Актер, поэт и защитник животных. Каким мы запомним Валентина Гафта

Валентин Гафт родился в 1935 году в Москве. Артистом он решил стать еще в детстве и с удовольствием играл в школьных спектаклях. Родители — военный юрист Иосиф Рувимович и домохозяйка Гита Давидовна — мечтали об ином будущем для сына, однако он решил все сам. Закончив школу, юноша тайком подал документы сразу в два театральных вуза — Школу-студию МХАТ и Щукинское училище.

Первые шаги

Незадолго до начала экзаменов абитуриент встретил на улице Сергея Столярова — настоящую кинозвезду того времени, чей образ был увековечен Верой Мухиной в скульптурной композиции «Рабочий и колхозница». В год, когда родился Гафт, Столяров снялся в одной из главных ролей в «Цирке» Григория Александрова, а в 1952 году, когда произошла эта встреча, получил главную роль в фильме Александра Птушко «Садко» (позже эта картина и, в частности, работа Столярова были отмечены жюри Венецианского кинофестиваля). Можно представить себе, как был занят актер, но все же он не просто нашел минутку поговорить с окликнувшим его на улице незнакомым пареньком, но и согласился прослушать его и дать некоторые советы по подготовке к поступлению.

Советы Столярова не прошли даром — в Школу-студию МХАТ Валентин Иосифович поступил с первой попытки, блестяще выдержав вступительные испытания. Закончив учебу в 1957 году, он присоединился к труппе Театра имени Моссовета, где проработал недолго, сыграв небольшие роли в спектаклях «Лиззи Маккей», «Корнелия» и «Выгодный жених». Позже он перешел в Московский драматический театр (сейчас — Театр на Малой Бронной), где работал до середины 1960-х.

По признанию самого актера, настоящая работа для него началась в Театре имени Ленинского комсомола (сейчас — «Ленком» Марка Захарова) под руководством Анатолия Эфроса. В 1965 году Гафт был задействован в спектакле Эфроса «104 страницы про любовь» и сыграл одну из главных ролей — ученого Электрона Евдокимова.

Главные роли на сцене

Главным театром в жизни Гафта стал «Современник», куда он пришел в 1970 году. Последняя премьера с его участием состоялась там в 2013 году — артист сыграл Веллера Мартина в спектакле Галины Волчек «Игра в джин» по произведению Дональда Ли Кобурна.

Среди главных ролей Валентина Гафта в «Современнике» — Гусев в «Валентине и Валентине» Валерия Фокина (1971), Глумов в «Балалайкине и К°» Георгия Товстоногова (1973), Фирс в «Вишневом саде» Галины Волчек (1976), Людовик XIV в «Кабале святош» Игоря Кваши (1981), городничий в «Ревизоре» Фокина (1983), Хиггинс в «Пигмалионе» Галины Волчек (1994). В 2009 году Роман Виктюк поставил в «Современнике» спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком». В его основу легла пьеса Валентина Гафта, автор сыграл и одну из главных ролей.

«Балалайкин и К°». Как Георгий Товстоногов поставил спектакль в Москве

В 2001 году Валентин Гафт дебютировал на сцене «Современника» как режиссер — вместе с Игорем Квашой они воссоздали постановку «Балалайкин и К°», наделавшую немало шума в начале 1970-х. В 2017 году состоялась премьера второго его спектакля — «Кто такая Эзра Паунд?» по пьесе Тани Котляревской.

Впрочем, деятельное участие в постановке спектаклей он принимал и ранее. В 1969 году состоялась премьера одного из самых известных спектаклей Театра сатиры — «Безумный день, или Женитьба Фигаро», в котором Валентин Гафт сыграл одну из главных ролей, перевоплотившись в графа Альмавиву. Как вспоминали коллеги, актер был очень увлечен работой над спектаклем и делился идеями с режиссером Валентином Плучеком. Он создал на сцене непривычный образ графа, которого обычно изображают коварным обольстителем: его Альмавива был грубым, злым и не очень умным. Когда они появлялись на сцене в дуэте с веселым Фигаро (Андреем Мироновым), публика была в восторге. Но Плучек был иного мнения: этот Альмавива ему не нравился, он называл его уркой. В итоге Гафт ушел из Театра сатиры, а в дальнейшем Альмавиву играл Александр Ширвиндт.

