Алексей Мазур: что случилось с площадью Калинина

После реконструкции в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» (БКД) площадь Калинина в Новосибирске окончательно «встала». Интересно, что этот коллапс носит совершенно рукотворный характер, он не связан ни с федеральной программой, ни с новой разметкой, ни с изменением правил проезда перекрестков с круговым движением.
© Наталья Гредина

20 Ноя 2017, 07:25После реконструкции в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» (БКД) площадь Калинина в Новосибирске окончательно «встала». Интересно, что этот коллапс носит совершенно рукотворный характер, он не связан ни с федеральной программой, ни с новой разметкой, ни с изменением правил проезда перекрестков с круговым движением.

Как и прежде, приоритетом на площади Калинина пользуются автомобили, выехавшие со светофоров. Правда, появился тонкий момент, связанный с установкой светофора на выезде с улицы Перевозчикова. Там всегда действовал знак «уступи дорогу». Теперь большой вопрос, кто кому должен уступать, но пока водители действуют по старинке.

Тоже самое касается иразметки. Нанее ираньше особо необращали внимания, итеперь тоже. Ноездят примерно так, как нарисовано.

Некоторые любят ругать водителей: «Выедут, как бараны, истоят поперек потока». Ноихменталитет неизменился запоследние несколько месяцев. Атаких коллапсов раньше наКалинина небыло.

Мой ответ звучит так: пробки стали больше, потому что изменили режим работы светофоров наплощади. Звучит парадоксально, но кзатыку привело увеличение продолжительности зеленой фазы для автомобилей.

Всоциальных сетях ястолкнулся стотальным непониманием этого эффекта состороны большинства моих читателей, поэтому решил написать текст скартинками. Картинки рисовал сам, так что необессудьте.

Итак, основной режим движения поплощади Калинина проезд еенапрямую. Это невсегда и не для всех так. Например, япроезжаю площадь на¾. Нодля понимания этой модели вполне достаточно.

Вот картинка, накоторой нарисованы основные потоки движения разными цветами.

Улицу Перевозчикова янарисунках игнорирую, оттуда небольшой поток, хотя онможет играть ключевую роль взапуске коллапса.

Изрисунка видно, что потоки пересекаются. Когда наступает коллапс, они упираются друг вдруга, иплощадь встает. Выглядит это так:

Конечно, встает она ненамертво, постепенно водители «продираются» через поперечный поток. Водин издней япрорывался минут десять. Нонасмену «порвавшимся» светофоры успевают вбрасывать еще больше.

Как должна выглядеть площадь в«хорошем» режиме? Вмомент включения светофоров, пропускающих транспорт сулицы Дуси Ковальчук (собеих сторон), площадь должна уже очиститься отавтомобилей, выезжающих наКрасный проспект (собеих сторон). Допустимо наличие лишь небольшого «хвоста», который неперекрывает движение.

Вмомент, когда начинают заезжать автомобили сКрасного проспекта (также собеих сторон площади), большая часть желающих уже должна выехать наулицу Дуси Ковальчук.

Чтобы этот режим функционировал стабильно, нужно, чтобы фаза светофора, запускающего автомобили наплощадь Калинина, была меньше той фазы, которая ихсплощади выпускает. Мало того, фаза, впускающая автомобили наплощадь, должна быть отрегулирована всоответствии сзагрузкой площади. Площадь забилась никого нанее невпускать, пока неочистится.

Так как вНовосибирске вXXI веке досих пор нет светофоров, регулируемых издиспетчерской, нужно просто уменьшить фазу, запускающую автомобили наплощадь. Восновном площадь функционирует корректно, аколлапсы случаются лишь пару раз внеделю вчасы пик. Значит, речь идет онескольких секундах коррекции.

Теперь осветофоре навыезде сПеревозчикова. Нанем установлена фаза зеленого света для автомобилей около минуты (минимум 40 секунд). Адля сотен пешеходов всего 12 секунд. Врезультате автомобили вчас пик практически бесперебойно поступают наплощадь Калинина сПеревозчикова. Раньше (доБКД) имнедавал это сделать почти постоянный поток людей, идущих через нерегулируемый пешеходный переход. Вполне возможно, что мыстали свидетелями того, как люди, искренне желавшие сделать лучше, насамом деле ухудшили ситуацию.

Алексей Мазур