Благоустройство школ-интернатов, здания которых были построены сравнительно давно, или территорий, приспособленных под школьные, — дело более сложное, нежели благоустройство новых помещений и новых территорий. В первом случае трудно бывает создать единый стройный ансамбль, выделить тематические уголки на пришкольном участке, связать их единым художественным оформлением. Приходится ограничиваться оформлением отдельных площадок, а целостности ансамбля по возможности добиваться применением единых методов обработки и одинаковых материалов. В качестве примера, как один из возможных вариантов, рассмотрим благоустройство и декоративное оформление территории школы-интерната № 1 города Сухуми. Школе не понадобились деньги ни на материалы, ни на рабочую силу. Все здесь сделано руками педагогов и других сотрудников интерната при активном участии школьников. Все работы велись по проектам и под руководством художника.
Два раза в неделю школьный грузовик привозил с моря простую гальку. Уже в процессе сбора была организована её сортировка: каждый класс собирал на пляже камешки «своего» цвета. Ребята также собирали и приносили в интернат металлолом. Из леса притащили коряги. С завода железобетонных изделий привезли бракованные плиты. В овраге, неподалеку от школы, обнаружили поломанные асбоцементные трубы. Спилили сухие эвкалипты, выкорчевали пни, которые потом тоже пошли в дело. Поиски «материалов» велись все время, и параллельно шла работа по обработке уже найденного.
Территория школы-интерната, лишь частично благоустроенная у здания и в саду, большей частью состояла из беспорядочных бугров и рытвин. Раньше тут протекал ручей в неприглядной канаве, угрюмо стояли погибшие от мороза сухие эвкалипты и росло лишь несколько деревьев. В дождливое время, довольно длительное в Сухуми, двор превращался в болото.
И вот коллектив школы принялся за работу по благоустройству.
Вначале подготовили всю площадь территории: создали невысокие террасы с подпорными стенками из крупной и мелкой цветной гальки и лестницами из околов известняка и других пород камня; территорию выровняли так, что все воды стекали в пруд, который должен был образоваться после постройки плотины на ручье и расширения русла ручья; в проточном пруду оставили зеленые острова, перекинув к ним мостики.
Дорожки вымостили бракованными строительными бетонными плитами, украсив их инкрустацией из цветной гальки на цементном растворе. Отдельные дорожки из бетона с обнаженной цветной галькой построили в деревянных опалубках-рамах из разборных реек. Остальные дорожки сделали из гравия. Приствольные круги окантовали досками, слегка приподнятыми над уровнем мощения; одни приствольные круги выложили галькой, другие взрыхлили и засеяли газонными травами.
Уголок отдыха с питьевым фонтаном Интернат № 1, Сухуми.
Ребята благоустраивают территорию. Интернат № 1, Сухуми.
1001 мелочь в оформлении. Интернат № 1, Сухуми.
На террасах на разных уровнях расположили: класс, географический уголок, детскую площадку, сцену — танцевальную площадку, амфитеатр, уголки отдыха, декоративные бассейны, площадку для игр, игровую площадку для маленьких, спортивную площадку.
В классе на открытом воздухе — длинный дощатый стол (за ним умещается целый класс); в его конструкцию входят и скамьи. При желании можно перенести стол на другое место, развернуть его в ином направлении вместе со скамьями. Перед столом — классная доска. По сторонам — мольберты.
Здесь проходят уроки рисунка, лепки, труда.
Класс-мастерская под открытым небом. Интернат № 1, Сухуми.
Изготовление оборудования класса-мастерской. Рабочий момент. Интернат № 1. Сухуми.
Географический уголок оснащен простыми самодельными метеорологическими приборами. Здесь устроен макет геологического разреза пластов земли, размещены образцы растений и деревьев, по которым учатся определять стороны света.
На детской площадке — линейка с мачтой-флагштоком и трибуной. Рядом — трельяжи из проволоки или веревки, заплетенные вьющимися растениями, стенды для вывешивания «информации» и фотовитрин, выполненные из деревянных реек и фанеры. Прутья, приваренные к радиодинамику, преобразили его в «спутник».
Сцена летнего театра служит и танцевальной площадкой. Уютная, вся в зелени, беседка — кулисы сцены и место отдыха в жаркое время дня.
Зона отдыха с теневым навесом. Интернат № 1, Сухуми.
Немного ниже — амфитеатр. Несколько причудливо изогнутых сухих стволов эвкалипта, расположенных горизонтально и закрепленных на общем основании, несут на своих укороченных ветвях и на изгибах стволов небольшие, ярко окрашенные дощечки — сиденья. Все сооружение чем-то напоминает многоголовых сказочных драконов или доисторических животных.
