Александр Бенуа (1870-1960) – художник, критик, историк искусств, основатель и идеолог художественного объединения «Мир искусства», представитель прославленной творческой династии, ярчайший деятель Серебряного века русской культуры.

9 декабря в Михайловском замке открывается выставка «Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения»

Александр Бенуа (1870-1960) – художник, критик, историк искусств, основатель и идеолог художественного объединения «Мир искусства», представитель прославленной творческой династии, ярчайший деятель Серебряного века русской культуры.

В экспозиции представлены живописные и графические произведения 1890-1930 гг. из коллекции Русского музея — исторические и жанровые композиции, пейзажи, книжные иллюстрации, театральные эскизы. Многие из них почти неизвестны широким кругам зрителей, поскольку из-за хрупкости материала (бумаги) и опасности выцветания водяных красок они редко экспонируются.

Первый зал экспозиции познакомит с живописными произведениями Бенуа, в которых отражена вся многогранность увлечений и интересов мастера. Мир театра, и особенно старинного театра, волновал Бенуа с детства. Картины «Арлекинада» и «Итальянская комедия» (обе – 1906) воскрешают наивную и балаганную атмосферу итальянской комедии масок с ее свободной импровизацией и веселой зрелищностью. Излюбленная тема Бенуа – эпоха Короля-Солнца – предстает на картине «Маскарад при Людовике XIV» (1898). В холсте «Бретонские танцы» (1906) Бенуа передал характерную только для этого, не похожего на остальную Францию, края атмосферу праздника: архаичного, строго следующего традициям, хранящего память о «других» временах. Влияние идей неоклассицизма ощущается в эскизах монументальных росписей возведенного в Москве Казанского вокзала. Среди них яркое по колориту панно «Азия» (1914-17), созданное автором для зала ресторана. Увы, замысел не был реализован.

Следующие залы посвящены образу Версаля в творчестве Бенуа. «Героями» версальских этюдов, представленных на выставке, являются сам величественный парк, фонтаны и бассейны и «населяющие» их скульптуры.

Бенуа и театр — такова тема следующего зала. В Мариинском театре Бенуа совместно с балетмейстером Михаилом Фокиным осуществил постановку балета Николая Черепнина «Павильон Армиды». Спектакль и серия эскизов декораций и костюмов к нему (1907) принадлежат к высшим достижениям национального театра и оказали сильное влияние на театральное искусство Европы. С организацией Сергеем Дягилевым Русских балетных сезонов для Бенуа начался новый этап творчества, в котором театр занял главное место.

Продолжает экспозицию зал, посвященный Бенуа-иллюстратору. Впервые художник попробовал себя в иллюстрации, создав рисунки на темы родной истории для книги Николая Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век», к повестям Пушкина «Капитанская дочка» (1904) и «Пиковая дама» (1905). Особое место занимает первая серия иллюстраций к поэме «Медный всадник» (1903) – шедевр отечественной книжной графики. Над «Медным всадником» Бенуа работал и в последующие годы.

Последний зал экспозиции знакомит с Бенуа-портретистом и пейзажистом. Разнообразны по мотивам и духовной наполненности созданные Бенуа пейзажи Бретани – ее суровой природы, диких скал, долин, заброшенных жилищ, облик которых отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. Бенуа постоянно рисовал портреты своих близких и коллег из творческой среды. В экспозиции можно увидеть изображения членов его семьи, созданные в разные годы. Мастер с огромной любовью и вниманием запечатлевал даже незначительные бытовые сцены («Атя и Леля рисуют (А. А. Бенуа и Е. А. Бенуа)», 1902; «А. К. Бенуа и С. Р. Эрнст чистят грибы», 1917). На портретах 1900-10-х перед зрителями предстают знаковые фигуры Серебряного века: А. П. Остроумова-Лебедева, А. М. Ремизов, Н. Н. Врангель, В. Н. Аргутинский-Долгоруков. В первые послереволюционные годы Бенуа делал много портретов карандашом, запечатлев представителей интеллектуальной элиты того времени («Г. С. Верейский», «В. Ф. Левинсон-Лессинг», оба – 1921).

Выставка продлится до 9 марта 2021 года.

Добавить комментарий