Композиционные методы решения темы интерьера

Тема интерьера может быть как сюжетная, так и бессюжетная. Какая именно — следует установить заранее до проектирования интерьера.
Практика показывает, что преобладают решения интерьеров (в которых использованы произведения монументально-декоративного искусства) на сюжетные темы. Интерьеры с бессюжетной тематикой составляют незначительную часть.
Например, в Прибалтике, и особенно в Литве, широко применяют темы взморья, связанных с ним мифологических легенд и приморского фольклора. С такой тематикой решены в Вильнюсе: «Неринга»— гостиница и кафе, «Паланга»— кафе, «Гинтарас»— гостиница и кафе; в Каунасе: «Юрате»— кафе-столовая, «Каститис»— столовая-кафе; «Балтика»— гостиница и кафе, «Неринга»—кинотеатр; в Паланге: «Васара»—кафе, музей янтаря; в Клайпеде: «Нептунас»—столовая-кафе, «Меридианас»— ресторан, буфет минеральной воды в Друскининкае и др.
Тематическое решение интерьера обычно начинается с названия, которое, являясь темой творчества архитектора и художника, вызывает в сознании посетителя (еще до того, как он увидит интерьер) определенные ассоциации. Название — один из основных компонентов темы. В этом отношении можно согласиться с Моэмом, когда он говорит, что «слова имеют вес, звук и вид». Название имеет смысл, возбуждает мысли, представления, аналогии. Задача авторов интерьера — выразить этот смысл и эмоциональное содержание интерьера образно-сюжетным гили бессюжетным решением темы.
Например, сюжетную основу кафе «Неринга» в Вильнюсе составляет народная легенда: девушка-великан Неринга помогала рыбакам в борьбе со стихией, насыпала дюны, защищавшие от ветров Куршский залив, а богатырь Наглис победил злое морское чудовище. Похождения героев легенды, море и приморская жизнь людей легли в основу тематического решения трех основных залов и вестибюля кафе «Неринга» и объединяют их единой сюжетной темой. Этому служат основные компоненты: название кафе, декоративная решетка входа в вестибюль, „декоративная решетка входа в бар-буфет, фонтан и декоративное оформление стен в бар-буфетном помещении, настенная живопись -в большом зале, склуьптурный барельеф в малом зале. Для их связи использованы пространственные формы, цветной колорит, зелень, керамика, освещение.
Образное решение темы начинается уже с входа в гардеробную и вестибюль кафе. В две стеклянные стены входа вмонтированы квадратные металлические декоративные решетки (они имеют и функциональное значение), в пределах которых при помощи металлических же лент изображены парусные лодки на волнах. Такими же декоративными морскими мотивами — волнами — заполнены квадраты и в решетке у входа из вестибюля в бар-буфет, который одновременно выполняет функцию распределителя между большим и малым залами кафе. Посредине бара-буфета помещен небольшой бассейн-фонтанчик, отделанный керамическими плитками. Вода в нем символизирует море, что соответствует теме.
Стены бара отделаны декоративным гравированным стеклом, на котором легкими контурами изображена жизнь подводного мира. Следующий и главный тематический компонент интерьера — роспись на трех стенах большого зала кафе, повествующая о Неринге и Наглисе, о жизни приморских рыбаков. Это кульминационная точка темы, образно выражающая конкретное идейно-художественное содержание интерьера.
Имея в виду назначение интерьера, художники решили тему оптимистически, легкими декоративными формами, приятным цветосочетанием, что способствует хорошему настроению, как и должно быть в интерьере предприятия общественного питания.
В малом зале, непосредственно связанном с помещением бара-буфета, основная тема интерьера продолжается, но решается уже другими средствами. Основной элемент темы в малом зале — большой гипсовый барельеф «Отдых у моря».

