7 самых интересных зданий Санкт-Петербурга

7 самых интересных зданий Петербурга, которые вас удивят
Что объединяет Нью-Йорк и город на Неве, как жить в доме толщиной в стену и зачем Заха Хадид ездила на Васильевский остров — рассказываем о необычных памятниках архитектуры Петербурга

Северную столицу называют музеем архитектуры под открытым небом. В городе смешаны 15 стилей — от барокко, ампира и классицизма до конструктивизма и советского авангарда. Помимо знаменитых зданий, есть удивительные дома, о которых известно не так много. Они привлекают необычным внешним видом и связанными с ними историями.

Дом-стена: доходный дом М. Б. Кварта

Построен: 1909 г.
Архитектор: М. Б. Кварт
Стиль: модерн
Где находится: Боровая ул., 21 (м. «Лиговский проспект»)

Дом получил название благодаря тому, что с определенного ракурса выглядит чуть толще обычной стены. Он построен в форме буквы Y и потому кажется плоским, как декорация для киносъемок. Если обойти вокруг, становится понятно, что толщина дома — архитектурный розыгрыш и внутри расположены обычные квартиры. Изначально они сдавались в аренду — отсюда название «доходный дом». Сейчас это обычное жилое здание.

Творение М. Б. Кварта не единственная архитектурная иллюзия в Петербурге. Еще один исторический дом-стена — Восточное крыло здания Главного штаба (построен в 1819–1828 гг.) на углу Дворцовой площади и набережной Мойки. Этот прием в строительстве стали использовать современные застройщики — дом-стену возвели в новом районе на Коломяжском проспекте.

Дом-утюг: доходный дом В. Г. Кудрявцевой

Построен: 1911–1912 гг.
Архитектор: В. В. Шауб
Стиль: неоклассицизм
Где находится: Садовая ул., 128, угол с набережной Фонтанки

В Нью-Йорке, на пересечении Бродвея, 5-й авеню и восточной 23-й улицы, расположен знаменитый дом-утюг. Но это не единственное в мире здание такой формы — похожий «утюг» есть в Петербурге. Дом примечателен несколькими историями. В Северной столице приходится вписывать здания между каналами и реками, поэтому доходный дом, созданный по заказу вдовы ротмистра В. Г. Кудрявцевой, был спроектирован необычно. Внутренний двор-колодец тоже по форме напоминает утюг. Внешне здание выглядит скромно — заказчица из экономии отказалась от традиционной для неоклассицизма отделки, поэтому фасад был оформлен максимально просто. Некоторым туристам и горожанам узкий торец здания, который выходит на угол Садовой улицы и набережной Фонтанки, напоминает нос корабля, стремящегося уйти в открытое море.

Дом-кольцо: дом купцов Устиновых

Построен: 1817–1822 гг.
Архитектор: И. И. Шарлемань
Стиль: классицизм
Где находится: наб. Фонтанки, 92

Когда купцы Устиновы выкупили полукруглый дом на Фонтанке, то решили достроить его, чтобы сдавать больше квартир и за счет этого повысить доходы. Жить на Фонтанке в XIX веке не считалось престижным, и комнаты были дешевыми. Однако расширить здание оказалось невозможно, поэтому Устиновы решили использовать пустующее пространство перед ним для новой постройки. Архитектор Иосиф Шарлемань спроектировал трехэтажный дом в форме кольца. Он поместился на небольшом участке земли округлой формы и не загораживал свет соседям. Особенность внутренней планировки заключалась в том, что все комнаты были проходными, поэтому жить там было не слишком удобно. Тем не менее дом-кольцо — памятник архитектуры Санкт-Петербурга, поскольку это один из старейших жилых домов и первая круглая постройка в истории города.

С домом-кольцом связаны подлинные события и городские легенды. Первыми в доходном доме поселились родители и сестра поэта А. С. Пушкина. Семья семь лет прожила в недорогих комнатах, поскольку была ограничена в средствах. В центре здания — круглый двор, куда ведут две маленькие арки, расположенные напротив друг друга. По легенде, если встать посередине этого дворика и, глядя в небо, загадать желание, оно обязательно сбудется.

Ротонда на Гороховой: дом А. Ф. Евментьева

Построен: 1856 г.
Архитектор: Г. И. Винтрегальтер
Стиль: классицизм
Где находится: наб. Фонтанки, 81; Гороховая ул., 57

Ротонда расположена на углу соединения корпусов зданий по Гороховой улице и набережной Фонтанки. Это круглая трехэтажная постройка, внутри которой находились шесть расположенных по кругу колонн и лестница, повторявшая изгибы стен. Само здание, принадлежавшее купцу Евменьтеву, было построено в конце XVIII века и выглядело типичным примером классицизма для Петербурга. Украшением стала ротонда, которую создал в 1856 году русский архитектор немецкого происхождения Георгий Винтельгатер.

