой весной?

Нормы на допустимую в воздухе концентрацию оксидов азота (NOx), содержащихся в выхлопных газах дизельных двигателей, были введены в Германии еще в 1999 году. Но действенные меры во имя их соблюдения не принимались. В результате сейчас примерно в 70 городах Германии эти нормы периодически нарушаются. Особенно неблагоприятна ситуация в Мюнхене, Штутгарте и Кёльне. К числу проблемных относятся также Берлин, Дортмунд, Дюссельдорф, Эссен, Франкфурт-на-Майне, Майнц, Мангейм, Нюрнберг и Гамбург.

С помощью таких приборов в Германии измеряют уровень загазованности воздуха

У власти в Гамбурге — социал-демократы на пару с «зелеными», и «зеленый» городской сенатор по охране окружающей среды сразу же после оглашения решения суда пообещал уже этой весной ввести запреты на проезд дизельных машин и грузовиков по двум особенно загазованным городским магистралям. «Соответствующие дорожные знаки мы можем заказать хоть сегодня, — заявил он, — а установить — уже в ближайшие недели».

В немецкой столице у власти социал-демократы с посткоммунистами и тоже «зелеными», но во главе городского ведомства, отвечающего за транспорт, экологию и защиту климата — беспартийная Регине Гюнтер (Regine Günther). Она с запретами не спешит, называет их неизбежными только в том случае, если не удастся снизить концентрацию NOx с помощью других мер.

Антидизельные меры столичных властей

Каких? Например, ограничением скорости (30 километров в час) на отдельных магистралях с высокой транспортной плотностью и установлением на них «умного» режима переключения светофоров. Считается, что эти меры приведут к более плавному и безостановочному движению автомобилей, выбрасывающих в воздух особенно много ядовитых выхлопов в момент разгона с красного света. Полевые испытания начнутся уже в апреле на улицах Leipziger, Potsdamer, Haupt- и Kantstraße, а также на Tempelhofer Damm.

Одна из центральных магистралей Берлина - Kaiserdamm - в утренний час пик

Одна из центральных магистралей Берлина — Kaiserdamm — в утренний час пик

Появились в Берлине уже и городские автобусы с электромоторами. Но их пока считаные единицы. В автопарке всего немецкого общественного транспорта примерно 35 тысяч автобусов, но только 500 из них — чисто электрические. Стоят такие уж слишком дорого, вдвое больше обычного. Но ситуация может скоро измениться.

В понедельник, 26 февраля, Еврокомиссия разрешила правительству Германии выделять коммунальным властям субсидии на приобретение электроавтобусов и создание сети электрозаправок. На эти цели федеральное министерство по охране окружающей среды выделило для начала 35 миллионов евро и берет на себя 80 процентов дополнительных городских расходов на приобретение экологически чистого общественного транспорта, обоснованных разницей в цене на обычные и электрические автобусы.

Ограничения скорости и электроавтобусы сами по себе не сделают дизельные двигатели более чистыми, но если такие меры приведут к снижению концентрации NOx до допустимого уровня, то и запретов не будет.

Возможности технической модернизации

Второе направление поиска выхода — модернизация автомобилей, не отвечающих нормам Евро-6. Правда, не все они поддаются техническому переоснащению. Так, дизельные машины, выпускавшиеся до 2009 года и соответствующие от силы стандарту Евро-4, сконструированы так, что многие из них невозможно оснастить дополнительными средствами очистки выхлопных газов. А если и возможно, то стоить это будет больше, чем остаточная цена самой машина.

Двигатель, оборудованный катализатором с селективным каталитическим восстановлением

Двигатель, оборудованный катализатором с селективным каталитическим восстановлением

Проще с более новыми моделями 2009 — 20016 годов (Евро-5). По одним оценкам, установка на них специальных дополнительных катализаторов с селективным каталитическим восстановлением, которыми, кстати, оснащены почти все дизельные автомобили в США, обойдется в 2500-5000 евро. По другим подсчетам, можно уложиться и в тысячу.

39 процентов всех дизельных машин в Германии — это модели стандарта Евро-5. И именно они загрязняют воздух в немецких городах сильнее всего. Связано это с тем, что в те годы автопроизводители старались во что бы то ни стало снизить расход топлива, чтобы уменьшить содержание CO2 в выхлопных газах. Двигатели, сохраняя прежнюю мощность, комплектовались цилиндрами все меньшего объема, а NOx в выхлопах становилось все больше.

Дизель с подмоченной репутацией

До 2015 года популярность дизельных авто в Германии неуклонно росла. От 60 до 80 процентов новых легковых автомобилей, которые продавали Audi, Daimler и BMW, были дизельными. Но потом разразился «дизельгейт», изрядно подорвавший репутацию надежных, экономичных, выносливых и энергоемких двигателей. Число продаж резко пошло вниз.

В прошлом, 2017 году только четыре из десяти проданных в Германии новых автомобилей были дизельными, а их доля в суммарном немецком автопарке легковых машин уменьшилась за минувший год с 45 до 33 процентов. Porsche вообще намерен отказаться от производства таких автомобилей, модель Panamera уже сейчас продается только с бензиновым или гибридным двигателем.

Контекст

Слухи о скором запрете дизельных автомобилей в ФРГ сильно преувеличены

Если доля дизельных машин в городских транспортных потока будет и далее сокращаться, то и концентрация NOx в воздухе будет снижаться до допустимого уровня. Тогда и необходимость вводить запреты отпадет сама собой. Дело к тому идет.

Шанс для электромобилей

Напуганные решением Федерального административного суда и паническими комментариями СМИ немецкие автолюбители собираются в массовом порядке избавляться от дизельных и пересаживаться на бензиновые машины. Но в долгосрочной перспективе это не выход.

