Администрация Котласского района нарушила закон о защите конкуренции

Решением Комиссии Архангельского УФАС России от 14.08.2018 по делу № 16-18 со стороны Управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный

Решением Комиссии Архангельского УФАС России от 14.08.2018 по делу № 16-18 со стороны Управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район», осуществляющего функции органа местного самоуправления муниципального образования «Котласский муниципальный район» в сфере распоряжения муниципальным имуществом, было признано нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции». Нарушение выразилось в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения МО «Черемушское», необеспечении законных условий доступа на рынок теплоснабжения МО «Черемушское», а также в заключении договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся на территории МО «Черемушское», в соответствии с которыми ООО «Управдом Сервис» было неправомерно в нарушение требований Федерального закона «О теплоснабжении» и вне процедуры конкурентного отбора были предоставлены муниципальные котельные и тепловые сети, что привело или могло привести к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения и созданию необоснованных преимуществ ООО «Управдом Сервис».

По результатам рассмотрения дела Управлению имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 10.09.2018.

Напомним, что с 08.05.2013 – с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований статьи 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении».

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения. Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывают с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов теплоснабжения превышал пять лет, согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Заключение договора аренды вместо концессионного соглашения в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, влечет нарушение публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые были лишены возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении государственного и муниципального имущества.

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

При этом, одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок услуг теплоснабжения, рынок водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами теплоснабжения, обуславливает получение возможности доступа на рынок услуг по передаче тепловой энергии, услуг горячего водоснабжения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Предоставление права пользования муниципальным имуществом, в том числе на условиях аренды, в отсутствие законных оснований создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения.

Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, объектов централизованной системы горячего водоснабжения, препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.

Источник: пресс-служба Архангельского УФАС России.