Первый заместитель
Председателя Правительства, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Андрей
Белоусов подвёл итоги прошедшего года и рассказал о ключевых задачах компании
на 2021 год.
Первый вице-премьер
подчеркнул, что ОАО «РЖД» имеет определяющее значение для российской экономики.
Вклад компании и всех предприятий кооперации в ВВП России в прошлом году
составил 5,5%. Удельный вес железнодорожного транспорта без учёта
трубопроводного в грузообороте страны достиг 87%.
Несмотря на пандемию,
которая сильно ударила по всей железнодорожной отрасли, прежде всего – по
пассажирским перевозкам, ОАО «РЖД» достойно выдержало проверку на прочность и
зафиксировало положительный финансовый результат.
«Более того, компания успешно
разместила “вечные” облигации в объёме 313 млрд рублей. Это позволило
реализовать инвестиционную программу в объёме 717 млрд рублей. Несколько ниже
докризисного плана, который у нас был на начало 2020 года, но выше уровня 2019
года на 43 млрд рублей», – рассказал Андрей Белоусов.
Первый вице-премьер
отметил заслуги производственного, пассажирского, логистического,
экономического, инвестиционного и строительного блоков компании.
«Хочу поблагодарить
весь коллектив за проделанную работу – всех, кто трудился, без преувеличения, в
авральном режиме. В это непростое время вы действовали слаженно и эффективно.
Вам удалось обеспечить бесперебойную деятельность и сохранить качество
транспортных услуг», – подчеркнул он.
Говоря о задачах
компании в 2021 году, Андрей Белоусов отметил, что в первую очередь необходимо
обеспечить бесперебойную работу пассажирского комплекса в пригородном и дальнем
сообщении, особенно в условиях восстанавливающегося спроса. По его словам, в
текущем году ожидается увеличение перевозок в пригороде на 12% к уровню 2019
года.
«Организаторы
пригородного сообщения – “РЖД”, регионы и пригородные компании – должны
работать в едином ключе. Финансирование соответствующих обязательств необходимо
выполнять в полном объёме и своевременно. При этом не должны сокращаться
безальтернативные маршруты и маршруты в труднодоступные населённые пункты.
Должна сохраняться поддержка для льготных категорий граждан», – сказал Андрей
Белоусов.
Ещё одной ключевой
задачей председатель совета директоров компании назвал безусловное выполнение
всех инвестиционных планов. Объём инвестиционной программы ОАО «РЖД» на
2021–2023 годы превышает 3 трлн рублей, из них на текущий год – 731,6 млрд
рублей.
Особое внимание должно
быть уделено развитию БАМа и Транссиба. Первый вице-премьер отметил, что первый
этап развития магистралей и участок Междуреченск – Тайшет должны быть завершены
уже в 2021 году. В этом году должна начаться реализация второго этапа
Восточного полигона.
«Мы перейдём к более жёсткому
и детальному контролю мероприятий данных проектов. Будем на постоянной основе
проводить мониторинг показателей провозной и пропускной способности по
участкам. Контролировать своевременное получение проектной документации,
заключение договоров на весь цикл проектирования и строительства, финансирование
и трудовые ресурсы», – подчеркнул Андрей Белоусов.
Также необходимо
выполнять задачи по капитальному ремонту пути и приобретению нового подвижного
состава. Первый вице-премьер призвал принять особые меры и обратил внимание,
что на сегодняшний день почти 24 тыс. км пути – с просроченным сроком ремонта. Это
влияет на эффективность работы транспортного комплекса. На обновление
подвижного состава в этом году будет направлено более 120 млрд рублей
собственных средств ОАО «РЖД».
Для повышения
прозрачности железнодорожных перевозок необходимо реализовать механизм
заключения договоров по принципу «вези или плати» с основными
грузоотправителями.
«В первую очередь надо
отработать перевозку угля. Эта задача сегодня самая острая, учитывая социальную
значимость этого груза», – отметил первый вице-премьер. Все
юридические вопросы, связанные с заключением таких договоров, необходимо решить
в первом полугодии и постараться, по крайней мере в пилотном режиме, перейти на
эту систему до конца 2021 года.
Также Андрей Белоусов
отметил важность соблюдения в наступившем году социальных обязательств перед
сотрудниками.
«С учётом сложности
прошедшего года, тех нагрузок, которые испытали работники, компании необходимо
обеспечить неукоснительное выполнение своих социальных обязательств», – сказал он,
напомнив, что соответствующие обязательства закреплены в коллективном договоре
ОАО «РЖД». В прошлом году на его выполнение было направлено около 100 млрд
рублей.
«В 2021 году на
индексацию заработной платы в размере 3,7% будет дополнительно выделено порядка
24 млрд рублей», – рассказал первый вице-премьер.