У бензиновых двигателей в выхлопе много СО2 и тонкодисперсной пыли. Превышение же нормы их содержания в воздухе неминуемо приведет к новым запретам — тогда уже на некоторые модели бензиновых машин.

Кроме того, Еврокомиссия обязала все автоконцерны в ЕС не превышать определенную норму выброса СО2 всеми производимыми ими машинами вместе взятыми. Пока такая норма соблюдается именно благодаря высокой доле сходящих с их конвейеров дизельных автомобилей. Нарушения же повлекут за собой многомиллиардные штрафы.

Выход у немецкого автопрома и автолюбителей, похоже, только один — отказ от любых двигателей внутреннего сгорания и ускоренный переход на безэмиссионный привод. «Раньше, чем ожидалось, автомобильная индустрия оказалась на пороге крупнейшего перелома в своей истории, — указывает автор газеты Süddeutsche Zeitung, — а автомобили с альтернативными приводными двигателями, возможно, — на пороге сенсационного прорыва».

Смотрите также:

  • Логотип Volkswagen с американским флагом.

    Volkswagen: история одной махинации

    Разоблачение

    Сентябрь 2015 года. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) публикует сенсационное расследование. Утверждается, что минимум на полумиллионе автомобилей Volkswagen с дизельными двигателями установлено программное обеспечение, которое позволяет обходить стандарты. Выброс вредных веществ превышал норму почти в 40 раз. Автоконцерну грозит штраф в размере ни много ни мало 18 миллиардов долларов.

  • Выхлопная труба автомобиля VW Tiguan

    Volkswagen: история одной махинации

    Их предупреждали

    Между тем в мае 2014 года авторитетный американский институт ICTT (International Council on Clean Transportation) уже обращал внимание EPA, что выхлопные показатели у некоторых автомобилей Volkswagen значительно выше, чем разрешено законом. Реакции от Volkswagen не последовало.

  • Автомобиль Clean Diesel

    Volkswagen: история одной махинации

    Корнями в прошлое

    Вскоре выяснилось, что решение о манипуляциях было принято автоконцерном еще в 2005 году — для укрепления на американском рынке. Во время рекламной кампании в США Volkswagen использовал слоган Clean Diesel, утверждая, что дизельные автомобили — это экологично и надежно.

  • Автопарк Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Затронуты миллионы машин

    О том, что будут отозваны миллионы автомобилей, начали говорить почти сразу. Но окончательную цифру не озвучили. Вначале сообщалось о 11 миллионах автомобилей по всему миру. Затем — о 8,5 миллионах автомобилей в Европе. В октябре объявили, что отозваны будут 2,5 миллиона машин в Германии. Акция начнется в 2016 году.

  • Мартин Винтеркорн, бывший глава Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Вот злонравия достойные плоды

    Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn), экс-глава Volkswagen, пережил крушение карьеры. Еще в апреле он добился продления контракта, но спустя ровно неделю после первых публикаций EPA подал в отставку. Еще через несколько дней против него открыли уголовное дело. Далее VW заявил о возможности гражданского иска к Винтеркорну. Также прошел слух, что он покинет все посты в концерне.

  • Министр транспорта ФРГ Александр Добриндт рассказывает о ситуации в Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    ФРГ подтверждает махинации

    Министр транспорта ФРГ Александр Добриндт (Alexander Dobrindt) сообщил, что VW и в Европе манипулировал системой контроля за выхлопами. Махинации затронули автомобили с дизельными двигателями объемом 1,6 и 2,0 литра. В ноябре 2015 года прокуратура сообщила о новом уголовном деле против VW: на сей раз речь идет об уклонении от уплаты налогов.

  • Женевский автосалон, 2014 год. Зал Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Запрет на продажу, далее — на эксплуатацию

    Швейцария ввела запрет на продажу ряда автомобилей Volkswagen. В октябре Калифорнийский совет по ресурсам атмосферы (CARB) выдвинул ультиматум автоконцерну: в случае отказа доукомплектовывать проблемные автомобили CARB обещал добиваться запрета на эксплуатацию машин VW. Схожие проблемы наблюдаются и в других странах.

  • Глава Volkswagen в США - Майкл Хорн

    Volkswagen: история одной махинации

    «Я ничего не знал»

    От исполнения своих обязанностей отстранены топ-менеджеры дочерних компаний VW — Ульрих Хакенберг (Ulrich Hackenberg) из Audi и Вольфганг Хац (Wolfgang Hatz) из Porsche. Угроза отставки нависает также над руководителем представительства VW в США — Майклом Хорном, но ему удается сохранить свой пост. Возможно, в том числе благодаря собственным уверениям, что он якобы «ничего не знал».

  • Франция, город Виллер-Котре. Рядом с заводом Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Обыски на заводах и в частных домах

    В октябре 2015 года на головном заводе Volkswagen в Вольфсбурге прошли обыски. Были изъяты документы и носители данных. Также обыску подверглись квартиры высокопоставленных сотрудников. Спустя десять дней — новое испытание: обыск во Франции, на заводе VW в городе Виллер-Котре. Французское Ведомство по защите прав потребителей инициировало свое расследование махинаций VW.

  • Автомагазин Volkswagen в Берлине

    Volkswagen: история одной махинации

    Впервые за 20 лет квартальный убыток

    Автоконцерн выделяет 6,7 млрд евро на отзыв 11 млн автомобилей. Следствие этих гигантских трат — первый за 20 лет квартальный убыток VW. По итогам третьего квартала 2015 года Volkswagen показал чистый убыток в размере 1,67 млрд евро. Операционные потери — 3,5 млрд. Сообщается, что сразу после публикации EPA машины VW продавали в автосалонах с колоссальными скидками — чтобы хоть что-то продать.

    Автор: Григорий Аросев