Детали оформления территории. Трибуны из сухих стволов эвкалипта. Сиденья окрашены в яркие цвета. «Газон сказок».
А рядом кинопроектционная будка-скворечник в развилке сухого дерева. Круглое отверстие «птичьего» входа служит окном для проекционного луча. Отсюда ребята показывают диапозитивы и фильмы собственного производства.
Скворечник-кинопроекционная. Интернат 1. Сухуми.
На прямоугольнике «газона сказок» — жар-птица, рыбы, сова, фантастические цветы — все выгнуто из толстой проволоки, местами сваренной, и окрашено в чистые контрастные цвета. В центре газона глыба стекла, блеском своих граней дополняющая сказочность этого уголка.
На другом газоне — замысловатые коряги, лиановая «змея», живописно расставленные камни. У газонов — скамьи из реек на металлических ножках. Скамья может стать и декоративной скульптурой, как, например, лежащий «олень» из цемента.
В тени деревьев — мир тишины. Декоративные бассейны с цементными берегами и мозаичным дном связаны медленно перетекающей струей воды. Крупная плаха — скамья. Бассейн из обычной, врытой в грунт старой ванны, по краям и по дну выложен камнем. Под навесом из деревянных реек и бамбука, увитым плющом и диким виноградом, — столы из пеньков. Крышки столов инкрустированы галькой. Скамьи сделаны из половинок бревнышек и стоят на ножках из кругляшей дерева.
На площадке для игр собраны аттракционы и игровые предметы. Качели, сваренные из прутка люльки, люльки-ракеты; отслужившие автомобильные покрышки — сиденья.
Столб, на котором укреплены «гигантские шаги», расписан желтой и черной красками, и его венчает голова жирафа. Лазательные стенки сделаны из сваренных в виде решетки деталей старых автомобильных дисков, из толстых досок, сбитых в щит, в котором прорезаны отверстия
Лазательная стенка (детали автомобильных дисков). Интернат № 1, Сухуми.
Игровой лазательный щит. Интернат № 1, Сухуми.
Лазательное устройство. Отверстия в асбоцементной трубе выполнены обычной ножовкой. Интернат № 1. Сухуми.
Традиционный для детских игровых площадок игрушечный поезд собран из асбоцементных труб, колеса его сделаны из старых автомобильных дисков
«Поезд» (асбоцементная труба, автомобильные диски). Интернат № 1, Сухуми.
Оригинально решение «подводной лодки», которую сложили из камня и оштукатурили цементным раствором,
Подводная лодка в песочнице (оштукатуренная каменная кладка). Интернат № 1, Сухуми.
прост в изготовлении и удобен в игре пароход из досок в песчаном «море».
Для самых маленьких — свой уголок. Основное сооружение — группа разновысоких бревнышек, поставленных торцом и увенчанных дощечками-сиденьями.
«Опята» — трибуны для малышей (дерево). Интернат №1. Сухуми.
Здесь ребятишкам младших классов читают книги, беседуют с ними, играют в так называемые «тихие игры». Рядом — горка, песочница, а среди зелени — щиты-крепости из досок, реек и фанеры. Их штурмуют и обороняют, за ними прячутся, здесь играют и в «дом» и в «замок».
Игровые «крепости» (деревянные щиты). Интернат № 1, Сухуми.
С интересом, фантазией, с большим желанием, самоотверженно работали ребята над оформлением территории своей школы. Когда контуры будущего детского городка стали обретать видимые формы, в интернат пришли ребята из других школ: учиться, набираться опыта, перенимать находки и решения.
Бережно, по-хозяйски относятся ребята сухумского интерната № 1 ко всему, что сделано их руками. Но это не значит, что к сооружениям относятся как к музейным экспонатам, напротив, все дети очень любят свой маленький город и часто проводят там свой досуг. Недаром паровозу дается собственное имя: назвали его так же, как коня горских легенд, — «Араш», а бревнышки-трибуны для маленьких назвали «опята». Все это свидетельствует о том, что город полюбился ребятам, нужен им, что он решен удачно. Городок сблизил их с природой. Рисуя в классе, на открытом воздухе, в тени беседки или навеса, читая за столом из пня, у бассейна, ребята вольно или невольно наблюдают и за окружающей их жизнью растений, насекомых, животных, рыб.
Часто на территориях детских площадок можно видеть хозяйственные постройки, своим внешним видом разрушающие гармонию хорошо решенных зданий и отлично спланированных и оформленных зеленью и цветами площадок между ними. Даже находясь в стороне от благоустроенных участков, неприглядной формой, силуэтом и отделкой они портят общий вид территории.
