7 корпоративных трендов, меняющих до неузнаваемости офисные интерьеры

18.05.2017

Развитие технологий, демографические особенности, меняющаяся психология людей оказывают серьезное влияние на методологию нашей работы, а значит, и на офисные интерьеры. Какие ключевые тенденции изменят до неузнаваемости офисное пространство? Какие интерьеры будут «носить» корпорации завтра?

7 корпоративных трендов, меняющих до неузнаваемости офисные

1) Увлеченность важнее денег

В новой «экономике мышления» мотивация работников становится ключевым фактором успеха бизнеса. При этом, по данным исследования компании BlessingWhite, лишь 31% всех наемных сотрудников на работе чувствуют себя мотивированными и увлеченными. Американский ученый и бизнес-мыслитель Дэниел Пинк в ходе своих исследований пришел к выводу, что 65% руководителей считают деньги главным мотиватором для молодых сотрудников, при этом с ними согласны лишь 18% из данной категории.

Возможность развиваться, вносить вклад в благосостояние всего общества, интерес и увлеченность — эти и другие факторы при выборе места работы все чаще превалируют над материальной выгодой. С данной точки зрения понятие «благоприятная офисная среда» будет складываться из множества разнообразных факторов — комфортного, эргономичного интерьера, чувства творчества и свободы в офисе, ощущения заботы и поддержки от руководства, гибких рабочих часов и так далее. Уже сегодня в «дружелюбных» офисах люди зачастую готовы работать за меньшие деньги, и, как правило, они не склонны искать другую работу ради увеличения заработка.

2) Увеличение возраста сотрудников

За свою продолжительную карьеру вы набрались уникального опыта… Ваши дети, наконец, выросли и покинули гнездо, и теперь энергию и время можно направить на достижение новых задач. Но, по иронии судьбы, именно в этот прекрасный момент и наступает пора выходить на пенсию. Эксперты предсказывают: столь удивительное расточительство ценных ресурсов скоро уйдет в прошлое. Культура заботы о собственном здоровье, развитие медицины, а также повышение пенсионного возраста рано или поздно приведут к тому, что люди, достигшие возраста 60 лет и больше, будут цениться так же, как и их более молодые коллеги — а то и выше. Ведь в век «экономики мышления» физические возможности отходят на задний план, уступая место умению мыслить, анализировать и придумывать что-то новое. Многие из нас на личном опыте могут подтвердить, что каждые десять лет работы в определенной отрасли выводят нас на новый уровень ее понимания, осмысления. И если человек все еще полон сил, энергии и идей — как минимум странно выбрасывать этот ценный «багаж» только из-за возраста в паспорте.

Если в одном пространстве одновременно смогут трудиться люди, принадлежащие к трем-четырем различным поколениям, не веский ли это повод уже сейчас задуматься над тем, какими должны быть рабочие места, общие зоны и места для отдыха? Безусловно, стоит принять во внимание тот факт, что представители старших возрастных групп предъявляют более высокие требования к физической среде — удобству мебели, освещению, акустике и так далее. С возрастом становится труднее концентрироваться, так что потребуются обособленные рабочие места, оберегающие сотрудников от внешних раздражителей.

3) Концепция Cradle To Cradle

Буквально — «Из колыбели в колыбель». Такой глобальный подход основан на том, что люди — а также все, что они производят — являются частью единой экосистемы. И нарушая работу даже одного звена в слаженной цепи, страдают все без исключения звенья. Концепция далеко не нова, скажете вы. Да и какое отношение это имеет к офисам и их обстановке? Согласно опросу, проведенному компанией PWC среди молодежи США (PWC Survey: Millenials at work), 86% молодых специалистов готовы сменить место работы, если текущий работодатель недостаточно ответственно относится к окружающей среде. Это значит, что в будущем все больше офисов станут «зелеными» — отвечающими определенным требованиям. И вот лишь некоторые из них:

— отделка и мебель в офисе должны изготавливаться с использованием технологий и материалов, которые не наносят вреда окружающей среде;
— инженерные системы должны быть энергоэффективными, вредные выбросы в атмосферу — минимизированы или полностью устранены;
— все офисные отходы должны перерабатываться для повторного использования.

Уже сегодня компании задумываются над тем, как начать преобразования в этом направлении — как менять мышление, технологии и бизнес-стратегии. Те же, кто к этому не готов, скоро могут обнаружить себя в списке работодателей с сомнительной репутацией.

4) Мир в кармане

Интернет, телефонная связь, принтеры, проекторы — уже сегодня мы можем использовать все это через беспроводные соединения. Беспроводные зарядки для телефонов, эффективные роботы-пылесосы и окномойщики — все это существует уже сейчас, а когда-нибудь в нашу жизнь придет и беспроводное электричество!

В мире технологий постоянно происходят большие и малые революции. Так, в результате появления смартфонов целый мир поместился к нам в карман. Сегодня, благодаря технологии IP-телефонии, сотрудники могут разгуливать по офису, общаясь по собственному мобильному телефону с клиентом из другой страны почти бесплатно.

