Ампир, классицизм и много конструктивизма: гуляем по Хамовникам

Хамовники — один из самых интересных районов Москвы с богатейшей историей. В разное время здесь жили, например, Лев Толстой, Михаил Булгаков, Олег Даль и Олег Янковский. Здесь находятся «Лужники», Пушкинский музей, храм Христа Спасителя и конечно, Новодевичий монастырь, в котором идет масштабная реставрация. Уже восстановлены 18 памятников монастыря, среди которых палаты царевны Марии Алексеевны XVII века, Филатьевский приют и восемь башен.

Мы же предлагаем совершить виртуальную прогулку по менее известным, но от этого не менее важным местам. А гидом станет краевед, знаток города и главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов.

Сказочный дом, склады и казармы

Особняк на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, как будто сошедший со страниц русских сказок, известен как дом Перцовой. Его построил в 1907 году инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов. Он объявил конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В состав жюри вошли Виктор Васнецов, Василий Суриков, Василий Поленов и Федор Шехтель. Сам Перцов остановился на проекте Сергея Малютина — несмотря на то, что он занял второе место. Особняк стал настоящим произведением искусства: резные лестницы, изразцовые печи, витражи, майоликовые мозаики со сказочно-былинными мотивами.

«Сергей Малютин, автор проекта, расписавший панно на доме, известен более всего тем, что подарил нашей стране матрешку. Он много общался с женой мецената Саввы Мамонтова, которая по возвращении из Японии подарила ему традиционную игрушку. Ее Малютин переосмыслил и придумал знаменитую куклу, которая стала национальным символом России», — рассказывает Филипп Смирнов.

Пройдя по Остоженке, остановимся у комплекса Провиантских складов (Зубовский бульвар, дом 2) — прекрасного образца московского классицизма. Необходимость строительства новых каменных складов для хранения провизии появилась в начале 1820-х годов, поскольку старые деревянные амбары, располагавшиеся тогда у площади Серпуховской Заставы, сильно обветшали. Проект поручили архитектору Федору Шестакову, а за образец взяли Воскресенские провиантские склады в Петербурге, построенные в 1821 году.

Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Трехэтажное здание, входящее в этот комплекс (Комсомольский проспект, дом 13), — Шефский дом. Оно было построено в конце XVIII века по проекту Матвея Казакова в стиле раннего московского классицизма. «Этот дом был построен на территории суконной фабрики, основанной еще Петром Великим, на так называемом окоеме Хамовнического плаца. Там находилось место тренировки и смотра войск», — объясняет Филипп Смирнов.

Изначально здание было жилым, но в начале XIX века вокруг него возвели казармы, а купеческий дом выкупили и перестроили для расквартировки офицеров и шефа (командира) полка. Отсюда и название дома — Шефский. Здание стало лауреатом конкурса «Московская реставрация» в 2018 году. 

Первый хипстер Москвы и немного постконструктивизма

Следующая точка виртуального маршрута — музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках (улица Льва Толстого, дом 21). Такой статус здание получило по личному распоряжению Владимира Ленина. 

Оказавшись внутри небольшого деревянного дома, можно наглядно представить, как жил писатель, кстати, очень любивший это место. «Внутри, в интерьерах, сохранилось почти все, потому что сразу после революции более шести тысяч предметов было поставлено на охрану. Поэтому сохранились там и стаканы, из которых пил Толстой, и велосипед, на котором он ездил. Интересный экземпляр — велосипед Rover 1908 года выпуска. Глядя на него, можно сделать два вывода: во-первых, Толстой — первый хипстер в Москве, а во-вторых, у него были довольно сильные ноги, потому что крутить педали на этой модели было тяжело», — говорит экскурсовод.

Перед усадьбой тоже есть кое-что любопытное — аутентичные фонари, которые устанавливали по распоряжению Толстого. В то время Хамовники были фабричным районом, и газовое освещение было большой редкостью. Конечно, с тех пор их не раз переделывали, но оригинальные столбы и чаши сохранились до наших дней.

Затем отправляемся в проезд Девичьего Поля, где расположился прекрасный образец постконструктивизма — здание Общевойсковой академии имени Фрунзе (проезд Девичьего Поля, дом 4). Это впечатляющее сооружение в стиле ар-деко.

«Архитектура этого здания колоссальная, мощная, очень насыщенная и совсем не характерная для нашего города. Это очень важный период в развитии государства и подхода к архитектуре, который предвосхищает, с одной стороны, так называемый сталинский ампир, а с другой — имеет прямое отношение к конструктивизму. То есть это такой излом на стыке двух важных периодов», — объясняет краевед.