 

В этой теме нет легендарных персонажей, фольклорных мотивов, она посвящена современной жизни, отдыху людей у Балтийского моря, на Неринге. Однако это имеет связь с тематическими компонентами других помещений кафе, продолжает повествовать о связях далеких потомков легендарных героев с морем.
Пространственные формы и линии в интерьере отчасти решены так, чтобы выразить тему моря, легкость и экспрессивность волн, непринужденность и свободу приморского ландшафта. Этой цели служат выгнутый проход в бар-буфет, форма фонтана, криволинейной формы столики и ниши буфета, волнообразно выгнутая плоскость торцовой стены большого зала, форма большого барельефа в малом зале. Мягкое нюансное цветовое решение росписи стен в большом зале, теплый желтоватый колорит фрески и стен кафе в сочетании с голубыми тонами также ассоциируются с песками, дюнами, неярким прибалтийским солнцем и морем Неринги.
Все, безусловно, подчинено основной теме моря. Однако для этого было бы достаточно и менее интенсивного применения различных форм и средств монументально-декоративного и прикладного искусства. Тема, например, почти ничего не выигрывает от незначительного фонтана или от отделки стен ниши бара-буфета гравированным стеклом с изображениями малоприметных рыб, водорослей, волн.

 

Более скромными средствами решена сюжетная тема характерного интерьера первой тематической группы — каунасского кафе «Каститис» (арх, Ф. Витас, худ. Т. Вайвадене). Сюжетную основу темы составляет народная легенда о молодом и смелом рыбаке Каститисе, которого полюбила морская богиня Юрате и увела к себе в подводный янтарный дворец. Увидел это грозный бог Перкунас, пустил гром и молнии, убил Каститиса и уничтожил янтарный дворец, осколки которого время от времени выносят на берег волны бушующего моря.
Тему «Каститиса» решают в основном четыре компонента: название кафе, декоративное панно — перегородка с изображениями морской флоры и фауны (металлопластика) у лестничной площадки, декоративные тарелки — металлопластика с изображениями флоры и фауны моря в малом зале, металлопластика — головки Юрате и Каститиса в большом зале.
Сюжетные акценты выполнены плоскостно из одного материала — кованой меди — и распределены почти равномерно по всем зонам интерьера в качестве ярких пятен на белом фоне стен. В интерьере «Каститиса» тема решается образно, реалистически и вместе с тем ассоциативно очень ограниченными, однородными декоративными средствами, что позволяет выдержать в едином художественном стиле все основные помещения, не исключая возможности для фантазии зрителя. Этим облегчается восприятие замысла художников и достигается положительный эмоциональный эффект. Однако вызывает сомнение целесообразность использования тяжелого плоского металла — чеканки — для решения темы моря. Во всяком искусстве необходимо стремиться к единству двух сторон: внутренней и внешней, содержания и способа его выражения (формы). Это, конечно, зависит не только от материала, но и от композиционной трактовки, которая в данном случае недостаточно связана с внутренним содержанием темы.
Формы этого интерьера жестки, прямолинейны, строги и не чувствуется их органического единства с произведениями декоративного искусства. Они не способны обеспечить тематическое звучание до необходимого эмоционального уровня. В решении интерьера явно не хватает настроения, романтики, желательных для данной темы.
Представляет интерес интерьер музея янтаря в Паланге (арх. И. Масюлис), назначение которого обусловило другой подход к решению темы. Основную тему интерьера составляют экспонаты — янтарь и янтарные изделия — историческая, этнографическая и художественная ценность. Сами эти экспонаты, разумеется, лишены какой-либо сюжетности, они призваны показать место и значение янтаря в культуре Литвы. В отличие от других интерьеров в музее янтаря использован иной вид монументально-декоративного искусства — витраж (худ. К. Шатунас), установленный в вводной части экспозиции. Это позволило художникам средствами монументально-декоративного искусства, изображающими Юрате и Каститиса, придать интерьеру незначительную лирическую сюжетность, усилить тематическое звучание.
