Огромную страну сложили на берестяных лодках?
Шутихин убежден, что Россия стала огромной страной благодаря именно этим лодкам. Общепризнанная версия, что чудское Заволочье покорили новгородцы на ушкуях — наборных судах в 500 килограмм, да с грузом, вызывает у мастера улыбку. На волоках по нескольку километров через лес, и новгородские ватаги с ушкуями застряли бы навеки. Берестяные лодки он считает детищем финно-угров и самодийских народов, которые покупали новгородцы, а при покорении Сибири — казаки и стрельцы.
Археологических находок, доказывающих эту версию, нет, но многое в Истории держится на паре артефактов. А тексты с упоминанием такого транспорта имеются у Г. Миллера: «Противо Намака с Кети реки на волок, до Тыи реки, пешему человеку нести на себе 2 пуда, итить 2 дни, а зимним путем на нартах итить два ж дни, и на Тые делать струги или зырянские каюки страдные, и от тово волоку от Тыи Тыею речкою на большую реку Кемь полднища, (а рекою Кемью) плыти на Енисею день и, выплыв на Енисею, по Енисею в верх до Тунгуски реки неоплошно итить день ходу» (1). «Зырянские каюки» — то, что шьет Шутихин.
Поднять лодку одной рукой
В пользу его версии — вес берестяных лодок. Его четырехметровую я поднял одной рукой — весила она всего 17 кг, а нести могла около 250 кг — двух человек в одежде и груз в 100 кг. Тащить такую лодку километра 3—4 по волоку реальнее ушкуя.
6500 лет назад до Соловков на плотах, долбленках или берестяных лодках?
«Каменный инвентарь стоянок (топоры, ножи, скребки и пр.) позволят осуществлять заготовки материала для собственно плотов (дерево достаточного диаметра) и парусов (шкуры морских и лесных животных) Что касается непосредственно передвижения по морю на дальние расстояния, то оно было осложнено многочисленными морскими течениями плавание на плотах было, видимо, возможно только в относительно тихую погоду при слабом ветре. Все это делает практически невозможным передвижение по морю на плотах на дальние расстояния в течение длительного времени». Способ второй — на лодках-долблёнках (возможно, с балансиром). заготовка и обработка (выдалбливание) их представляется очень трудоемким и длительным процессом.
Передвижение по приполярному морю на «плавсредствах» такого рода представляется также небезопасным, но гораздо менее зависимым от морских течений по сравнению с плотами. Возможным было использование паруса. Ни в археологических материалах соседних стоянок, ни в беломорских наскальных изображениях в пользу первого или второго способов мореплавания нет.
В такой воде сердце остановилось бы через 5 минут
«Этап первый. Заготовка материала. Для строительства берестяной лодки необходим следующий материал: береста для обшивки, ветки ели для изготовления бортов и шпангоутов, сосновый корень для сшивания бересты и крепления ее к бортам, ветки сосновых деревьев для прокладки стрингеров, еловая смола, смешанная с животным жиром» (3).Александр Мартынов
«В смолу обязательно добавляют жир — такой герметик придает лодке гибкость. Она не противостоит волне, а повторяет ее профиль, благодаря чему — мореходна. Промазывать смолой корпус из бересты нет необходимости — воду он итак не пропускает».Александр Шутихин
«Этап второй. Строительство. Трудозатраты относительно небольшие. Даже два человека при достаточном опыте и наличии поблизости материала могут сделать лодку за 6—4 световых дня: один день уходит на заготовку и обработку материала, два — на прошивку берестяных пластов и один — на сборку каркаса лодки» (4).Александр Мартынов
Провожающие собирались съесть свои шапки, если мы доберемся до Соловков. Я не злой, не напоминаю им об этой клятве. МЧСовцы также успокоились через 15 минут после старта и вскоре перестали нас сопровождать »Александр Шутихин
Чем ниже «пятая точка», тем больше остойчивость судна
«Этап третий. Переход по маршруту Кемь (Рабочеостровск) — Кузова — Соловки. Переход от Рабоче6островска до о. Немецкий Кузов (22—23 км) был осуществлен за 6 часов со средней скоростью 3—3,5 км ч с двумя короткими (по 15—20 мин) остановками на промежуточных островах Лодку сопровождали два скоростных катера службы безопасности Соловецкого музея заповедника и теплоход «Печак», обеспечивающий безопасность экипажа лодки.
После 5-часовой остановки на о. Немецкий Кузов лодка взяла курс на Большой Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Резкое падение температуры выявило еще одну проблему: прекращая из-за усталости работу веслами, гребцы быстро начинали мерзнуть, возобновляя работу — быстро утомлялись.
Ее конструкция и отсутствие киля позволяют лодке подниматься и опускаться на любой по направлению волне В ходе эксперимента берестяная лодка без напряжения выдержала волнение до 2 баллов (высота волны до 0,7 м) В условиях Белого моря с его нечастыми штормами на такой лодке «сходить» на Соловки можно было много раз» (5).Александр Мартынов
«Самая большая волна, которую мы выдержали, была высотой 0,8 метра — 2 балла. В отличие от речной волны, морские волны длинные, и лодка еще всходила на нее, когда нос уже опускался — чудеса гибкости. Для остойчивости в ней надо поместить «пятую точку» как можно ниже, сесть на дно.
Все мы рассчитали, кроме морских течений — оно помогло добраться до Немецких Кузовов, продолжили путешествие уже вечером — ждать утра было опасно, погода могла смениться, а сидеть на Кузовах в ожидании хорошей — не входило в планы. Мы уже прошли две трети пути, как Лопаткин потерял терпение. Его можно понять — мы идем на веслах со скоростью 3 км/ч, а он кружит на катере, когда на Соловках ждут дела».Александр Шутихин
Вечная память Михаилу Лопаткину
«Когда мы прошли две трети пути, Михаил Васильевич заявил, что эксперимент удался и продолжать плавание нет смысла: «Вы не спортсмены, — сказал директор Соловецкого музея. — Хороший был человек, вечная память», — сказал об умершем в 2020 году М. В. Лопаткине Александр Владимирович».Александр Шутихин
Примечания: