Арсенальный зал – самое просторное помещение императорской резиденции в Гатчине. Располагается на первом этаже Арсенального каре, окнами в Собственный сад и внутренний двор. Спроектировал этот зал в середине XIX века архитектор Роман Иванович Кузьмин. Благодаря массивным пилонам, на которые опираются своды, помещение визуально делится на несколько связанных между собой камерных пространств.

25 мая 2021 года после реставрации открывается Арсенальный зал Гатчинского дворца

Арсенальный зал – самое просторное помещение императорской резиденции в Гатчине. Располагается на первом этаже Арсенального каре, окнами в Собственный сад и внутренний двор. Спроектировал этот зал в середине XIX века архитектор Роман Иванович Кузьмин. Благодаря массивным пилонам, на которые опираются своды, помещение визуально делится на несколько связанных между собой камерных пространств.

Арсенальный зал был любимым местом сбора гатчинского «общества». Здесь устраивались приемы с трапезой, танцами и игрой. В зале находилось много интересного: демидовский магнит, орган, детская горка для катания на санках, качели в виде лодки, бильярд, малая сцена для домашних спектаклей, множество чучел различных зверей и птиц, снабженных табличками с указанием места и времени отстрела и главное – автора выстрела. На стенах были развешены акварели Михая Зичи, и на некоторых из них рукой Александра III отмечалось, кто изображен на рисунке.

В 1941 году оккупанты устроили в Арсенальном зале гараж, в послевоенные годы здесь размещались производственные помещения института «Электронстандарт». Кропотливая научная реставрация началась лишь в 2011 году и продолжалась 8 лет. Еще 2 года потребовалось, чтобы наполнить восстановленный Арсенальный зал атмосферой, соответствующей эпохе правления Александра III.

На свои исторические места возвращаются три живописных полотна А. И. Шарлеманя, посвященные Итальянскому и Щвейцарскому походам Русской армии под командованием А. В. Суворова.

Благодаря открытию Арсенального зала, в экспозиции Гатчинского дворца можно будет увидеть больше предметов из знаменитого Охотничьего сервиза, выполненного мастерами Императорского фарфорового завода в годы правления Екатерины II, Александра II и Александра III.

По сохранившимся эвакуированным подлинным образцам воссозданы люстры и настенные светильники Арсенального зала. По довоенным фотографиям и акварелям Эдуарда Гау воссозданы катальная горка и качели-лодка.

Музей-заповедник «Царское Село» передал на временное хранение знаменитую бронзовую скульптуру работы Н. И. Либериха «Лисинский медведь», которая до 1941 года была выставлена в Арсенальном зале, еще 2 скульптурные композиции, посвященные охоте, из комнат Александра II в Гатчинском дворце, а также другие предметы бытовой коллекции.

Музей-заповедник «Павловск» передал для формирования экспозиции трофеи – головы лося и зубра, которые до 1941 года также были выставлены в Арсенальном зале. Часть трофеев для экспозиции передал Зоологический музей. 76 копий акварелей М. Зичи, 6 копий рисунков А. Попова и одна копия с акварели Д. Россова предоставлены Государственным Эрмитажем и музеем-заповедником «Павловск». Кроме того, для стендовых конструкций использованы сюжеты с акварелей М. Зичи из коллекции музея-заповедника «Петергоф».

Стеклянные стендовые конструкции с информацией об экспозиции, а также мультимедийное сопровождение оформили специалисты КБ музейного проектирования «Своя школа».

Ранее на YouTube-канале музея вышел выпуск #онлайнсхранителем, в котором рассказывается об одном из самых ярких экспонатов Арсенального зала, и впервые показывается часть возрожденной экспозиции.

Добавить комментарий