4 июня спецпроект – практикум продолжил свою работу, вызвав огромный интерес посетителей выставки. Выступления шли нон-стопом и вызывали оживлённые дискуссии участников

4 июня спецпроект – практикум продолжил свою работу, вызвав огромный интерес посетителей выставки. Выступления шли нон-стопом и вызывали оживлённые дискуссии участников.

Второй день работы спецпроекта открылся сессией, посвященной вопросам создания идеального микроклимата в доме. Система воздуховода, кондиционирования и увлажнения подобна системе артерий в организме. Только благодаря четкой и надежной работе всех звеньев этой системы, житель дома сможет чувствовать комфорт. Поэтому ключевое внимание при возведении частного дома А-класса должно быть уделено грамотному проектированию системы климат-контроля, которое базируется на правильных инженерных расчетах.

Ошибки в них недопустимы и часто бывают непоправимы, ведь речь идет о здоровье жильцов дома. Эксперты в ходе дискуссии рассказали о современных подходах при проектировании, инновационных технологиях управления. К примеру, зонирование дома позволит повысить его энергоэффективность и соответственно снизить затраты на эксплуатацию, а также при необходимости монтировать дополнительное оборудование. Особое внимание должно быть уделено качеству монтажа системы и выбору для этого надежного и проверенного подрядчика. Система климата – это система жизнеобеспечения дома, поэтому экономия на качестве оборудования и материалов не уместна.

О поэтике, эмоциях и чувствах в архитектуре участники практикума поговорили на специальной бизнес-мастерской. Казалось бы, как это тема связана с бизнес-вопросами возведения домов А-класса. По мнению основателя бюро CHADO архитектора Евгения Задорожного, напрямую. Каждый проект несет в себе эмоцию, рождает определенные чувства, ради которых заказчик будет не просто хотеть, а «гореть» своим домом, «жаждать» его. Человек почти всю свою жизнь проводит в архитектуре, она порождает его выборы и модели поведения. Что же резонирует человеку? Почему маленькие и простые сельские дома часто более привлекательны, чем большие, красивые и технологичные? По мнению архитектора, дом может вернуть человеку исконные природные ощущения, чувства слияния с природой, где все гармонично и нет ничего лишнего, все имеет свое строгое функциональное назначение. Чтобы добиться таких ощущений и эмоций, архитектор при проектировании должен стремиться к синергии дома с окружающим ландшафтом, достигать органичности и встроенности дома в экосистему. Как этого добиться Евгений Задорожный рассказал на примере своих проектов. Один из них – гостиница на берегу Дона, архитектура которой не только встроена в природу, но и за счет материалов – простого песчаника и камня – подчеркивает ее красоту. Материал в гармонии с природой может воодушевлять архитектора. В проекте было использовано широкое панорамное остекленение, которое продемонстрировало общемировой тренд стирания границ между внешней средой и внутренним убранством дома. Окна, пропускающие солнечный свет, рождают уникальные чувства и самый широкий спектр ощущений, от утренней легкости раннего солнца до умиротворения в лучах заката, – Евгений Задорожный продемонстрировал это на примере офиса своего архитектурного бюро. Один из проектов, представленных архитектором, находится на скале в Красной Поляне и создает образ, который живет в душе каждого ребенка – «дом на дереве», когда перед тобой раскрывается вся Вселенная, а тебя никто не видит. Как и любое стихотворение, каждый дом несет в себе поэтику чувств и эмоций.

Тему встроенности дома в природу и «вхождения» природы внутрь жилища продолжили участники дискуссии, которая была посвящена применению инновационных технологий. Основатель 4aArchitekten Александр Шамне и коммерческий директор Окна мира Иван Колотыгин представили оригинальные проекты с применением самого современного остекленения, подвижных и раздвижных стеклянных конструкций, позволяющие объединить архитектуру с окружающим ландшафтом. Выбор и качество технических решений, с помощью которых возможно реализовать архитектурные идеи, крайне важны. По мнению Александра Шамне, в этих вопросах важна солидарность и слаженность в работе архитектора, строителей, проектировщиков, поставщиков материалов. При этом главная роль отводится архитектору, который просто обязан отстаивать качественную и красивую архитектуру, несущую эмоции и ощущения счастья, «биться» за современные технологии, развивать их и думать о новых.

Какие мифы и предрассудки мешают специалистам возводить качественные и современные дома А-класса, — об этом поговорили на отдельной кейс-дискуссии. Самый главный миф, за который заказчик впоследствии может заплатить слишком большую цену, — это миф о возможном строительстве без рабочей документации. Если заказчик настаивает на таком варианте, архитектор должен отказываться от такого проекта. Среди других мифов – «зимой строить нельзя», «авторский надзор не может осуществляться удаленно», «архитектор просто обязан жить на строительной площадке», «кирпич – это для бедных», а «панорамное окно – это холодно и опасно»…и еще множество ограничивающих и препятствующих убеждений. Эксперты продемонстрировали успешные проекты, развенчивающие на корню такие мифы. Коммерческий директор Окна Мира Иван Колотыгин рассказал о применении конструкций тепляка и специального клея, позволяющих производить остекленение при минусовых температурах, а также о современных технологиях и покрытиях, делающих панорамное стекло сверхпрочным и безопасным. Генеральный директор Архитайл Кирилл Кокорев представил множество преимуществ кирпича перед другими материалами. Именно кирпич позволяет создавать абсолютно любую архитектурную форму, без ограничений. В этом вопросе главенствующая роль присваивается именно архитектору, который должен направлять клиента в выборе, защищать проект, найти способ и подход к убеждению клиента в выборе правильного и качественного материала.

Теме использования архитектурного бетона были посвящены сразу две сессии второго дня спецпроекта. По мнению генерального директора СТМК Кирилла Корнеева, архитектурный бетон – это современный общеевропейский тренд. В Европе используется довольно широко, в России же технология находится пока на ранней стадии. Архитектурный бетон — материал, который дает эстетику и визуальное качество. При этом не важно, какое это здание, частное элитное жилье, музей или бизнес-офис, — архитектурный бетон везде смотрится красиво и способен выполнять любые замыслы архитектора. Но для качественного его использования крайне важно соблюдать ряд условий. По мнению основателя архитектурного бюро AI-architects Ивана Колманок, — это квалификация и опыт подрядчиков, состав бетонной смеси и качество опалубка. Архитектор Александра Хелминская-Леонтьева рассказала о своем опыте применения архитектурного бетона и порекомендовала архитекторам, которые только начинают работать с этим материалом, вести строгий контроль за всей цепочкой от изготовления до монтажа и выбора защитного покрытия.

Хедлайнерами второго дня спецпроекта стали легенда архитектуры Тотан Кузембаев и ведущий российский архитектор Александра Федорова. Они рассказали о своих проектах и поделились уникальным опытом. Важная мысль выступлений обоих спикеров — архитектор является главной единицей творчества в процессе возведения дома А-класса. Именно от его мышления, эмоций и внутренней силы зависит успех проекта. Главное – делать его с удовольствием, получать удовлетворение и не браться за проекты, «которые не захочется фотографировать». Архитектор отвечает за результат, и он должен быть стопроцентно уверен в успехе.