Сюжеты, основанные на фантастике и фольклорном материале, широко применяются в интерьерах, предназначенных для детей. Характерными являются детские кафе «Пасака» («Сказка») в Каунасе (арх. В. Ушинскайте), «Никштукас» («Гном») в Вильнюсе, детский сад-ясли в Минске (арх. В. Теплое при участии И. Краюхиной, В. Ивличева, А. Пономарева).
О темах интерьеров «Пасака», «Никштукас» говорят уже сами названия. Кроме того, в «Никштукасе», например, тема выявляется также внешней образной иллюстрацией— выразительной пространственной вывеской над входом в виде бородатого гнома с цветным стеклянным фонарем в руке. Этот старинный традиционный прием рекламы начиная с улицы, с внешнего оформления кафе, дает образное представление об остроумной, веселой и привлекательной теме интерьера, возбуждает детское воображение. Не разочаровывается юный посетитель и войдя в кафе, где на большой стене зала он видит много хорошо ему известных героев народных сказок.
Тематика, имеющая отношение к местности, краю, истории, этнографии и быту народа, может быть решена различными средствами при непременном условии, чтобы архитектор и художник работали в тесном контакте, добиваясь реализации единой композиционной идеи.
При проектировании одного из новых зданий Каунаса — кафе «Трис мергялес» (архитекторы А. Якучюнас, В. Якучюнене)—были приложены немалые усилия для выявления темы и достижения синтеза между архитектурой и произведениями декоративного искусства. Отчасти это удалось. Но одновременно возникли и некоторые дискуссионные вопросы: человек в интерьере и тема интерьера. Здание кафе расположено на крутом берегу Немана, из окон открываются красивые виды — широкая панорама ГЭС. Это главное эстетическое достоинство кафе. Этому, казалось бы, следовало подчинить и решение интерьеров. В них ничто не должно мешать обзору из окон. Такой принцип почти полностью выдержан в небольшом нижнем зале с камином. В двух других залах вид из окон в значительной степени ухудшается из-за неудачно запроектированных оконных проемов. В этих залах использованы произведения монументально-декоративного искусства: в основном—деревянные скульптуры (худ. Л, Стрёга), в боковом—керамическая стена (работы Н. Лятукайте). Произведения художников отличаются оригинальностью, однако, как это ни парадоксально, ввиду многозначности впечатлений вносят некоторую двойственность в тематику интерьера. Выяснилось, что односторонний подход к решению темы — использование лишь средств монументально-декоративного искусства — не может дать желаемых результатов. Такой метод недостаточен при современных больших требованиях к интерьеру. Необходим метод комплексного решения темы интерьера с подчинением всех его компонентов одной тематической идее. Иначе не будет достигнут целенаправленный синтез всех средств, принятых для решения темы.
Трудности на этом пути возникают отчасти ввиду чрезмерного увлечения количественной стороной средств монументально-декоративного искусства, используемых в интерьерах.
В принципе тематику можно выразить и при помощи разных произведений искусства, если все они сюжетом, содержанием помогают рас

крыть тему. Однако следует помнить, что решающим является не количество произведений искусства, а синтез всех компонентов интерьера, подчиненных одной ведущей теме. Из этого следует, что тему часто можно выразить даже без использования образных акцентов — произведений монументально-декоративного искусства — одними лишь архитектурными средствами. При этом рекомендуется достигать наибольшего эффекта наименьшими средствами, кратчайшим путем.
Такой принцип отчасти применен в решении темы кафе «Вайдилуте» в Паланге, расположенного недалеко от древнего кургана и выполненного в форме древнего жилого здания

Кафе «Вайдилуте» в Паланге (Архитектор Г. Тишкус)
Кафе «Вайдилуте» в Паланге (Архитектор Г. Тишкус)

