АКРА: оздоровление банковского сектора РФ потребует новых вливаний от государства

Оздоровление российского банковского сектора не обойдется без вливаний от государства. Об этом говорится в обзоре Аналитического кредитного рейтингового агентства, которое проанализировало достаточность капитала российских банков.

Оздоровление российского банковского сектора не обойдется без вливаний от государства. Об этом говорится в обзоре Аналитического кредитного рейтингового агентства, которое проанализировало достаточность капитала российских банков.

Потенциал оздоровления банковского сектора ограничен, пришли к выводу аналитики. Невысокие темпы роста буфера абсорбции убытков (прогнозируемый рост — с 5,3% в 2017 году до 5,8% к 2022-му) ограничивают возможности банков в работе над качеством активов в ближайшие три — пять лет. Вместе с тем значительное очищение сектора от проблемных активов уже осуществлено в прошлом году вынужденными интервенциями Банка России через Фонд консолидации банковского сектора. При этом опыт 2014—2016 годов заставил банки ужесточить подходы к оценке заемщиков и, таким образом, превентивно сократить возникновение потерь в будущем.

Концентрация высокорискованных активов в балансах банков размывается, отмечают в АКРА. Растущий структурный профицит ликвидности, наблюдаемый в секторе с конца 2017 года, на фоне ожидаемого агентством слабого экономического роста (1,5—1,7% на горизонте до конца 2021 года), скорее всего, продолжит вынуждать банки аллоцировать свободные ресурсы в низкорискованные активы (в обзоре указано, что, согласно данным ЦБ РФ, за последние пять лет отношение активов, взвешенных по уровню кредитного риска, к совокупным активам снизилось почти в два раза, до 28,3%). Это послужит одним из основных факторов роста достаточности капитала, несмотря на ожидаемое снижение рентабельности банков (ROAA (рентабельность активов) — около 1%, ROAE (рентабельность капитала) — не более 10%).

Масштабные убытки по кредитам компенсируются внешними вливаниями, констатируют эксперты. Колоссальное дорезервирование по проблемным активам в результате санации крупнейших банков в 2017 году, отрицательно повлиявшее на финансовый результат сектора (убыток сектора по МСФО составил 300 млрд рублей, в связи с чем уровень генерации капитала вновь вернулся в критическую зону: минус 86 базисных пунктов), на горизонте двух лет продолжит оказывать негативный, хотя и не столь ощутимый эффект. До 2021 года коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) в целом по системе будет находиться на низком уровне — в среднем 70 б. п., а достаточность основного капитала по МСФО (Tier 1) не превысит 11,4%. Это объясняется также малым количеством банков, стабильно генерирующих капитал, и указывает на объективную потребность в дальнейшей поддержке от государства для покрытия убытков по оставшимся проблемным активам, отмечают в АКРА.

«Доля банков, стабильно генерирующих капитал (то есть генерация которых в течение последних трех лет была «адекватной» или «сильной»), — 21% всех исследуемых кредитных организаций (формируют 36% активов сектора), — уточняется в обзоре. — При этом 62,5% рассматриваемых банков (формируют 46% активов сектора) в течение последних трех лет хотя бы один раз находились в критической зоне (генерация капитала на уровне менее 0 б. п.). Это свидетельствует о нестабильности операционной эффективности деятельности банков и указывает на потребность сектора во внешних вливаниях».

Также в агентстве считают, что ужесточение регулирования и борьба за клиента снижают интерес собственников к банковскому бизнесу. Необходимость поддержания капитала на уровне, позволяющем выполнить требования регулятора в части досоздания резервов по проблемным активам, обусловила падение доли дивидендных выплат в финансовом результате прибыльных банков (без учета Сбербанка) с 81—84% в 2015—2016 годах до 56% в 2017-м. Доминирование госбанков и низкий экономический потенциал также снижают инвестиционный интерес к банковскому бизнесу, добавляют эксперты.

Согласно прогнозу АКРА, средневзвешенное значение КУГК по банковской системе на горизонте до конца 2021 года не превысит 40 б. п., что означает преобладание «слабой» оценки этого показателя для большинства российских кредитных организаций и свидетельствует о том, что сектор продолжит буксовать в течение еще трех — пяти лет. Такое ожидание основывается в том числе на следующих предпосылках:

  • досоздание резервов по проблемным активам, которые все еще сохраняются на балансе российских банков (по оценкам АКРА, в период с 2018 по 2019 год необходимые резервы составят не менее 500 млрд рублей);
  • применение повышающих коэффициентов по отдельным банковским операциям, а также переход кредитных организаций с начала 2018 года на МСФО 9;
  • реализация отложенных кредитных рисков в ряде отраслей (преимущественно в отрасли строительства и недвижимости);
  • ухудшение финансового состояния крупнейших компаний-заемщиков в результате возможного ужесточения санкций со стороны западных стран;
  • снижение чистой процентной маржи (по прогнозу АКРА, с 4% в 2017-м до 3,3% в 2021-м) на фоне планомерного снижения процентных ставок;
  • слабый спрос на кредитные ресурсы, сопряженный с ожидаемым вялым экономическим ростом в стране, и вынужденная аллокация свободных средств в низкодоходные активы ввиду структурного профицита ликвидности;
  • недостаточное развитие комиссионного (безрискового) бизнеса;
  • дивидендные выплаты, несмотря на их умеренную (около 40%) долю в финансовом результате.

При условии сохранения дивидендной стратегии собственников и отсутствия вливаний нового капитала (за исключением докапитализации санируемых банков) в ближайшие пять лет буфер абсорбции убытков по основному капиталу в целом по сектору вырастет с 3,6 трлн до 4,9 трлн рублей. При этом АКРА не рассматривает сценарий значительной либерализации банками аппетита к риску на горизонте до конца 2021 года, несмотря на наличие в секторе структурного профицита ликвидности и падающей рентабельности деятельности.

«Поскольку самостоятельное «излечение» среднего российского банка в ближайшей перспективе невозможно, сектору вновь потребуется поддержка извне. На фоне снижения инвестиционного интереса к банковскому бизнесу основным источником финансовой помощи становится государство», — заключают эксперты.