Благоустройство набережных в Москве

Линейный центр города
В программе развития набережных намечено создать 40 общественных зон

Протяженность обоих берегов Москвы-реки в пределах города составляет 160 км. Еще совсем недавно большая часть береговой линии была недоступна или некомфортна для горожан. Там находились либо оживленные автотрассы, либо заросшие берега, либо и вовсе закрытые промзоны. Однако в последние годы ситуация изменилась: развитию территорий вдоль Москвы-реки город стал уделять повышенное внимание. Программа развития прибрежных территорий Москвы-реки предусматривает благоустройство и реконструкцию около 120 км набережных, на которых предполагается создать 40 общественных зон.

На круглом столе в избирательном штабе кандидата на должность мэра столицы Сергея Собянина обсуждали программу «Москва-река», предполагающую масштабное преобразование, развитие и благоустройство площадок, расположенных вдоль водной артерии. «Значительная часть берегов рек сейчас недоступна для москвичей, Москва-река на 2/3 недоступна. Задача стоит до 80% сделать ее доступной. Создать благоустроенные набережные, доступные для людей, чтобы они приходили туда и гуляли», – подчеркнул градоначальник. Стоит отметить, что за последние 10 лет уже приведено в порядок
53 км береговой линии. Например, благоустроили исторические пляжи в Строгине, реконструировали многие центральные набережные и создали новые парки в нижнем течении Москвы-реки. Также обустроены и Москворецкая набережная в районе парка «Зарядье», и Лужнецкая на территории Олимпийского спорткомплекса. В 2014 году состоялся международный конкурс на концепцию развития реки. Разработанные победителями решения были одобрены как стратегический документ, предусматривающий благоустройство набережных, развитие прилегающих территорий, запуск пассажирского движения по воде.

Позднее, в 2017 году, Москомархитектурой был внедрен альбом типовых решений. «Альбом разработан с учетом предложенной концепции, одобрен экспертным советом по сохранению, планированию и развитию особо охраняемых природных территорий департамента природопользования. Он призван стать пособием для архитекторов, занимающихся проектированием и обустройством набережных, и студентов», – заявлял тогда главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

В планах столичных властей в ближайшие годы завершить благоустройство исторических набережных, создать еще больше парков у воды и построить набережные на месте бывших промзон. Так, в действующую Адресную инвестиционную программу города (АИП) до конца 2020 года уже заложена реконструкция более 20 км набережных. В ближайшей перспективе будут завершены развитие набережной Марка Шагала на территории бывшего завода ЗИЛ и реконструкция Шелепихинской набережной, которая станет продлением Краснопресненской набережной к западу от делового центра «Москва-Сити».

При этом там, где еще возможно, строители «отодвигают» дороги от реки, таким образом создавая пространство для пешеходной зоны или парка. В результате москвичи получат еще около 70 км речных берегов для прогулок, отдыха и развлечений у воды. Новые площадки будут оживать, наполняться людьми, в конечном итоге туда придет бизнес: кафе, прокат спортивного инвентаря и другие предприятия сферы услуг. Эта программа будет иметь позитивный эффект и для экономики города. Вместе с тем, по мнению
Сергея Собянина, разные части Москвы-реки должны благоустраиваться по-разному, со своими деталями, но в конечном счете стать единым пространством.

Всего программа развития прибрежных территорий Москвы-реки предусматривает благоустройство и реконструкцию около 120 км набережных, на которых предполагается создать 40 общественных зон. Вместе с тем планируется восстановить устаревшие и построить новые причалы. На берегах реки может появиться 36 пассажирских причалов. Отметим, по мере развития прибрежных территорий будет активно развиваться и регулярный речной транспорт. «В центральной части города, внутри шлюзов, то есть от Коломенского до Мневников, планируется развивать регулярный речной транспорт. За этими пределами развитие транспорта нецелесообразно, так как преодоление шлюзов занимает слишком много времени», – пояснил Сергей Кузнецов.

Немаловажно и то, что в планах властей благоустройство не только набережных Москвы-реки, но и других водоемов столицы. Например, уже до конца следующего года планируется завершить строительство пешеходного моста через реку Яузу, соединяющего Семеновскую и Рубцовскую набережные. Его возводят в составе транспортно-пересадочного узла «Электрозаводская». Протяженность нового моста составит 75 метров. В его архитектуре планируется применять легкие современные материалы, а остекление будет выполнено из полупрозрачного поликарбоната. В рамках проекта ТПУ также будет разбит сквер и благоустроена Семеновская набережная на протяжении около одного километра.

Еще одной важной частью программы развития этих земель является возведение новых мостов. В настоящее время уже идет строительство двух мостов через Москву-реку. Это мост протяженностью 678 метров через Кожуховский затон, а также мост через Карамышевское спрямление реки в составе Северо-западной хорды.

В рамках развития дорожной сети на юге Москвы и для улучшения транспортного обслуживания нового района на территории бывшего завода ЗИЛ планируется построить автомобильный мост через старое русло Москвы-реки в районе затона Новинки. Изыскательские и проектные работы, необходимые для возведения моста, будут завершены в середине следующего года, а к активному строительству нового сооружения город приступит в конце следующего лета – начале осени.

Как пояснил глава стройкомплекса Марат Хуснуллин, в планах властей – строительство 18 новых мостов через Москву-реку до конца 2025 года. «Сейчас развитию прибрежных территорий и набережных Москвы-реки уделяется очень большое внимание. Действует городская программа, крупный мегапроект, направленный на развитие этих территорий. Уже есть первые проекты, которые реализуются на набережных», – уточнил Хуснуллин.

Антон Мастренков