Помещение кафе перекрыто камышовой крышей без потолка. Стены деревянные, из толстых вертикальных необработанных стволов сосен, расщепленных пополам. Крыша опирается на косо поставленные тройные столбы. Тема интерьера почти целиком выявляется за счет конструктивной структуры здания и натурального строительного материала, что наряду с монументальной деревянной мебелью, приглушенным мерцающим освещением и тенями способствует воссозданию обстановки, характерной-для далекого прошлого. —
Аналогичную тему решали архитекторы В. Стаускас, А. Шипайла,-А. Мисюнас в интерьере кафе «Секличя» (Светлая изба) в городе Паневежисе. Секличя—это большая комната крестьянского традиционного дома, предназначенная главным образом для гостей. По замыслу авторов, в интерьере надо было отразить характер народной секличи и создать атмосферу домашнего уюта. С этой целью использованы многие элементы, характерные для традиционного интерьера крестьянского дома: отделка стен бревнами, деревянные балки потолка, опоры перекрытия зала, по форме напоминающие крестьянские печи, полотняное полотенце на декоративной вешалке, металлопластиковая детальна фоне серого полотна торцовой стены (на сцене), деревянная, по-крестьянскому грубоватой работы мебель и частично керамика.

 

Несмотря на то что использовано немало традиционных элементов, интерьер в целом не производит впечатления архаичного. Главным декоративным акцентом зала является металлопластика (худ. Е. Тулене). По форме она очень близка к известным из археологии украшениям древних литовцев, но увеличена, чтобы ее можно было хорошо видеть из зала и наряду с другими компонентами подчеркивает национальный характер интерьера, в котором, однако, несмотря на мотивы древности, ясно ощущается современный стиль. Это не означает, что метод частичной стилизации и использования традиционных элементов для более яркого выражения темы абсолютно неприменим; в отдельных случаях исходя из назначения интерьера (особенно при решении исторических тем, а также иногда в сельских местностях) он вполне может быть, оправдан.
Сказанное подтверждается практикой проектирования интерьеров в республиках Советского Союза (мельница-кафе в Шедува, «Меджётою ужейга» в Каунасе, «Русский чай» в Москве, «Старый Томас» в Таллине, ресторан «Кавказский аул» близ Сочи, ресторан «Вааги» в Ереване и др.) и за рубежом. Для интерьеров, тематика которых особенно тесно связана с этнографией, историей, бытом и обычаями прошлого, приобретает большое значение правильное определение принципов использования характерных этнографических и исторических признаков. Таких принципов (основных) может быть три: реставрация, стилизация, обобщение (опосредствование).

 

Для применения принципа реставрации возможны три основные формы:
консервация и использование существующих старинных или традиционных зданий и их интерьеров; незначительная реконструкция; восстановление.
При использовании (с необходимой реконструкцией) старинных исторических или этнографических интерьеров решение темы чаще всего может быть бессюжетным. В таких интерьерах обычно отсутствуют произведения монументально-декоративного искусства и тема решается при помощи архитектурных средств, композиционные возможности которых неисчерпаемы

Универсальная столовая в Вильнюсе (Архитектор В. Габрюнас)
Универсальная столовая в Вильнюсе (Архитектор В. Габрюнас)

Испольование старинных и традиционных интерьеров и удачное применение в них (если в этом есть необходимость) произведений монументально-декоративного искусства в принципе не противоречат современным требованиям. Особая ценность таких интерьеров заключается в том, что их архитектурные формы и структура являются подлинными, самобытными и возбуждают у посетителей соответствующее настроение.
Воссоздание заново исторических и этнографических форм в новом интерьере (например, рестораны «Витряк», «Полтава» на Украине) является, по существу, имитацией и в творческом отношении вряд ли желательным мероприятием. Однако целесообразность такого приёма в конечном счете зависит от совокупности различных условий

Архитектор А. Микенас
Кафе «Клумпе» («Деревянный башмак») в Паланге (Архитектор А. Микенас)

При решении вопроса о целесообразности воссоздания исторических архитектурных форм (в том числе с использованием средств монументально-декоративного искусства) необходимо руководствоваться градостроительными требованиями и чувством меры.