На примере части территории подмосковного лагеря «Березка» рассмотрим один из возможных приемов включения хозяйственных построек в декоративное оформление. Прежде у заросшего тиной небольшого пруда, служившего мусорной свалкой, стояли в окружении буйных зарослей бурьяна и крапивы старая водонапорная башня с оштукатуренным цоколем и деревянным верхом и бак с водой на сваях. При активном участии ребят выпололи бурьян и крапиву, расчистили пруд от ряски и сора, спилили отдельные, мешавшие ивы.
По берегу водоема проложили дорожку, вымостив её березовыми бревнышками с корой. Через мостик над прудом, сделанный из половинок березовых бревнышек, подвели её к «избушке на курьих ножках» с высокой, живописной формы крышей и простыми деталями украшений сказочного характера: несколько сколоченных из дерева щитов — и грубая конструкция бака для воды обернулась живой сказкой.
Сказочная избушка, замаскировавшая неприглядный водопроводный резервуар. Детский лагерь «Березка», Подмосковье.
Неподалеку на пне из раствора цемента вылепили голову витязя. Лист кровельного железа послужил материалом для шлема, кольчугой стала металлическая сеткаю
Голова богатыря (пень, цементный раствор, кровельное железо, металлическая сетка). Детский лагерь «Берёзка». Подмосковье.
У столов читальни, на берегу пруда, поставили стенку из досок (она образует в плане ломаную линию), стенку забросали цементным раствором, не сглаживая неровностей и потеков. В отверстия в досках вставили цветные стекла. Днем стенка служит в качестве теневого экрана, вечером её подсвечивают, и всегда она выглядит как сказочный древний замок.
Преобразилась и водонапорная башня. Чуть-чуть изменили форму верхней части, расписали цоколь «швами каменной кладки», установили огромные крылья — и над сказочным уголком вместо скучного бытового сооружения поднялась «настоящая» ветряная мельница.
На детской игровой площадке парка под Серпуховом стоит декоративная скульптура черепахи. Размерами она превосходит многие сооружения площадки, являясь композиционным центром детской территории. Выполненная из бетона в виде сферы с отверстиями на спине (имитация панциря), с вырезами, образующими ноги, и головой на шее из деревянного бруса, черепаха служит одновременно и навесом от дождя и солнца, и песочницей, и лазательным снарядом.
«Черепаха» — песочница, теневой навес, лазательное устройство. Детская площадка, Серпухов.
«Черепаха» — песочница, теневой навес, лазательное устройство. Детская площадка, Серпухов.
Детская игровая площадка в молодежном лагере под Браззавилем (Конго), созданном при участии советских специалистов, оборудована автомобилями и самолетами, доставленными сюда со свалки машин. Стекла и другие опасные детали убрали; машины установили на основании — и ребята получили интересные игрушки в натуральную величину.
«Самолет», «Автомобиль». Мишень для метания копий. Детский лагерь, го (Браззавиль).
Для лазательной системы использовали сборно-разборные строительные леса. Стойки и перекладины собрали в виде объемной конструкции из многих лестниц и жестко закрепили в грунте, а трубки каркаса окрасили в яркие цвета.
Поезд и лазательная система. Детский лагерь. Конго (Браззавиль).
Теневые навесы выполнили в виде конической тростниковой крыши, напоминающей кровлю хижины, снабдив их и лазательными устройствами.
Теневая тростниковая беседка. Детский лагерь, Конго (Браззавиль).
Асбоцементные трубы «вагонов поезда» нижней частью заглублены в грунт и образуют сквозной дугообразный тоннель.
Там же на небольшой площадке монолитного бетона, разбитого на квадраты-пласты, отделанные обнаженным заполнителем, возвышается стилизованное изображение пламени костра. Оно выгнуто из металлических труб и «работает» как пространственная решетка. Вечером, подсвеченная снизу, она привлекает тучи насекомых. Их клубящаяся масса в решетке и над ней озаряется нижним светом и создает иллюзию движущегося пламени настоящего костра. Этот элемент оформления выполняет две задачи одновременно — приманивает насекомых и украшает территорию лагеря.
«Костёр» — декоративный живой факел, элемент оформления территории (подсвечивается снизу). Детский лагерь, Конго (Браззавиль).
Игра — это важный элемент в воспитании детей, а игры на свежем воздухе полезны вдвойне. И чтобы не пустовали детские площадки, чтобы ребята больше времени проводили там, в своем маленьком, но очень важном для них мире, надо сделать детские площадки интересными, привлекательными.