Диспетчерские

Диспетчерская служба является органом оперативного управления и регулирования производства, основная задача которого — обеспечение ритмичной, пропорциональной работы всех звеньев производства и равномерного, комплексного выполнения плана выпуска готовой продукции.
Диспетчерская служба обеспечивает непрерывный контроль за состоянием управляемой системы, вносит оперативные коррективы в ее функционирование, дает возможность постоянного внутреннего совершенствования системы.
Решающим средством повышения качества работы предприятий является научная организация труда инженерно-технических работников, которая включает научно обоснованное решение вопросов, связанных с оперативно — производственным планированием.
В комплексе мероприятий, способствующих совершенствованию организации производственной среды диспетчерских служб, большое значение имеет: рациональная организация рабочих мест, чистота воздуха, объем помещения, температурно-влажностный режим, освещение, звукоизоляция, конструкция и форма мебели, озеленение и наглядная агитация.
Одной из важных задач, влияющих на оптимизацию диспетчерской службы, является эстетическая организация производственной среды, включающая в себя следую щие факторы: психологический, физиологи ческий и санитарно — гигиенический.

Диспетчерские службы

ПЛАНИРОВКА РАБОЧИХ ПОМЕЩЕНИЙ. ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ.

При целесообразной планировке рабочих мест исключаются неоправданные перемещения и излишние движения работников, экономно используется площадь, обеспечивается правильное освещение рабочих мест, создается возможность соблюдения противопожарных правил.
Соблюдение санитарно — гигиенических норм предполагает создание комфортабельных условий в пределах служебного помещения.
Элементами интерьера диспетчерской службы являются:
мебель индивидуального и группового пользования;
пульты, щиты, устройства отображения информации;
устройства и приспособления декоративного оформления интерьера;
устройства для зонирования помещения;
устройства для кондиционирования воздуха;
средства вычислительной и организационной техники.
Помещение диспетчерской службы подразделяется на три функциональные зоны: рабочую зону, зону совещаний, зону хранения.

 

Порядок расстановки мебели и оборудования в рабочих комнатах определяется следующими правилами:
1. Разрабатывается порядок размещения рабочих центров и групп сотрудников. Группировка отдельных видов работ определяет оборудование рабочих мест служащих этих групп. Оборудование должно обеспечить поступательное движение трудового1 процесса и взаимоотношение отдельных видов работ. При этом выделяется нормативная площадь.
2. Оборудовать рабочие места необходимо так, чтобы работа передавалась с одного стола на другой либо сбоку, либо спереди. Для максимального использования площади можно два стола расположить один возле другого, но с условием, что будет оставлен проход с одной стороны каждого стола.
3. Столы не должны стоять лицом к лицу, прямо перед стеной или другой преградой. Располагать их лицом к лицу можно только при работе сотрудников с вращающейся картотекой. Картотеки, как правило, располагают у стен. Их следует ставить задней стороной друг к другу. Шкафы для одежды располагают у входа.
5. Все материалы и предметы, находящиеся в рабочей зоне, необходимо располагать в пределах досягаемости работника, чтобы не нужно было сильно изменять основную рабочую позу при их использовании.
6. Все приборы и инструменты, применяемые служащими, должны иметь постоянно закрепленные места хранения, выбранные в строгом соответствии с частотой их использования в течение рабочего дня; чем чаще используется какой-либо предмет, тем ближе он должен находиться и легче извлекаться.
Размешан мебель в служебных помещениях, а также устанавливая внутри комнат перегородки, следует придерживаться нормативов на проходы и другие расстояния в служебных помещениях.
Особое внимание следует обращать на расположение рабочих мест относительно окон. Окно не должно находиться перед лицом сидящего или за спиной, т.к. тень работника ухудшает освещенность рабочей поверхности. Лучшим положением считается, когда окно расположено слева от работающего, т.к. при нахождении источника света справа тень от руки мешает работе.

Работники, которые по специфике работы часто выходят, должны размещаться ближе к выходу.
Рабочая поверхность стола должна , быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Не следует покрывать стол стеклом, блестящая поверхность которого вредно действует на зрение.
Размеры полок и ящиков в столах должны соответствовать размерам хранимых бумаг, папок, причем способ хранения должен обеспечить удобство их укладки, поиска и выемки. Целесообразно оборудовать специальные ящики с отделениями для хранения бумаг, письменных принадлежностей, картотек.
Кресло должно иметь форму, позволяющую придвигать его вплотную к столу, с тем чтобы руки диспетчера или оператора получали необходимую опору. Удобны для работы стулья и кресла с регулируемой высотой сиденья.
Кресло или стул должны иметь опору для спины, что обеспечивается установкой полукруглой передвижной спинки, изогнутой на упоре спины человека.

пульт управления

При проектировании пульта управления необходимо обеспечить:
достаточное пространство для ног оператора;
соразмерную высоту пульта;
должный уклон верхней плоскости пульта в сторону оператора,что относится особенно к тем частям пульта, на которых смонтированы индикаторы;
минимальную высоту переднего края пульта, если оператор должен видеть управляемую машину прямо, не поворачивая головы.

интерьер диспетчерской службы

При цветовом решении интерьера диспетчерских служб необходимо учитывать специфические особенности конкретного помещения: климатические условия, ориентированность помещения и степень его естественной освещенности, характер искусственного освещения, температурно-влажностный режим, величину и форму помещения.

В помещениях с недостаточной освещенностью следует использовать более светлые цвета.

Мебель диспетчерской

Для помещений, ориентированных на север и восток, необходимо выбирать теплые тона с желтым оттенком ( слоновая кость, светлая охра); при ориентации помещений на юг и запад — цвета холодных тонов (зеленый, зелено-голубой, голубой и т.д.).
Цветом можно подчеркнуть удачные архитектурные решения диспетчерских помещений, исправить недостатки архитектурной формы.