 

 

Принцип стилизации характерен для таких интерьеров первой и второй тематических групп, где используются творчески интерпретированные исторические или этнографические мотивы, выраженные в современных стилистических формах. По такому принципу (сюжетная основа — историческая или этнографическая, а форма выражения— современная) оформлены интерьеры ресторана «Сените» у дороги Рига — Псков, павильона «Лайва» в Юрмале и др.
Принцип стилизации чаще всего применяют при сюжетном решении темы интерьера, когда преследуется цель выразить исторические, этнографические или национальные особенности не в старинных традиционных формах, а в новых, соответствующих эстетическим вкусам, интеллектуальному уровню и культурным потребностям современных людей, на основе использования мотивов, почерпнутых из фольклора, этнографии или истории. Такой принцип более творческий по сравнению с принципом реставрации, но его нельзя считать новаторским и достаточно прогрессивным. К тому же возможности этого принципа ограничены выбором мотивов и, что особенно важно, изобразительными методами решения темы.
Принцип творческого обобщения опосредствования не может основываться на использовании каких бы то ни было форм, заимствованных из истории или этнографии. Он нацелен на глубокое выражение сути местных, региональных особенностей

Зал средней школы в Хельсинки (Архитектор И.Ярви)
Зал средней школы в Хельсинки (Архитектор И.Ярви)

закономерен и основан на современных представлениях о действительности, научных достижениях и возросших способностях человека обобщать отдельные явления, их внутренние закономерности. Отход от натуралистической изобразительности в искусстве, желание, учитывая традиции, искать иные пути приводят к необходимости использования принципа творческого обобщения, исключающего повторение или модификацию традиционных форм. Вместе с тем принцип творческого обобщения открывает большие возможности раскрытия внутреннего содержания местных особенностей. Именно потому его можно считать наиболее новаторским и сложнейшим принципом использования для тематики интерьеров характерных местных исторических и этнографических особенностей, а также литературных источников.
Группу современной тематики интерьеров составляют темы, связанные со специфическими явлениями современности. Это одна из наиболее значительных групп интерьеров общественных зданий. Тема современности неисчерпаема, менее других стеснена разными условностями (характерными, например, для исторических и этнографических тем), и поэтому есть возможность использовать ее с широкой творческой фантазией и изобретательностью.
Тематика, связанная со специфическими явлениями современности, не может быть оторвана от главных задач архитектуры и назначения интерьера, от необходимости придания ему соответствующей идейно-художественной выразительности. Иначе такая тема не будет иметь значения для интерьера и, что еще хуже, могут возникнуть противоречия между темой и функцией.
Примером эффективной связи функционального на значения и внутреннего содержания интерьера с темой со временных научных идей и открытий и использования средств монументально-декоративного искусства для выражения темы является планетарий в Вильнюсе (арх. И. Каспаравичюс). Интерьер этого одноэтажного здания состоит из двух основных частей: вестибюля и круглого зала.

 

 