Стоит обратить внимание также на массивный куб в угловой части здания. Сейчас он пустой, но изначально там стоял огромный танк. Его можно увидеть на старых фотографиях. Например, есть снимки, на которых запечатлены сотрудники академии, ехавшие в ноябре 1941-го на парад. На их фоне возвышается эта мощная и страшная машина, гусеницы которой достигают высоты двухэтажного дома. Кстати, на этих же фото можно увидеть памятник Льву Толстому, созданный скульптором Алексеем Портянко.

Ампир, футбол и начало медицинского городка

Неподалеку (дом 23 на улице Бурденко) — дом Палибина. Благодаря тому, что внутри находятся реставрационные мастерские, он сохранился в очень хорошем состоянии с подлинными интерьерами периода ампира, то есть 20-х годов XIX века.

«Там есть совершенно необыкновенная печка с ручной росписью и изразцами. В нескольких комнатах сделаны специальные реставрационные зондажи: сняли советскую штукатурку и под ней обнаружили слои предыдущих отделок. Так вот, там есть расписанные вручную обои и потолки. Это тоже ультраценно, такую роскошь могли позволить себе только очень богатые люди», — отмечает гид.

Дом сохранился благодаря энтузиастам: его должны были снести в 1960-е годы, но люди горой встали на его защиту. Они подарили нам настоящую жемчужину послепожарной Москвы, образцовый особняк в очень хорошем состоянии.

Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Двигаемся по Плющихе в сторону улицы Еланского и по правую руку в глубине двора замечаем дом Снегирева (улица Плющиха, дом 62, строение 2). Владимир Федорович Снегирев был акушером, выдающимся медиком конца XIX века.

«Снегирев первым начал строить медицинский городок. Началось все с того, что он просто купил участок на Девичьем Поле и построил там дом, в котором принимал московских рожениц (это было еще до того, как появились роддома). Но, так как он был видным членом медицинских обществ, он начал собирать с меценатов и благотворителей обещания отстроить медицинский городок на Девичьем Поле. Так что большая история, связанная с развитием медицины, с институтами Сеченова, Пирогова и так далее, началась с этого маленького особняка», — рассказывает Филипп Смирнов.

Прямо напротив расположился один из старейших в Москве стадионов — «Буревестник». Его облик сильно изменился, но ограды, футбольное поле и корты исторические. Интересно, что в 1909 году одновременно были открыты два спортивных стадиона на двух углах города: «Буревестник» на углу проезда Девичьего Поля и «Сокол» на углу Елизаветинского переулка.

И, конечно, конструктивизм

Тем временем подходим к прекрасному образцу конструктивизма авторства Константина Мельникова — клубу завода «Каучук» (улица Плющиха, дом 64/6, строение 1). Советские идеологи в 20–30-е годы прошлого века решили массово строить дома культуры для предприятий.

«В царскую эпоху такими домами культуры были церкви и театры. После проповеди или, соответственно, спектакля люди общались, обменивались новостями, в том числе о политическом устройстве, каких-то законах и прочем. Взяв курс на строительство нового государства, большевики придумали, что необходимо образовывать рабочий класс с помощью лекций, постановок и различных хобби», — подчеркивает краевед.

Так создавались дома культуры. Обычно это было пространство где-то на 500 человек, обязательно с большим залом для митингов. Для строительства «Каучука» уже очень востребованному на тот момент Мельникову достался угловой участок на пересечении Плющихи и 2-го переулка Тружеников. Архитектор выразительно вписал здание в существующую застройку. Особенностью стал круглый вестибюль, опоясанный красивыми наружными лестницами.

Архитектор заложил в проект много интересных решений, таких как, например, трансформируемая сцена или передвижные перегородки.

«Продолжая разговор про конструктивизм, нельзя не упомянуть так называемый дом-пилу, расположенный на Большой Пироговской (дом 51). Если смотреть на него сверху, он напоминает ручную пилу, корпуса, как зубчики, торчат в разные стороны. Это конструктивистское общежитие, построенное в 20-е годы ХХ века, в составе знаменитого поселка Усачевка. Про него снято много документальных фильмов, его демонстрировали иностранцам как образец новой архитектуры», — рассказывает Филипп Смирнов.

Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Неподалеку, на улице 10-летия Октября, находится детская поликлиника № 38. В нее водят детей многие жители Хамовников, но мало кому известно, что это первое общественное конструктивистское здание. Так что сами того не зная, юные москвичи ходят делать прививки в прекрасный образец конструктивизма. За ней, если идти в сторону Хамовнического Вала, напротив станции метро «Спортивная», находится часть Усачевского конструктивистского поселка — города-сада, города будущего. Это дом — машина для жилья, созданный по всем канонам конструктивизма в 1920-е годы, где у жителей было все необходимое: магазины, прачечная, детский сад.

Виртуальная экскурсия заканчивается, а прогулка по Хамовникам ­— нет. В этом районе можно останавливаться чуть ли не у каждого здания, и каждое расскажет свою историю.

Добавить комментарий