Афины-Паллады храм

Афины-Паллады

В Древней Греции

Папирусная лодка под алым парусом вышла из устья Нила в открытое море и взяла курс на север, а точнее, как говорят моряки, «на один румб влево», то есть чуть на запад. (Румб — это 11 ° 15’окружности горизонта.) Лодка миновала множество островов, прошла по прямой тысячу километров и приблизилась к берегам неизвестной земли. Ярко-синее море обрамляют скалистые розовые берега, долины покрыты вечнозелеными рощами. Кедры, лавровые, миртовые деревья. Высоко в нагорьях сияет белизной воздушный храм с ажурными колоннадами.

Древняя Греция.
В V веке до нашей эры, после победы над Персией — тогдашней могущественной монархией, греческие города объединились в Афинский морской союз. История назвала ту пору «золотым веком», «классической Грецией». В ней процветали науки и театр, философия и спорт, скульптура и зодчество. Вождем Афинского морского союза был полководец Перикл, в его время жили философ Сократ, историк Геродот, скульптор Фидий и архитектор Иктин. Их имена знает весь мир. Иктин и Фидий создали знаменитый храм в честь богини Афины-Паллады, покровительницы греческой столицы. Храм возведен на высоком городском укреплении — акрополе и называется Парфеноном.

По счастливому совпадению моряки-египтяне прибыли в столицу во время торжеств в честь богини. Пышная демонстрация — «панафинейское шествие». Знатные девушки несут богине новую одежду — покрывало-пеплос. Они сами соткали его и сшили. В шествии участвуют спортсмены — юноши-атлеты, музыканты и поэты, на многих лавровые венки — знак высшей награды за их заслуги. Таких награжденных называют лауреатами. В ярких костюмах и сандалиях на высоких платформах проходят актеры. Сияет на солнце оружие и доспехи воинов, замыкают торжественную церемонию всадники на лошадях.
Ещё несколько шагов по ступеням последней лестницы, и открывается вид на площадь с белоснежным мраморным зданием — Парфеноном.

Парфенон — главный храм греков, цель сегодняшней демонстрации. Храм стоит на самом высоком месте площади, он приподнят на подставку-постамент, словно памятник. Постамент-стилобат опоясан тремя ступенями, каждая высотой в полметра. Здание храма продолговатое, прямоугольное, со всех сторон у него вместо стен белые мраморные
столбы-колонны. На длинной стороне здания 17 колонн, на короткой — 8.
Панафинейское шествие медленно обходит Парфенон. Звучит торжественная музыка. Проходя у колонн, легко заметить, что они не гладкие, а имеют желобки-каннелюры и что колонны вверху тоньше, а книзу утолщаются. Такая форма придает им устойчивость и силу.

На верхней полосе под карнизом скульптурные изображения: люди и кони. Широкая полоса скульптур — барельеф тянется вокруг здания.

Что же изображено на барельефе? Ну конечно, это картина панафиней-ского шествия. Те же воины и юноши, кони. Сотни прекрасных фигур.

Скульптор Фидий и архитектор Иктин — гениальные художники Древней Греции — создали такое совершенное здание, что вот уже 25 веков во всех странах зодчие подражают Парфенону — этому благороднейшему из благородных зданий.
Так замечательны его художественные качества.

Когда моряки-египтяне зашли за колонны храма, то у них создалось впечатление, что окружающий пейзаж стал еще воздушнее, красивее. Колонны служили как бы рамой для волшебного зрелища: неба, зеленых долин, гор и моря. Таким оказалось свойство самой архитектуры.

Один ученый очень выразительно сказал: «Парфенон стремится всю окружающую природу сделать храмом».
Теперь уже нет ни здания Парфенона, ни статуи Афины-Паллады. Но и сами руины храма незабываемы.
…Это произошло в конце XVII века. Шла война Турции с Венецией. Турки поместили свой штаб в Парфеноне. Они думали, что венецианцы, как и все итальянцы, любят искусство и не станут обстреливать знаменитое здание. Во вражеском десанте были наемные немецкие отряды, их артиллерийский снаряд угодил в Парфенон и взорвал пороховой погреб. Парфенон погиб, а скульптуры уцелели. Турецкий султан разрешил их увезти английскому консулу Эльгину. И теперь знаменитый барельеф Парфенона с панафинейским шествием украшает залы Британского музея Лондона.

Источник: К Лучесской «От пирамиды до телебашни»