40 километров набережных реконструируют в течение нескольких лет в Москве

Обустройство на мокром месте
40 километров набережных реконструируют в течение нескольких лет в Москве

Ещё одним мегапроектом столичных властей в ближайшие годы станет развитие территорий, расположенных вдоль Москвы-реки. Это комплексная программа, направленная на формирование новых центров притяжения, а также вовлечение в активную городскую жизнь заброшенных площадок. О планах по благоустройству и реконструкции прибрежных территорий рассказал на открытой лекции в Московском архитектурно-строительном институте главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

В последние годы развитию набережных Москвы-реки уделяется большое внимание. Действует городская программа, крупный мегапроект, направленный на развитие этих территорий. За последние годы в Москве привели в порядок 53 км береговой линии. Уже обустроены Москворецкая набережная в районе парка «Зарядье» и Лужнецкая набережная – на территории олимпийского спорткомплекса «Лужники».

Всего в городе планируется обустроить до 80% набережных, превратив Москву-реку в новый линейный центр города. В действующую Адресную инвестиционную программу (АИП) до конца 2020 года заложена реконструкция более 20 км береговых линий. В ближайшей перспективе предполагается завершить развитие набережной Марка Шагала на территории «ЗИЛа» и Шелепихинской, которая станет продлением Краснопресненской набережной к западу от делового центра «Москва-Сити».

При этом прорабатываются планы приведения в порядок еще 20 км береговой линии. «В ближайшие четыре-пять лет мы планируем реконструировать около 40 км набережных Москвы-реки. Сейчас создаются конкретные проекты. Я думаю, до конца года мы будем иметь понимание по всем участкам», – сказал Сергей Кузнецов. Перед властями города стоит задача создания непрерывной пешеходной и благоустроенной зоны в исторической части столицы.

Кроме того, уже до конца этого года начнется продление Симоновской набережной к территории «ЗИЛа». Проект уже готов и прошел экспертизу. Новый участок будет автомобильным, при этом планируется создать и пешеходную зону. Симоновскую набережную реконструируют на участке от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда, также предполагается строительство моста.

По большей части проекты будут реализовываться за счет городского бюджета, однако на отдельных участках благоустройством займутся инвесторы. У девелоперов уже есть планы строительства интересных и знаковых объектов на берегу Москвы-реки. Например, вдоль жилого комплекса, возводимого на территории «ЗИЛа», протянется на 3,8 км набережная Марка Шагала. Здесь уже благоустроен парк «Тюфелева роща», а в будущем появится первый «плавающий» бассейн диаметром 25 метров. Он будет представлять собой понтон с подведенными коммуникациями. Благодаря такому решению его можно эксплуатировать даже зимой. Реализовать проект планируют к 2026 году. Сейчас рассматривается техническая возможность реализации бассейна на реке и изучается зарубежный опыт.

Развитие прибрежных территорий и их наполнение различными объектами создаст потребность в новых видах транспорта. В связи с этим в ближайшие несколько лет планируется организовать регулярные перевозки пассажиров речными трамваями по Москве-реке, которые сейчас эксплуатируются только в туристическом режиме.

Проект речных перевозок был разработан специалистами Высшей школы экономики (ВШЭ). Уже в 2020–2021 годах предполагается запустить один регулярный маршрут протяженностью 10 км от Нижних Мневников до Киевского вокзала, связав три столичных округа, ММДЦ «Москва-Сити» и городские парки. Трамваи ледокольного класса будут работать всесезонно, интервалы движения составят 4–6 минут. Специалисты ВШЭ также сделали техническое задание на судно, которое будет осуществлять перевозки. Его вместимость составит около 100 человек, провозная способность – около 1,5 тыс. пассажиров в час.

Антон Мастренков