Ротонда на Гороховой — одно из мистических мест Петербурга, поскольку по легенде там собирались масоны. В 1970–1980-е годы она стала любимым местом для ленинградской неформальной молодежи и рок-музыкантов. В то время появилось поверье, что желание, написанное на стенах здания, непременно исполнится. Сейчас по инициативе жильцов дома вход стал платным и разрешен только днем. Собранные деньги жители направляют на реставрацию ротонды.

Эльфийский садик: доходный дом А. Ф. Бубыря

Построен: 1906–1907 гг.
Архитекторы: А. Ф. Бубырь, Н. В. Васильев
Стиль: северный модерн
Где находится: Стремянная ул., 11

Дом привлекает внимание необычным фасадом, характерным для северного модерна: его украшают барельефы солнца, растений, обычных и сказочных рыб, зверей, птиц и странных волшебных существ. Фантастические изображения вплетены и в кованые решетки ограды.

Здание почти полностью было отдано под доходный дом — шестой этаж Андрей Бубырь купил для своей семьи. В 1950 годах в комнатах погибшего в 1919 году архитектора поселился известный советский эстрадный певец Эдуард Хиль. Сейчас там находится гостевой дом, в котором многое сохранилось в первоначальном виде: голландские печи, двери и оконные рамы из дуба, встроенные шкафы, потолочная лепнина.

В 1960-х в здании открылось кафе «Эльф», из-за которого двор дома стали называть Эльфийским садиком. «Эльф» был филиалом знаменитого кафе «Сайгон», поскольку там собирались ленинградские неформалы и их кумиры — рок-музыканты (Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Олег Гаркуша, Майк Науменко), художники (Михаил Шемякин, Борис Смелов (Пти-Борис)), поэты и писатели (Евгений Рейн, Сергей Довлатов), актеры (Иннокентий Смоктуновский). В 1990-е годы в Эльфийском садике снимали фильм «Брат».

Дом с башнями: дом Розенштейна — Белогруда

Построен: 1913–1915 гг.
Архитекторы: К. И. Розенштейн, А. Е. Белогруд
Стиль: историзм с элементами неоготики
Где находится: Каменноостровский пр-т, 35; Большой пр-т П. С., 75

Дом проектировал инженер и архитектор Розенштейн, автор плана застройки Большого проспекта Петроградской стороны. В соавторы он пригласил поклонника неоренессанса и неоготики, будущего ректора Академии художеств Андрея Белогруда. Тот предложил стилизовать здание под английский средневековый замок со стрельчатыми арками и двумя симметричными башнями. На фасаде одной из них поместили часы, напоминающие лондонский Биг-Бен, на циферблат которых вместо цифр нанесли изображения знаков зодиака. Еще одна особенность здания — намеренно смещенные в сторону окна третьего и пятого этажей. Причина в том, что архитекторы при строительстве сделали частью дома с башнями пятиэтажное здание, расположенное на улице Льва Толстого.

Кроме квартир в одном из крыльев дома располагался кинотеатр, затем — студия Ленинградского телевидения. После реконструкции в 1978 году здание занял театр миниатюр «Эксперимент», а с 1996 года — Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.

Водонапорная башня канатного цеха: завод «Красный гвоздильщик»

Построена: 1930–1931 гг.
Архитектор: Я. Г. Чернихов
Стиль: конструктивизм
Где находится: 25-я линия Васильевского острова, 4

Чугунолитейный завод, принадлежавший французскому купцу Ф. А. Шопену, был основан в середине XIX века. В 1921 году предприятие превратили в проволочно-гвоздильный завод, переименовали в «Красный гвоздильщик» и начали возводить новые цеха. Автором проекта водонапорной башни стал выпускник Академии художеств Яков Чернихов. По форме башня напоминает гвоздь — резервуар для воды в форме цилиндра стоит на узком параллелепипеде. Поддерживают конструкцию две тонкие колонны. Водонапорная башня «Красного гвоздильщика» признана образцом конструктивизма и советского авангарда, сейчас в ней планируют открыть галерею современного искусства. Яков Чернихов стал одним из ярких представителей жанра архитектурной фантазии, его называют своим учителем многие знаменитые архитекторы ХХ века. В том числе Заха Хадид, которая, приехав в Петербург в 2004, году прежде всего отправилась осматривать башню.


Автор: Юлия Цирулева.

Подробнее на РБК:
https://realty.rbc.ru/news/5d4c10f19a7947953ad3a5cf