Александр Ширвиндт в роли графа Альмавивы и Вера Васильева в роли графини Розины. Кадр из телеспектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Режиссеры В. Храмов, В. Плучек. 1973 год

История вопроса: «Женитьба Фигаро». Вспоминаем один из лучших спектаклей Театра сатиры

Главные роли в кино

В кино Гафт начал сниматься еще в годы учебы в Школе-студии МХАТ. В 1956 году на экраны вышла драма Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», в которой Валентин Гафт дебютировал в маленькой роли Марселя Руже. Несколькими годами позже ему довелось поработать с легендой отечественного кинематографа Григорием Александровым — в одной из его последних картин артист сыграл небольшую роль композитора Клода Жерара.

Его часто приглашали в фильмы, основанные на зарубежных произведениях или рассказывающие о жизни за рубежом. В числе ролей иностранцев, сыгранных Гафтом, — американский летчик Эд Стюарт в ленте «Ночь на 14-й параллели» (1971), Геверниц в «Семнадцати мгновениях весны» (1973), дворецкий Брассет в «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), жулик Фрэнк Гудвин в «Королях и капусте» (1978).

Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». Режиссер В. Титов. 1975 год

Криминальных элементов разного рода он тоже сыграл немало. Это и рецидивист Чужак в «Схватке в пурге» (1977), и взломщик Батон в «Гонках по вертикали» (1983), и авторитет Артур в «Ворах в законе» (1988), и брачный аферист Скамейкин в трагикомедии «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988).

Всенародно любимые образы Валентин Гафт создал в фильмах Эльдара Рязанова. Картина «Гараж», где он сыграл председателя гаражного кооператива Сидорина, вспоминается главным образом благодаря фразам его героя: «Как ветеринар, я обещаю вам, прожорливый вы мой, заворот кишок», «Разумная моя…», «Какую еще справку, рыночная вы моя?», «Завидую, как вы с мужем-то живете! Не жизнь, а именины сердца!» Также Валентин Гафт появился в фильмах Рязанова «Небеса обетованные» и «О бедном гусаре замолвите слово».

Кадр из фильма «Гараж». Режиссер Э. Рязанов. 1979 год

31 декабря 1982 года на телеэкраны вышел музыкальный фильм Константина Бромберга «Чародеи» по сценарию братьев Стругацких. Валентин Гафт сыграл в нем импозантного и очень коварного заместителя директора института НУИНУ Аполлона Митрофановича Сатанеева. С тех пор фильм регулярно показывают по телевидению в преддверии или вскоре после Нового года.

Валентин Гафт много снимался в кино в 2000-х и 2010-х. Среди ролей последних десятилетий — присяжный в фильме «12» (2007), Пимен в «Утомленных солнцем — 2» (2010), Мендель Герш в телесериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика» (2011). Последней работой Гафта в кино стала роль шамана в фильме «Млечный путь» Анны Матисон (2016).

Кадр из фильма «Млечный путь». Режиссер А. Матисон. 2016 год

Не только актер

Параллельно с работой в театре и кино Валентин Гафт занимался литературой. Он известен как автор острых эпиграмм, жертвами которых не раз становились его друзья — коллеги по актерскому цеху. Себя он в своих коротких стихах тоже не жалел:

Гафт очень многих изметелил

И в эпиграммах съел живьем.

Набил он руку в этом деле,

А остальное мы набьем.

Первая его книга — «Стих и эпиграмма» — вышла в 1989 году. Сборники, в которых стихи, тексты песен и эпиграммы перемежаются воспоминаниями Гафта, много раз выходили на протяжении 1990-х и 2000-х годов. Одно из последних изданий — сборник «Красные фонари» (2008).

А еще Валентин Гафт выступал в защиту братьев наших меньших. Он много раз высказывался за принятие закона против жестокого обращения с животными и за введение поста уполномоченного по правам животных.

Награды

Звание заслуженного артиста РСФСР Валентин Гафт получил в 1978 году, в 1984 году он стал народным артистом РСФСР. Среди его наград — орден Дружбы (1995) и орден «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней (2010, 2005, 2016).

Добавить комментарий