Интерьер и архитектура

Современная архитектура все более активно влияет на организацию среды, окружающей человека, в соответствии с материальными и духовными потребностями общества. Понятие архитектурного творчества необыкновенно расширилось по содержанию. Оно охватывает не только поиски утилитарной функциональности и архитектурно-художественной выразительности, но и связи архитектуры с социальной структурой общества, идеологией, философией, различными видами искусств, сферой охраны здоровья и природы, научно-техническим прогрессом и другими явлениями жизни. В этих условиях необходимо глубокое понимание архитектуры, в том числе и ее синтезирующих свойств. 

Все это имеет непосредственное отношение и к интерьерам зданий различного назначения. Совершенствование интерьера в архитектуре основывается, естественно, на новом представлении о пространстве и обусловливается, по существу, теми же основными направлениями, которые действительны для развития архитектуры в целом. Вместе с тем интерьер имеет и свою специфику. Как наиболее близкая человеку часть искусственной материальной среды, интерьер должен особенно полно соответствовать комплексу функционально-утилитарных и эмоционально-эстетических потребностей.
Но все ли интерьеры отвечают таким требованиям?

 

Именно этим и определяется задача постоянной оптимизации архитектуры современных интерьеров для дальнейшего улучшения условий труда и быта советских людей и повышения их интеллектуально-культурного уровня.

 

Архитектуре современного интерьера кроме утилитарных задач принадлежит важная социально-идеологическая функция — возбуждать определенные эмоции, настроения, переживания, ощущения. Естественно, необходимо знать те условия, при которых интерьер будет наиболее эффективно служить людям, положительно влиять на их жизнь, труд, быт. В этом отношении к числу проблематичных относятся вопросы синтеза архитектуры современных интерьеров и монументально-декоративного искусства.

 

Синтез искусств — постоянная тема для архитекторов и художников, поскольку быстро изменяются технические и экономические возможности общества, расширяется научная информация, выдвигаются новые требования. Актуальность вопросов синтеза искусств особенно возросла сейчас, когда архитектура развивается в неразрывной связи с индустриализацией строительства.
В данной книге на основе анализа конкретных примеров и проектных материалов предпринята попытка критически оценить современный опыт выявить по мере возможности тенденции и закономерности синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства в интерьерах, а также определить основные методические предпосылки для дальнейших работ в этой области.
Разумеется, автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, не исключает возможности дискуссионного отношения к ряду положений.