В вестибюле у посетителя формируются первые впечатления от посещения планетария, о его внутреннем содержании, о романтике космических исследований. Этому содействуют главным образом два элемента: фреска на продольной стене, изображающая космос, и группа фотоснимков небесных тел на специальном стеллаже.
Однако глубины содержания в этой фреске не хватает. В этом отношении ее нельзя сравнивать с полотнами на космические темы, созданными в результате глубоких размышлений в области астрономии, философии и истории, или с известными картинами М. К. Чюрлениса из цикла «Знаки зодиака», о которых Ромэн Роллан писал: «Какое плодотворное было бы развитие такого рода искусства живописи в большом пространстве— в монументальных фресках! Это новый духовный континент, Кристофором Колумбом которого стал Чюрленис».
Для выражения такой грандиозной темы, как освоение космоса, желательно иметь большую и хорошо обозреваемую плоскость, на которой можно было бы создать монументальный образ вселенной. Это позволило бы усилить тематическую выразительность интерьера. Монументализм в данном случае соответствовал бы теме, которая предопределена назначением здания.
Тема современности тяготеет к значительности и, естественно, нуждается в соответствующем ей пространстве. К сожалению, еще не всегда используются имеющиеся возможности для выражения значительных тем. Например, во вновь построенном в 1964 г. здании строительного факультета Каунасского политехнического института одним из самых просторных помещений является фойе второго этажа. Одна стена фойе использована для произведения монументально-декоративного искусства, тема которого в значительной степени определена функциональным назначением здания. Разумеется, тема жизни и учебы студентов, их мечтаний имеет необыкновенно широкий диапазон, и ее можно решить по-разному, соблюдая основной эстетический принцип социалистического реализма — тесную, органическую связь с жизнью народа. Такие условия, с одной стороны, усложняют творческую задачу, а с другой — способствуют достижению хороших результатов. Худ. В. Клова создал цветную мозаику—изображение девушки с голубем и молодого человека с поднятыми руками, поддерживающими модель атома. Это — известная символика, выражающая стремление к знаниям, возвышенным идеалам. Но воздействие этого произведения на зрителей (кстати, студенты достаточно знают и понимают искусство) достигается лишь через внешнюю декоративность и поверхностную изобразительность композиции, что явно недостаточно.
Тему современности решал и худ. В. Рузгас, создавший для интерьера факультета электроники этого же института две медные чеканки, которые из-за малых размеров не соответствуют масштабу интерьера и не производят нужного впечатления.
Декоративность и изобразительность без идейности содержания не обеспечивают достаточной выразительности композиции. В таком случае это почти равнозначно беспредметному искусству, которое выполняет декоративную роль

Ресторан в отеле а городе Атланта (США) (архитектор И. Портмен)
Ресторан в отеле а городе Атланта (США) (архитектор И. Портмен)

Новаторство и оригинальность, поиски новых форм выражения современной тематики законны и оправданны, если они направлены на сознательное формирование эмоций. В нашей практике тематическое оформление интерьера чаще всего решается при помощи сюжетных изобразительных произведений монументально-декоративного искусства. Это в значительной степени свойственно и интерьерам с современной тематикой. Однако такой путь не является единственным. Иногда тема интерьера может быть выражена и бессюжетными средствами, если при этом достигнут ассоциативный эффект. Но для этого авторы должны обладать большим мастерством, а зрители — высокой культурой, чтобы понять и правильно оценить художественные качества интерьера и его содержание. К. Маркс писал: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком». Здесь обращается внимание на диалектическую взаимозависимость эстетического наслаждения, эмоционального восприятия искусства с его познанием.

 

 

Немало противоречивых мыслей вызывает, например, ресторан новой вильнюсской гостиницы «Гинтарас» («Янтарь»). Тему интерьера определяет его название, означающее вещь, которая кроме своих физических свойств имеет второе, внутреннее, символическое значение для литовского народа. Авторы интерьера обязаны были учитывать строгие, сугубо современные архитектурно-пространственные формы здания, возникшие ввиду применения сборных, изготовленных индустриальными методами конструктивных элементов.

Архитектор С. Барейкис, маталлопластика – художник К. Валайтис
Ресторан гостиницы «Гинтарас» в Вильнюсе (Архитектор С. Барейкис, маталлопластика – художник К. Валайтис).

В интерьере использованы два произведения монументально-декоративного искусства: большое панно из кованой меди и цветной витраж. Панно размещено в центральной части интерьера в виде стенки позади эстрады и решено в строгих геометрических формах. Композиционно оно согласуется с такими же строгими, прямоугольными архитектурным» формами интерьера и с их ритмом. Геометрический рисунок характерен и для витража в буфетном помещении. Каково же отношение панно и витража к теме интерьера? Конкретной изобразительной связи, нет, поскольку нет янтаря в интерьере. Поэтому приходится искать ее в содержании. Янтарь олицетворяет благородство, чистые чувства, возвышенное состояние, настроение. Кроме того, он является украшением.

