Благоустройство набережных в Москве

Рощи и перголы вдоль реки. Набережные стали ещё одной визитной карточкой города

Одна из самых крупных рекреационных зон столицы и одновременно транспортная артерия – именно такой должна стать Москва-река. Противоречия нет. Будущие благоустроенные набережные – это 212 км территорий вокруг реки, 18 парков, 36 портов, более 50 км речных улиц и 17 мостов. Проект масштабный – до 2035 года. Но в том, что российская столица – это город на воде, а Москва-река – одна из его центральных улиц, уже убедились и горожане, и гости столицы, в том числе и футбольные болельщики из разных стран.

«Накануне чемпионата мира по футболу я отправился на двухчасовую фотопрогулку по Москве-реке. Я в восторге и поражен архитектурой, масштабами и историей», – написал в Twitter мистер Смит, фотограф-любитель из Великобритании.

Спорт и спиреи
Пока работа по реконструкции набережных в самом начале. «Длина фарватера Москвы-реки от МКАД на севере города до МКАД на юге составляет около 80 км, а вся береговая линия с заливами и затонами растянулась более чем на 200 км. Пока только одна четвертая всех набережных благоустроена и имеет надлежащий вид», – уточняет официальный портал столичного стройкомплекса.
В прошлом году в рамках проекта «Моя улица» проходила реконструкция 12 набережных, часть из которых объединили в «прогулочную дугу». В этом году они зацвели и зазеленели. На Якиманской набережной высадили сирень и гортензии, а на Смоленской, Ростовской и Саввинской – боярышник, дерен, пузыреплодник, кизильник, форзицию и войлочную вишню. На Краснопресненской набережной появились альпийская смородина, спирея и пузыреплодник, а на Пречистенской – розы и спиреи.

Лужнецкая набережная стала логичным продолжением спорткомплекса «Лужники», где открывался чемпионат. Процесс ее обновления и реконструкции затронул все 159 га территории. Были организованы спуски к воде, установлены малые архитектурные формы, на ступенях гранитной лестницы появился разноцветный настил, на котором можно комфортно сидеть, открылись новые беговые дорожки с мягким покрытием, велосипедные маршруты. «Спортивный кластер ежегодно будут посещать от четырех до пяти миллионов человек», – отмечал ранее главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

«Тюфелева роща» рядом с Марком Шагалом

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, сейчас в городе также идет активное благо­устройство набережных, в работе находится большое количество участков. Так, планируется единая транспортная сеть и улучшенное благоустройство набережных от «Москва-Сити» до Шелепихинской и Карамышевской, также готовится проект благоустройства Мневниковской поймы.

В районе Шелепихинской набережной создается парковая зона для отдыха горожан. Кроме того, по словам Марата Хуснуллина, на набережной Тараса Шевченко от территории Бадаевского пивоваренного завода до научного объединения им. Хруничева и далее до района Фили будет создана полноценная пешеходная зона, которая станет украшением города.

Один из главных городских проектов, реализуемый и городом и инвесторами, – редевелопмент промзоны «ЗИЛ» – тоже тесно связан с Москвой-рекой. «Практически всю открытую набережную, которая не участвовала в общественной жизни города, мы проектируем и строим. Там порядка 19 км будет благоустраиваться, – сообщил Марат Хуснуллин. – Мы строим дополнительные мосты, увязываем с улично-дорожной сетью, смотрим, где можно дополнительный причал построить, для того чтобы ходили речные суда и работали не только как туристические, но и со временем как общественные транспортные средства».

В конце июня там открылся уникальный парк – «Тюфелева роща». Он расположен на территории жилого комплекса «ЗИЛАРТ», но в то же время является частью общественного городского пространства Москвы. Изюминки парка – пруд глубиной более метра и площадью 3 тыс. кв. метров с кристально чистой водой и прогулочная пергола, похожая на гигантский заводской конвейер. Кроме того, вдоль Москвы-реки на несколько километров протянется благоустроенная набережная Марка Шагала.

Кстати, название – «Тюфелева роща» – дань истории. «И пруд, и парк находились на берегу Москвы-реки еще задолго до появления здесь автомобилестроительного завода. «Тюфелева роща» была намного старше города», – пишет пресс-служба Москомархитектуры. Уникальный инвестиционный проект планируется реализовать на территории бывшего завода им. В.А. Казакова. От Кутузовского проспекта до набережной протянется «лежачий» небоскреб с прогулочной зоной на крыше.

«Это знаковая точка на карте столицы – здесь «Москва-Сити», река, сложный транспортный узел – рядом несколько станций метро, МЦК, при этом территория завода вырвана из городского контекста и мешает добиться связанности общественной зоны вдоль Кутузовского проспекта и реки», – говорил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Проект уже прошел публичные слушания. Его идея – создание пешеходного маршрута с возможностью от Кутузовского проспекта выйти прямо на набережную, а в перспективе – связать два берега для перехода в Сити.

По мнению исполнительного директора Zaha Hadid Architects Кристоса Пассаса, эти территории должны стать доступными для горожан. Так и получается. Как ранее отмечал столичный мэр Сергей Собянин, Москва становится не только городом идей и разговоров, а городом реализованных архитектурных амбиций и планов, что крайне важно с точки зрения международной репутации.

Анастасия Бушуева

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»