Алексей Тимченко рассказал о появлении в Приморье «экономики услуг»

Эксперты Приморского регионального отделения «Деловой России» выступают за формирование в регионе так называемой «экономики услуг», которая, по их мнению, должна стать дополнением к развитию в регионе современных производств и технологичного агротехнического комплекса. Своим мнением по указанной проблеме с ИА «Дейта….

Эксперты Приморскогорегионального отделения «Деловой России» выступают за формирование в регионетак называемой «экономики услуг», которая, по их мнению, должна статьдополнением к развитию в регионе современных производств и технологичногоагротехнического комплекса. Своим мнением по указанной проблеме с ИА «Дейта.ру»поделился лидер приморских «делороссов» Алексей Тимченко.

— Алексей Павлович, о так называемой «экономике услуг» не так ужмного информации, но «Деловая Россия» регулярно держит в своей повестке даннуютему. Для Приморского края это действительно важно?

— Да, это важнейшая отрасль в региональной экономике, которую вПриморском крае еще только предстоит развивать. Лидеры «Деловой России» -председатель Алексей Репик и сопредседатель Борис Титов — действительнорегулярно справедливо говорят о необходимости развития в России экономикиуслуг. Оговоримся сразу – экономика услуг это не просто совокупностьпредприятий и предпринимателей, которые занимаются подобного родадеятельностью, а целенаправленное развитие деловой сферы с соответствующимицелевыми ориентирами. Конечная цель – создание современной сбалансированнойэкономики, в которой гармонично связаны производство на основе высокихтехнологий, наука, услуги и инновации. Если мы стремимся действительно«развернуть» страну на Восток, то Приморскому краю как ключевому регионуДальнего Востока без этого не обойтись…

— Не все ли равно – ведь услуги есть услуги…

— Нет, есть большая и принципиальная разница. Услуги на рынкебывают разные. Экономика обычных услуг – это уже прошлое.Современная экономика должна строиться на наукоемких и капиталоемких услугах.Это не те услуги, которые удовлетворяют простейшие потребности общества –продажа продуктов и вещей, ремонт бытовых гаджетов и так далее, а сложныеуслуги, такие как медицинские, в особенности высокотехнологичные, услугисовременного образования, банковские услуги, современный туризм и логистика.Среди них можно выделить еще интеллектуальные услуги – например это современныемобильные и интернет-коммуникации, которые используются не тольконепосредственно для связи, но и для управления, передачи и хранения данных,развлечений и так далее. В экономиках развитых стран на сегодняшний день до 70%населения занято в сфере услуг, что не удивительно – ведь все мы живем в такназываемом обществе потребления. Другое дело, что, повторюсь, нужно наращиватьдолю капиталоемких сложных услуг, чем она больше в экономике – тем лучше всем.Причем не только предпринимателям, но и всему населению – ведь продуцированиесложных услуг связано с более квалифицированными и, соответственно, болеевысокооплачиваемыми рабочими местами, с большим объемом налоговых отчислений вбюджеты и так далее…

— Алексей Павлович, а в Приморском крае в плане сектора услуг всене так уж хорошо?

— Нет, развитие идет, но пока оно идет достаточно медленно. Ну вотсмотрите: по официальной статистике за первых 5 месяцев этого года жителям краяоказано платных услуг на 59.3 млрд. рублей, рост в сравнении с аналогичнымпериодом 2016 года составит 4%, это очень неплохой показатель в условияхнепростой финансово-экономической ситуации, в которой мы живем. На оплату услугжители края тратят более четверти всех своих потребительских расходов – этопоказатель значимости сектора экономики. Если же посмотреть детализациюрасходов на услуги, то мы увидим, что 32% расходов граждан уходит на оплатужилищно-коммунальных услуг, 20% — транспортных, 12% — телекоммуникационных, 7%- на медицинские услуги. Объем бытовых услуг занимает в общем объеме платных9%, и их было оказано на 11% больше, чем в январе-мае 2016 года. Вот ипоказатель важности сектора для экономики – доля наукоемких услуг в целомневелика и возможности для увеличения их объема налицо…

— В каких секторах развитие экономики услуг перспективно дляПриморского края?

— Тут их надо условно разделить на те, которые ориентированы наместных жителей, а также на те, которые востребованы приезжающими, в том числеиностранцами. Такие услуги как качественное образование и медицина востребованыи местными жителями, и приезжими. Финансовые услуги тоже. Такие услуги какделовые – это экспортный сегмент, ведь Приморский край во все большей степенистановится центром международного сотрудничества в АТР, у нас проводится все большемеждународных мероприятий. Туризм – это тоже большая сфера услуг,ориентированных на экспорт, эта отрасль растет, но и пока, к сожалению, восновном за счет естественной курсовой разницы валют. А нужно создавать системутуристических маршрутов и сервисов, причем привязанных не только в Владивостокуи пригородам, но и уходящих вглубь края – я имею в виду прежде всего стольпопулярный ныне у иностранцев экотуризм. Высокий доход дают посредническиеуслуги в сфере транспорта – проекты территорий опережающего развития исвободного порта Владивосток как раз дают возможности развития данного сектора,тут тоже динамика есть, но пока медленная. Есть, кстати, еще один важнейшийфактор – качественные услуги повышают известность региона, являются важнейшейсоставляющей в его бренде. Поэтому развив экономику услуг здесь, мы можемполучить дополнительный ресурс развития территории – ее доброе имя, котороебудет привлекать сюда переселенцев, туристов и деловых людей, а значитприносить деньги в экономику и повышать уровень жизни наших граждан…

— От экономики услуг оказывается столько пользы, что, наверное,можно не развивать другие сектора…

— Как раз нет, тут все в комплексе (смеется). Например,современное образование как наукоемкая интеллектуальная услуга работает не «впустоту», а напрямую для нужд экономики – в том числе промышленности,производства и сельского хозяйства. А производство и агротехнический комплекссоздают комплектующие и товары, которые необходимы в процессе оказания услуг.Тем самым круг замыкается. Необходимо все – и промышленность и сельскоехозяйство, и услуги. А «стержень», который их объединяет – современныетехнологии. Кстати, возвращаясь к экономике услуг, необходимо выделить еще одинее плюс – она создает условия для развития малого предпринимательства исреднего бизнеса, доля которых в нашей экономике все еще низка и нуждается вувеличении. Так вот, услуги на старте проекта в отличие от, например,производства, не требуют существенных капитальных вложений, что повышает шансыпредпринимателей в данной сфере взять успешный старт в бизнесе и закрепиться нарынке. И целые направления в сфере услуг связаны именно с малым бизнесом ииндивидуальными предпринимателями – это и общественное питание, и ремонтодежды, вендинговый бизнес и уличная торговля и так далее. Поэтому экономикауслуг дает возможность, так скажем, личностного роста предпринимателей, и этонемаловажно в современных условиях… Кстати, говоря об истории Владивостока, стоит вспомнить, что в конце ХIХ –начале ХХ века многие предприниматели, благодаря которым развивалсяВладивосток, работали как раз в сфере услуг: обеспечивали снабжениеразмещенных здесь воинских частей и флота, обеспечивали перевалку грузов в«порто-франко», развивали здесь торговлю и бытовые услуги, поэтому данный путь вразвитии экономики нашего региона вполне закономерен…

Виктор Бруевич