 

 

Главный декоративный акцент интерьера—металлическое панно благородного желтоватого цвета с отблесками и витраж, выполненный в неярких, но приятно согласованных тонах, в какой-то степени обладают свойством вызывать у зрителей отдельные ассоциации с янтарем, но это не имеет большого значения. Главное — в комплексной связи архитектурных элементов (согласованность цветового решения освещения, ритма и форм) с произведениями монументально-декоративного искусства, что способствует созданию праздничного, приподнятого, торжественного настроения, возбуждает приятные эмоции, а это в свою очередь соответствует внутреннему смысловому содержанию янтаря.
В условиях, когда тема решается бессюжетными средствами, к архитектурному решению интерьера предъявляются повышенные требования. В таком случае и архитектура, и произведения других видов искусства должны иметь, по существу, одинаковый тематический и эмоциональный потенциал, дополнять друг друга, действовать в комплексе. Иначе одни произведения искусства (без архитектурных средств) будут не в состоянии выразить тему и создать нужную эмоциональную атмосферу в интерьере. Эти условия оказали влияние и на решение темы ресторана «Гинтарас». Тема эта бессюжетная, но решение ее связано с современной жизнью и поэтому оправдано. Такой прием решения широко используется и за рубежом. Именно так выполнены интерьеры вестибюля гостиницы «Диана» в курортном комплексе Солнечного берега (ВНР), студенческого кинотеатра в Гливице (Польша), клуба-бара в Мамая (Румыния), Дворца фестивалей в Токио, Дома культуры в Хиба (Япония), театра в Ингольштате и др.
Для решения идейно-тематических задач, связанных с образными изображениями, посвященными современной советской действительности, наиболее применимы изобразительные средства. Однако при этом требуется умение избежать штампа, найти своеобразный, оригинальный язык образной выразительности, обеспечить органическое единство архитектуры и произведений монументально-декоративного искусства.
Специфичны темы интерьеров, посвященные человеческим именам, которые обычно отличаются красивым литературным звучанием, имеют лирический оттенок, приятный внутренний (иногда символический) смысл. Это отчасти относится и к таким названиям интерьеров, как «Неринга» и «Гинтарас». Часто названия интерьеров, основанные на именах, ассоциируются с молодостью и жизнью современной молодежи, с делами людей, вошедших в историю, ставших легендарными.
Такая тематика обязательно требует и соответствующего ей архитектурно-художественного решения интерьера. Однако во многих случаях архитектурные формы недостаточно используются для обеспечения необходимой тематической выразительности интерьеров. Не меньшую отрицательную роль играет и применение в интерьерах произведений искусства с недостаточно высокими художественными качествами.
Для многих новых общественных интерьеров с современной тематикой свойственны серьезность, сдержанность. Это, безусловно, полезные качества, но при условии, если они не становятся штампом, не утомляют посетителя, не создают монотонности и однообразия в решении интерьеров. Вместе с тем иногда желательно, чтобы в содержании интерьера (особенно, если он предназначен для молодежи) чувствовались легкость и непринужденность. Для современного интерьера характерна проблема преодоления противоречий между идеей темы и ее конкретным выражением. Главным образом это касается тем большой общественной значимости (мир, наука, труд, отдых и др.), которые часто бывают выражены неоригинально, поверхностно, иллюстративно, нехудожественно. Если при этом еще не достигается комплексное единство средств монументально-декоративного искусства с архитектурными, формами интерьера, то потенциальные возможности темы (в ее воздействии на человека) снижаются.

