Градостроительная основа проектирования интерьеров с использованием средств монументально-декоративного искусства

В современной советской архитектуре градостроительные проблемы стали главными. Постепенная реконструкция старых городских районов и тем более застройка новых выполняются по проектам, которые учитывают соответствующие требования не только настоящего времени, но и более отдаленной перспективы. 

Градостроительная основа стала обязательной в архитектуре, в том числе и при создании интерьеров общественных зданий. Однако до сих пор ни в России, ни за рубежом вопрос о значении градостроительной основы для проектирования интерьеров общественных зданий не изучен. Хотя и опубликованы отдельные заботы по организации сети предприятий общественного питания и некоторых других учреждений, все они ограничиваются рассмотрением утилитарно-функциональных вопросов исходя из условий строительства новых городов, микрорайонов и пр. Действующие правила и нормы проектирования также касаются лишь чисто функциональных вопросов. Но, сак показывает практический опыт, игнорирование градостроительной основы при разработке интерьеров общественных зданий приводит к функциональным ошибкам, и к случайным архитектурно-планировочным и художественным решениям, в том числе к неправильному использованию или снижению эффективности использования средств монументально-декоративного искусства. Этот вопрос приобретает также актуальность при проектировании интерьеров для существующих зданий общественного назначения и при реконструкции отдельных объектов и районов города.
В Литве, например, по данным 1966 г. новые интерьеры зданий общественного назначения, в которых использованы средства монументально-декоративного искусства, были сосредоточены в основном в больших городах Литвы, в первую очередь в Вильнюсе и Каунасе 57%); 47% интерьеров принадлежало предприятиям общественного питания; 33% — культурно-просветительным учреждениям, промышленным зданиям и гостиницам; 20%—торговым предприятиям.
В 1969 г. 45% составляли интерьеры предприятий общественного питания, 39% — интерьеры культурно-просветительных учреждений, промышленных зданий, институтов и больниц, 16% — интерьеры торговых предприятий.

 

 

Большинство новых интерьеров, в которых использованы произведения монументально-декоративного искусства, находятся в центральных частях городов, на главных улицах.
Нагляднее всего это проявилось при постепенной реконструкции центральной улицы города Каунаса — Лайсвес аллеи. Эта прямая, длиной 1 км улица, сформировавшаяся во второй половине XIX в., до сих пор в значительной степени сохранила старый архитектурный облик: ( разнообразные по назначению, величине и архитектурному решению здания, большая плотность застройки, значительное количество сравнительно небольших, рядом стоящих различных магазинов, ателье и предприятий общественного питания. Начиная с 1960 г. на Лайсвес аллее было особенно много реконструировано зданий общественного назначения и интерьеров. Они приобрели современный вид, стали красивее и удобнее. Однако со временем все более очевидным становится отсутствие продуманного и комплексного подхода к решению интерьеров. Многие интерьеры, особенно в торговых учреждениях, и после реконструкции остались небольшими по размерам, не обеспечивают хороших условий для организации торговли современными методами и хранения товаров, недостаточно удобны для самих работников и для покупателей. К тому же в малом пространстве (разного назначения) очень трудно, а иногда просто невозможно применить произведения декоративного искусства, несмотря на то что в ряде случаев их использование бывает весьма желательным.

 

 

Почти все новые интерьеры центрального района Каунаса, в которых использованы произведения монументально-декоративного искусства, сосредоточены на Лайсвес аллее

Схема размещения новых интерьеров с использованием произведений монументально-декоративного искусства на Лайсвес аллее в Каунасе
Схема размещения новых интерьеров с использованием произведений монументально-декоративного искусства на Лайсвес аллее в Каунасе

 

 

Организующим, доминирующим элементом на Лайсвес аллее является Галерея витража и скульптуры Литовскы (бывший Гарнизонный собор), расположенная на пересечении с улицей Гедиминаса в центре площади И. Билюнаса. Галерея — большой центр монументального искусства республики, соседство с которым должно учитываться при проектировании интерьеров для зданий центральной части города. Однако галерея была открыта в 1965 г., а многие интерьеры зданий общественного назначения на Лайсвес аллее созданы раньше и, безусловно, без учета влияния будущей галереи. Здесь частично сказались недостатки в размещении и решении интерьеров, обусловленные недооценкой градостроительной основы.

 

 

Как предусмотрено генеральным планом города, здания, расположенные на Лайсвес аллее, сохранят свои функции (административные, культурные и торговые) и в будущем. Реконструкция интерьеров была проведена не комплексным, а выборочным методом, в первую очередь в тех общественных зданиях, которые оказались в худшем состоянии. При проектировании одного интерьера не было известно, какой интерьер будет в соседнем здании, а также не учитывались уже существующие рядом интерьеры, их назначение и архитектурно-композиционные особенности.
Места для организации новых интерьеров с использованием произведений монументально-декоративного искусства часто выбирались случайно.
Почти все интерьеры центральной части города, в которых применены произведения монументально-декоративного искусства, имеют относительно одинаковый архитектурно-художественный уровень и не очень выделяются среди остальных интерьеров.

 

 

Это нельзя признать положительным явлением, так как бессистемное распределение таких сильных средств архитектурно-художественной выразительности, как монументально-декоративное искусство, вряд ли оправдано и по существу ошибочно. Подтверждается это и примером Лайсвес аллеи, где нет дифференциации интерьеров по выразительности с учетом места, назначения, объема, темы и характера соседних интерьеров, снижается эффект использования произведения монументально-декоративного искусства, тем более что в некоторых интерьерах они размещены, как показывают исследования, неудачно. Следовательно, в полной мере не достигается цель, ради которой, собственно, и были использованы средства монументально-декоративного искусства в интерьерах.
Подобные недостатки в равной степени, вероятно, имеют место и в городах Российской Федерации. В одном из пособий по проектированию сказано, что «в целях планомерной организации сетей обслуживания населения следует разрабатывать специальные схемы размещения предприятий для каждого вида обслуживания, в том числе предприятий общественного питания. Такие схемы должны быть составной частью проекта детальной планировки жилых районов, а генеральный план города должен иметь общую схему дислокации предприятий общественного питания. При размещении строительства отдельных объектов надлежит придерживаться указанных схем». Эти указания, как уже было отмечено, касаются лишь функционального распределения предприятий и никак не влияют на архитектурно-художественную выразительность их интерьеров. Тем не менее, учитывая недостатки, выявленные практикой, необходимо, вероятно, разрабатывать специальные комплексные схемы, в которых наряду с обоснованным и равномерным распределением интерьеров зданий обслуживающего назначения следует предусматривать принципиальное (не детальное) решение архитектурно-художественных вопросов, определять стилевую характеристику и степень использования произведений монументально-декоративного искусства в зависимости от назначения каждого интерьера, его места, объема (вместимости), тематической направленности и с учетом композиционных особенностей соседних интерьеров.

 

 

Такое мероприятие, будучи достаточно гибким, способствовало бы более целесообразному использованию средств монументально-декоративного искусства в интерьерах зданий общественного назначения, исключало бы возможность стихийных, необдуманных решений.
Необходимость сознательного руководства синтезом искусств, начиная с прогнозирования и кончая выполнением работ, вполне очевидна.