28 января в 16.00 во Дворце Белосельских-Белозерских Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр представит программу, посвященную Дню снятия блокады.

Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, посвященный 77 годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

28 января в 16.00 во Дворце Белосельских-Белозерских Санкт‑Петербургский государственный академический симфонический оркестр представит программу, посвященную Дню снятия блокады. 

В концерте к 77-летию освобождения Ленинграда прозвучит музыка блокадной поры. Это сочинения композиторов-ленинградцев, переживших те страшные дни в осажденном городе, музыкантов, прошедших эвакуацию, мастеров разных поколений, для которых военная тема стала одной из центральных в творчестве.

Откроют концерт прелюдии композитора и пианиста Бориса Гольца. О его биографии сохранились лишь отрывочные сведения. Он учился в Центральном музыкальном техникуме Ленинграда, работал в кинотеатрах тапером – озвучивал немое кино. С 1933 года был студентом Ленинградской консерватории. В начале Великой Отечественной войны записался добровольцем в творческую группу при Политуправлении Балтфлота. В марте 1942 года Борис Гольц умер от голода в блокадном Ленинграде, на Васильевском острове, в возрасте 28 лет.

Годы войны провел в осажденном Ленинграде и композитор Юрий Кочура. В этот период были созданы более 30 песен и несколько крупных партитур, в числе которых «Суворовская увертюра» и две арии для голоса с оркестром. В концерте 28 января прозвучит его «Мелодия для скрипки и фортепиано», написанная в 1951 году. 

Продолжит концерт Ария для виолончели и фортепиано Израиля Финкельштейна, который в 1939 году работал ассистентом у Д. Д. Шостаковича, в то время заведовавшим кафедрами композиции и оркестровки в Ленинградской консерватории. В начале войны Финкельштейн чудом успел эвакуироваться, сразу после снятия блокады его семья вернулась в Ленинград. 

Завершит первое отделение Сюита для струнного квартета из музыки к кинофильму «Петр I», написанная в 1943 году одним из мэтров ленинградской композиторской школы Владимиром Щербачёвым. Он окончил Петербургскую консерваторию еще в 1914 году. Работал концертмейстером в антрепризе Дягилева, после революции- в Передвижном театре и Наркомпросе, был научным сотрудником Института истории искусств. В 1923–1931 и 1944–1948 преподавал композицию в Ленинградской консерватории. 

В 1941 году окончил Ленинградскую консерваторию и Орест Евлахов. С 1947 года вплоть до последних дней он вел в консерватории класс композиции. Орест Евлахов – один из немногих композиторов, переживший всю блокаду в осажденном Ленинграде. Фортепианный цикл «Ленинградский блокнот», созданный в 1943 году в тяжелейших условиях, стал своего рода «музыкальной летописью», живым документом, запечатлевшим суровые дни осады, настоящим гражданским подвигом композитора. Фрагменты из этого блокнота прозвучат в концерте, посвященном 77-летию полного освобождения Ленинграда. 

В классе Евлахова учился и будущий композитор Валерий Гаврилин. Отец будущего композитора погиб в первый год войны под Ленинградом. Гаврилин жил в детском доме, затем учился в Вологодском музыкальном училище, в ленинградской школе-десятилетке и в консерватории. В концерте прозвучит вальс из телебалета «Дом у дороги» по трагической поэме А. Твардовского. 

В 1941 году окончил Ленинградскую консерваторию еще один выдающийся русский композитор – Георгий Свиридов. В военное время Свиридов работал над фортепианным квинтетом, на основе которого впоследствии была создана Музыка для камерного оркестра, отмеченного мощным размахом и накалом страсти. Он и прозвучит в концерте.

Ну, а завершит концерт Гимн Великому городу из балета Глиэра «Медный всадник». Рейнгольд Глиэр окончил Московскую консерваторию, преподавал в музыкальной школе Гнесиных, а позднее – в Киевской и Московской консерваториях. Работу над балетом «Медный всадник» композитор также начал в военную пору, в 1944 году, первая постановка состоялась в 1949 на сцене Кировского театра оперы и балета. 

Стихотворения ленинградских поэтов о блокадном времени, в том числе фрагменты поэмы «Реквием» Анны Ахматовой, прозвучат в исполнении Артeма Вольховского. 

Солист – пианист Иван Александров. За дирижерским пультом СПбГАСО – Игорь Томашевский.

Добавить комментарий