Архитектура ЧМ-2018. Какое наследие оставят главные стройки мундиаля?

Чемпионат мира по футболу стал эпохальным событием в жизни нашей страны. Он помог улучшить имидж России на международной арене, оказал позитивное влияние на национальное самосознание и, что особенно важно, выступил в роли мощнейшего драйвера развития городов-участников. Глубинные процессы строительной отрасли, затронутые прошедшим мундиалем, обсудили гости традиционного Архитектурного завтрака компании REHAU, который состоялся 21 августа в кафе Veranda – в двух шагах от столичного стадиона «Лужники».

К дискуссии присоединились как архитекторы, так и эксперты в области дизайна. В их числе: Георгий Канделаки, Олеся Федоренко, Юрий Кошель, Виктория Черепанова, Илья Мейтыс (АБ «АРХКОН»), Никита Мейтыс (DESIGN BOX), Ксения Бобрикова (Xenia Design Sudio), Елена Гордина (АБ Елены Гординой), Елена Калинина («ЁЛ-КА»), Алена Паутова (студия Алены Паутовой). Со стороны REHAU на встрече присутствовали руководитель стратегических проектов в Восточной Европе Руслан Тюменев и специалист технической поддержки в Восточной Европе Алексей Воркачев.

Как и любое мероприятие, посвященное масштабным строительным проектам, дискуссия началась с оглашения цифр. Так, на проведение чемпионата мира по футболу в проекте федерального бюджета выделено более 156 миллиардов рублей. Еще 200-500 миллионов рублей в год потребуется на содержание каждой арены. Это существенные деньги для большинства регионов, в связи с чем вопросом №1 для местных властей становится решение задачи окупаемости стадионов. И в этот момент, по словам собравшихся, проблема из экономической плоскости плавно переходит в градостроительную. Как считают участники Архитектурного завтрака, стадион может приносить прибыль, только если он интегрирован в городскую среду. Расположенные далеко от центра города сооружения в большинстве случаев лишь создают дополнительную нагрузку на бюджет и при этом приходят в упадок – посещаемость таких объектов обычно оставляет желать лучшего. Напротив, когда стадион обрастает сопутствующей инфраструктурой – офисами, кафе, парками развлечений, концертными залами, – он становится точкой притяжения в качестве спортивной арены и площадки для проведения различных массовых мероприятий.

Наглядный тому пример – московские «Лужники». Спустя месяц после завершения мундиаля на стадионе с размахом отметили День строителя, при этом в афише комплекса уже значатся другие события: первый в России drone-race фестиваль и концерт группы Imagine Dragons. Переориентация арены под решение не связанных со спортом задач требует существенных инвестиций, однако государство в данном вопросе идет стадионам навстречу, выделяя на проведение работ по 70 миллионов рублей в год. Эти деньги необходимы, в частности, для оборудования футбольных полей специальным пластиковым покрытием.

С техническими нюансами подобных проектов участники Архитектурного завтрака смогли познакомиться в ходе обзорной экскурсии, проведенной экспертами REHAU совместно с представителями «Лужников». Гости утренней дискуссии побывали в закрытых для болельщиков зонах, оценили захватывающий дух вид, который открывается с трибун и из президентской ложи, а также получили редкую возможность попасть на поле со стороны раздевалок спортсменов. Именно этим путем под крики многотысячной толпы шли Лионель Месси, Лука Модрич и другие звезды мирового футбола. Большое количество вопросов также было связано с системой обогрева футбольного поля, которую компания REHAU установила в «Лужниках» и еще на восьми стадионах, принимавших матчи ЧМ-2018. Архитекторы интересовались, какие требования предъявляются к игровым полям для проведения чемпионатов высшей лиги, за счет чего жидкостный обогрев REHAU обеспечивает экономию энергоресурсов (примерно в 3,5 раза по сравнению с использованием электрических систем) и какие меры принимают производители инженерных решений для повышения безопасности игроков.

Многие гости охарактеризовали посещение августовского Архитектурного завтрака как уникальный опыт и шанс приобщиться к знаниям, доступным лишь узкопрофильным специалистам из сферы спортивного строительства. И, конечно, в традициях REHAU фоном мероприятия стали неподдельные эмоции и радость от общения с единомышленниками.

О компании REHAU

Компания REHAU основана в 1948 году в Германии и специализируется на разработке и внедрении технологий на основе полимеров, заменяя ими традиционные материалы. На сегодняшний день ее ассортимент насчитывает более 40000 продуктов: комплексные решения для модернизации городской инфраструктуры, энергоэффективного строительства, мебельной промышленности, автомобилестроения и рационализации водопользования.

В основе решений REHAU лежит ориентация на использование современных технологий и инновационных материалов. Инженерные системы REHAU прекрасно зарекомендовали себя во всем мире и успешно применяются при возведении и эксплуатации стадионов, аэропортов, метро, водоочистных сооружений и трубопроводов зданий, значительно сокращая срок их окупаемости и принося выгоды инвесторам, предпринимателям и конечным потребителям.

REHAU является одним из ведущих поставщиков современных высокотехнологичных решений на мировом рынке, а ее продукция уже более полувека является синонимом высокого качества. В России оконные и дверные профили под маркой REHAU неоднократно признавались лидерами продаж (согласно результатам исследований независимого отраслевого центра «О.К.Н.А. Маркетинг» по итогам 2013, 2014, 2015 и 2016 годов).