В целом беспроводные технологии ведут к небывалой до сих пор гибкости и свободе, которые накладывают свой отпечаток и на рабочие интерьеры. Система незакрепленных рабочих мест, возможность удаленной работы, доступ к международной экспертизе прямо из офисной переговорной — все это получает сейчас активное развитие и в будущем только усилится.

5) Интерьер, который помогает в работе

Сегодня рабочее пространство должно быть не просто функциональным, но и создавать условия для свободы и творчества. Институт исследований Demoscope по заказу Kinnarps провел исследование, которое показало, что для 94% респондентов счастье на работе во многом зависит от рабочей среды, в которой он трудится. При этом лишь каждый четвертый оказался доволен средой на своем рабочем месте.

Хорошо спроектированное офисное пространство повышает настроение, улучшает самочувствие, побуждает людей идти на работу с удовольствием. По данным Шведского бюро социального страхования (Swedish Social Insurance Agency) существует явная связь между дизайном офиса и количеством дней, проведенных сотрудниками на больничном. Исследования в сфере нейробиологии показали, что физическая среда напрямую влияет на когнитивные способности человека. К примеру, высокие потолки помогают свободно мыслить, а низкие — заставляют концентрироваться на проблемах, а не на решениях.

Нам уже давно пора по-новому взглянуть на привычные офисные форматы и научиться искать новые пути генерации положительной энергии в наших офисах.

6) От уединения к сплочению

В наступившей эпохе клише «командная работа» приобретает новое значение. Уже давно очевидно, что для эффективного решения любой задачи нужны специалисты из разных областей, именно поэтому создание проектных команд за последнее десятилетие стало в некотором роде классикой корпоративного управления. Но с развитием интернета, международных коммуникаций эта тенденция становится гораздо шире: сегодня у нас есть доступ к экспертам из всех уголков мира, и проектные группы могут формироваться из специалистов разных компаний, континентов, областей деятельности.

Знание и экспертиза сами по себе остаются ценным ресурсом, но основное значение приобретает умение объединять концепции, идеи и знания, чтобы получать нечто большее, чем сумму всех составляющих. Поэтому в контексте офисного пространства мы снова возвращаемся к вопросу свободной коммуникации — как говорил Стив Джобс, новые идеи не рождаются в переписке, они могут появиться, когда вы случайно сталкиваетесь с коллегой из другого отдела и узнаете, над чем он работает.

Уже сегодня работодатели создают своим сотрудникам условия для перемещения и совместного времяпрепровождения, перемешивают отделы между собой, поощряют свободное общение вне рабочих мест — такое «перекрестное опыление» между сотрудниками станет важным стимулом развития бизнеса.

7) От рассеянности к концентрации

Нетворкинг, мозговые штурмы, шумные кофе-брейки — все это помогает рождать идеи, но в любой работе наступает момент, когда нужно оказаться в одиночестве, чтобы сосредоточиться на своей задаче. Формат open space имеет свои бесспорные преимущества, особенно для людей с быстрым мышлением и громким голосом. Однако многим бывает сложно сконцентрироваться в такой обстановке — когда соседи вокруг говорят по телефону, стучат по клавиатуре, слушают в наушниках музыку с низкими басами.

Современный офис должен предоставлять возможности как для обмена творческой энергией, так и для концентрации и уединения. Тем более что ноутбуки и мобильные телефоны дают нам возможность не держаться за свое рабочее место: можно закрыться в переговорной, разместиться на диванчике в зоне отдыха или даже выйти на улицу — подальше от шумных соседей.

Диванные зоны с высокими спинками, телефонные кабинки со звукопоглощающим покрытием, маленькие переговорные, на двери которых можно повесить табличку «не беспокоить»… Сегодня в арсенале мебельных компаний есть даже специальные «шкафы» для рабочих мест, дверцами которых при необходимости можно отгородиться от внешнего мира. И это — лишь одно из многочисленных решений, которые будут становиться все более востребованными.

Вместо заключения

Сейчас в московских офисах, по разным оценкам, постоянно пустует до 50% рабочих мест — часть сотрудников находится на встречах, кто-то занимает переговорные и т. д. Если предоставить людям возможность самим выбирать место работы — в том числе позволить им время от времени работать из дома, — то значительно сократится количество рабочих мест в офисе. Освободившееся пространство может быть разделено на зоны для общения, отдыха, совместной деятельности, уединенной работы — для всего того, что повысит эффективность работы, сделает сотрудников более счастливыми и наполнит офис позитивной творческой энергией.

Уже сегодня многие компании задумываются о радикальном пересмотре организации рабочих мест. И это — «игра на опережение», которая в итоге станет выгодна. Экспериментируйте с офисным пространством: пусть в нем будет место для игр, творческого общения, пусть там будут гамаки, пуфы, тренажеры, библиотеки. Учитесь доверять своим сотрудникам — оценивайте их по результатам работы, а не по количеству часов, проведенных за рабочим столом. И результаты не заставят себя долго ждать.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Источник: «РБК-Недвижимость»