Бардак в регулировании госзакупок российского ПО хотят устранить отдельным законом. Опрос

Совет по цифровой экономике при Совете Федерации
рекомендовал Правительству России законодательно закрепить приоритет
российского офисного ПО на госзакупках. Несмотря на существование ряда
постановлений Правительства на эту же тему, принятие отдельного закона
представляется актуальным — постановления не работают.

Закон вместопостановлений

Принцип приоритетного использования российского офисного ПОв органах госвласти может быть вскоре закреплен отдельным законом. Рассмотретьтакую возможность Правительству России официально предложил Совет по развитиюцифровой экономики при Совете Федерации. Документ, включающий это предложение,подготовлен и опубликован по итогам заседания Совета, состоявшегося вКалининградской области еще 1 августа 2018 г.

Комментируя это решение Совета, генеральный директор«Базальт СПО» Алексей Смирнов вразговоре с CNewsпояснил, что сейчас приоритет упомянутого софта в явном виде прописан только на уровнеправительственных постановлений. В частности, № 1236 от 16 ноября 2015 г. — обограничении допуска зарубежного ПО на госзакупки, а также № 325 от 23 марта2017 г. — об утверждении дополнительных требований к офисному софту из Реестраотечественного ПО при Минкомсвязи. Непосредственно закупочное законодательство за счет определенных в нем изменений лишь позволяет Правительству вводить подобные ограничения.

С юридической точки зрения закон имеет больший вес посравнению с постановлением. И если между двумя документами будет усмотренопротиворечие, то суд встанет на сторону закона, а постановление нужно будетотправлено на пересмотр законодательному органу. Кроме того, ответственность занеисполнение закона также выше.

В чем проблемасуществующих постановлений

В разговоре с CNews Алексей Смирнов указывает на то,что существующие вокруг офисного ПО правительственные постановления отчасти противоречивы,а отчасти пока неисполнимы.

sovfed600.jpg

Приоритет офисного ПО из России на госзакупках могут узаконить

Например, из упомянутых дополнительных требований следует,что госорганы должны закупать только то офисное ПО из Реестра, которое некимобразом маркировано на предмет соответствия этим требованиям. «На сегодняшнийдень в подтверждение соответствия этим требованиям в Реестре не помечено ниодного продукта, — говорит Смирнов. — Это просто невозможно сделать технически.Некуда поставить галочку самому. И нет утвержденной процедуры подачи заявки нато, чтобы это сделал кто-то другой».

Таким образом, госорганам в соответствии с постановлением озапрете зарубежного софта нужно покупать российские офисные продукты, а их какбы не существует.

Проблема может отчасти решиться в контексте появления ещеодного «софтверного» постановления Правительства: № 658 от 8 июня 2018 г. — о централизованныхзакупках некоторых видов ПО. В нем прописано, что Минкомсвязи будет самостоятельнозакупать офисные программы «на всех сразу» — по заявкам и на деньги конкретныхгосорганов. Однако пока, по данным CNews, механизмы, прописанные в этом документе, в полную силу незаработали.

Какие еще проблемыможет решить новый закон

Управляющий директор компании «Росплатформа» Владимир Рубанов в разговоре с CNews напомнил,что действующие нормативные акты регламентируют приоритет отечественного софтатолько при закупках министерств и ведомств — по закону 44-ФЗ. В его понимании,эти нормы законодательно следовало бы расширить и на закупки госкорпорации икомпании с госучастием, осуществляемые по упрощенной процедуре — по закону 223-ФЗ.«Именно они составляют основную долю рынка, и обеспечение их независимости отсанкций в плане используемых технологий является важной общественной задачей»,— рассуждает он. В данном вопросе Алексей Смирнов со своим коллегой полностью согласен.

Помимо этого Рубанов считает необходимым залатать «дыры»существующей нормативки в отношении лазеек, позволяющих обходить требования поприоритету в использовании российского ПО, — например, «прятать» закупкуиностранного софта в рамках общей закупки программно-аппаратных комплексов.

Также закон мог бы усилить контроль над обоснованияминевозможности использования российского ПО. Это обоснование предусмотренопервым из упомянутых в этом материале постановлений.

«Во многих случаях российское ПО игнорируют из-за банальнойлени и страха отойти от привычных технологий, в то время как функциональностьроссийских решений на самом деле отлично может решать целевую задачу, — говоритон. — Такие горе-специалисты пишут формальные отписки в виде фиктивных обоснованийневозможности, которые даже по форме часто не выдерживают критики, не говоря ужео содержании».

В понимании Рубанова, сейчас контроль над такими отпискаминедостаточен. «Случаев, когда российское ПО реально не удовлетворяеттребованиям, гораздо меньше, чем это пытаются представить, — уверен он. — Идаже в этих случаях возможно решение задачи обеспечения санкционнойустойчивости и развития отечественных разработчиков в несколько шагов — путемсотрудничества заказчиков и разработчиков в рамках планов поэтапного перехода,согласованных с планами разработки российских вендоров».

Несколько фактов оСовете при Совфеде

Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерациибыл создан в апреле 2018 г. Согласно положению о Совете в его задачи входитизучение состояния и тенденций развития цифровой экономики, экспертный анализ проектовфедеральных законов и иных нормативных правовых актов в этой области,мониторинг практики применения законодательства РФ и субъектов, выработкарекомендаций по совершенствованию федерального законодательства изаконодательства субъектов РФ и пр.

Состав Совета был утвержден в июле 2018 г. ПредседателемСовета стал вице-спикер СФ Андрей Турчак,его заместителем — глава комитета по экономической политике Дмитрий Мезенцев. В общий состав Советавошли председатель комитета по международным делам Константин Косачев, по регламенту — Андрей Кутепов, по федеративному устройству — Олег Мельниченко, по бюджету — СергейРябухин, по социальной политике — ВалерийРязанский и другие сенаторы.

Экспертное сообщество в Совете было представлено ректоромМГУ Виктором Садовничим, первымзампредом ЦБ Ольгой Скоробогатовой,вице-президентом Сбербанка Анной Поповой,вице-президентом «Ростелекома» БорисомГлазковым, руководителем группы компаний InfoWatch Натальей Касперской и др.