панно – художник А. Калитите
Проходная фабрики «Спарта» в Вильнюсе (панно – художник А. Калитите)

Схема условий видимости панно в пароходной фабрики «Спарта»
Схема условий видимости панно в пароходной фабрики «Спарта»

В тех случаях, когда тема решается при помощи лишь произведений монументально-декоративного искусства без должного использования архитектурных форм, противоречия между архитектурой и произведениями искусства возникают чаще.
Встречаются удачные примеры, когда тему выражают архитектурно-конструктивные формы [зал в Чинчяне — Италия, арх. П. Л. Нерви, театр в С. Галлене—Швейцария

Интерьер театра В.С. Галлене (Швейцария) (Архитекторы Ф. Крамер, К. Пелар, В. Яраи)
Интерьер театра В.С. Галлене (Швейцария) (Архитекторы Ф. Крамер, К. Пелар, В. Яраи)

Центр международных конференций в Киото — Япония, арх. С. Отани и др.]. Иногда это достигается за счет специфических особенностей строительства. В этом отношении представляет интерес и недавно созданный коллективом шахтостроительного управления комбината «Торезантрацит» ресторан «Новинка» в шахтерском городе Торезе. Зал ресторана расположен под землей и сохранил вид горной выработки. Посетители спускаются сюда по специальной наклонной галерее, смонтированной по всем правилам горняцкого искусства.
Большие возможности для лучшего выражения темы интерьера заключаются также в умелом использовании окружающей природы

Вид из помещения дома в Калифорнии (архитектор Р. Нейтра)
Вид из помещения дома в Калифорнии (архитектор Р. Нейтра)

Недостаточное внимание к тематическому содержанию архитектурных форм и объемной композиции не способствует полноценному решению темы интерьеров, которая состоит как бы из двух основных частей: темы произведения монументально-декоративного искусства и темы архитектурно-объемного решения интерьера. Они должны отвечать одной общей для интерьера идее, составлять одно органическое целое. Учет этого положения при проектировании позволит добиться правильной взаимозависимости между функциональными, материально-техническими, эмоционально-эстетическими компонентами темы интерьера и избежать принципиальных ошибок.
Тема интерьера как комплекса—это не простая механическая сумма основных дифференцированных значений (темы произведения монументально-декоративного искусства и темы архитектурных форм и пространства), а функция множества (по крайней мере, нескольких) аргументов, приобретающая качественно новые свойства, более высокое смысловое содержание.
В зависимости от того, какие темы — однородные или неоднородные— решаются в интерьере, получаются разные результаты.
Если внутреннее содержание темы произведения монументально-декоративного искусства аналогично внутреннему содержанию темы архитектурных форм и пространства интерьера, то тема всего интерьера •в таком случае будет однородной и, следовательно, обладать свойствами, необходимыми для выполнения функции синтезирующего фактора в решении интерьера.
Если произведение монументально-декоративного искусства выражает тему, которая по внутреннему смысловому содержанию не совпадает с внутренним содержанием темы архитектурных форм и пространства, то тема всего интерьера будет неоднородной, смешанной.

 

 

Если тема произведения монументально-декоративного искусства имеет собственное внутреннее содержание, а архитектурные формы интерьера нейтральны, т. е. внутреннего содержания не имеют, то тема всего интерьера в таком случае определяется темой произведения монументально-декоративного искусства, которое, однако, одно будет не в состоянии оптимально выполнить синтезирующую функцию.
Если произведение монументально-декоративного искусства внутреннего тематического содержания не имеет (является лишь абстрактным, нейтральным декором), а архитектурные формы и пространство интерьера обладают внутренним смысловым содержанием, то они и определяют тему всего интерьера в целом.

 

Если ни произведения монументально-декоративного искусства, ни архитектурные формы интерьера внутреннего тематического содержания не имеют, тема интерьера в целом отсутствует, т. е. он является нейтральным, пассивным.
Таким образом, при решении интерьера необходимо использовать все потенциальные возможности — выразительность архитектурных форм и пространства, освещение, цвет, звук (музыку), монументально-декоративное и прикладное искусство — для оптимального выражения темы.