Большая кольцевая линия изменит транспортную систему Москвы

Подземная дорога в будущее
Большая кольцевая линия изменит транспортную систему Москвы

В Москве активно строится Большая кольцевая линия метро (БКЛ) – крупнейший проект, не имеющий аналогов в мире: 70 км, 31 станция, 19 пересадок на другие линии подземки и по четыре – на МЦК и на Московские центральные диаметры (МЦД). Уникальным будет и исполнение БКЛ: тоннели разного диаметра, станции как глубокого, так и мелкого заложения, индивидуальное оформление для каждой из них. Движение в полном объеме управляющая компания по реализации проекта АО «Мосинжпроект» планирует запустить до конца 2023 года.

Пассажиров ждут на «Савеловской»
В данный момент спроектированы 53 км тоннелей и 24 станции Большой кольцевой линии. Как говорит генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин, сейчас готовится документация для строительства восточного отрезка от станции «Нижегородская» до «Каширской», а также для реконструкции действующего участка – от «Каховской» до «Каширской», который будет включен в состав БКЛ. На остальных участках уже развернули работы. Пять станций на северо-западе и севере города запущены в начале этого года, а в конце планируется завершить строительство еще одной – «Савеловской» (ранее «Нижняя Масловка»).

«Савеловская» – это одна из немногих станций глубокого заложения на БКЛ. Ее возводят на отметке 65 метров под землей. В данный момент горнопроходческие работы полностью завершены, конструкции готовы, ведется отделка. На платформе уложено 80% мраморного пола.
Станция будет с двумя вестибюлями. На первом, который ведет к Бутырской улице, завершается монтаж всех четырех эскалаторов. В процессе установки находятся еще восемь – четыре во втором вестибюле, выходящем к Савеловскому вокзалу, и четыре – в зоне пересадки на Серпуховско-Тимирязевскую линию.
Архитектурный облик станции стилизован под тоннель подземки. Путевые стены не будут закрывать от пассажиров: чугунные тюбинги зачистят и окрасят. Пилоны с двух сторон «оденут» в саянский мрамор, а со стороны центрального зала и боковых платформ оформят стеклянными прозрачными витражами, смонтируют подвесной потолок из алюминиевых панелей.
На базе станции появится одно-
именный транспортно-пересадочный узел, который объединит пассажирские потоки подмосковных электричек, автобусов и двух станций метро. ТПУ будут пользоваться порядка 300 тысяч человек в сутки.

Глубоко копают
Строительство станций метро глубокого заложения сегодня в Москве редкость. Чтобы удешевить работы и сократить их сроки, городские власти приняли решение возводить новые объекты на небольшой глубине. Исключение делается лишь для станций, в случае с которыми других вариантов ведения работ не существует. Это может быть связано с плотной городской застройкой, особенностями расположения других подземных объектов, сложными грунтами и так далее.
Как отмечает Марс Газизуллин, кроме «Савеловской» на Большой кольцевой линии возводятся еще две станции глубокого заложения –«Ржевская» и «Шереметьевская».
«Ржевская» станет пересадочной с «Рижской» Калужско-Рижской линии. Глубина заложения – 65 метров. На станции планируется построить два вестибюля. Восточный позволит выйти к ж/д платформе Ржевская, западный – на Рижскую площадь и к Рижскому вокзалу. Работы развернуты на территории бывшего Рижского радиорынка и на Рижской площади. На данный момент специалисты завершили сооружение двух рабочих стволов глубиной 53 и 71 метр, предназначенных для дальнейшего строительства станции закрытым способом.

«Шереметьевская» будет располагаться на глубине 71 метр и получит пересадку на действующую станцию «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии. Строительство ведется в сложных грунтах – это в основном известняк и мергель. Станция будет с тремя независимыми залами, отделенными друг от друга рядом пилонов с проходами между ними. Такая конструкция лучше всего выдерживает давление горных пород.
В настоящий момент ведутся работы по сооружению наклонного хода. Это наиболее сложный объект, поскольку тоннель пересекает различные грунты с неоднородными свойствами. Поэтому применяются разные технологии: часть породы разрабатывается механически, другая – с применением буровзрывных работ. На поверхности завершен монтаж горного комплекса. Кроме того, ведется строительство пересадки на «Марьину Рощу».
«Шереметьевская» и «Ржевская» расположены на северо-восточном участке Большой кольцевой, где также идет строительство станций мелкого заложения – «Стромынки», «Рубцовской», «Лефортово» и «Авиамоторной».
Архитектурный выход в город
Все станции Большого кольца будут индивидуальны и оригинальны в оформлении. В частности, облик трех станций северо-восточного участка БКЛ – «Шереметьевской», «Ржевской» и «Стромынки» – был выбран в ходе открытого архитектурного международного конкурса. Так, «Шереметьевская» станет светлой современной станцией, в которой традиции архитектуры московского метро поданы в актуальной интерпретации. В основе дизайна лежит эстетика фарфора – обязательного элемента дворянских усадеб. Выпуклые по сторонам колонны выполнены из отечественного гранита и по форме похожи на фарфоровые изделия.
Идеей оформления «Ржевской» стал «портал в город», символизирующий историческое значение Рижской площади, которая в свое время была своего рода въездными воротами в Москву. Главный архитектурный элемент – арка. Она акцентирует вход в наземный павильон и повторяется в дизайне платформы.
В основе концепции оформления «Стромынки» – связь станции с парком «Сокольники». Общая идея архитекторов – подчеркнуть связь с парком, повторив интерьер в виде «техногенного леса». Через перфорированный потолок будет проникать свет, имитирующий солнечный. Контраст светлых и теплых цветов придаст объем, а конструкция из трубчатых светильников позволит вписать его в естественный ландшафт.
«Северо-восточный участок БКЛ является одним из самых сложных ввиду непростых гидрогеологических условий», – говорит Марс Газизуллин. Проходческие работы от «Авиамоторной» до станции «Рубцовская» завершены. Сейчас продолжается строительство тоннелей от «Рубцовской» до «Стромынки».
Также уже завершилось сооружение левого и правого тоннелей длиной 1,2 км каждый от камеры съездов, расположенной между станциями «Авиамоторная» и «Нижегородская» в сторону «Нижегородской». К строительству оставшегося участка от камеры съездов до «Авиамоторной» планируется приступить в октябре.

Тоннели идут один за другим
По словам Марса Газизуллина, из 69 км Большой кольцевой линии два участка общей протяженностью
14,7 км будут двухпутными. На первом разместятся станции «Давыдково», «Можайская» и «Терехово». На втором – «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Остальные тоннели проложат привычным для столичной подземки диаметром – примерно шесть метров.
В конце августа строители приступили к возведению восточного участка Большой кольцевой. Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Марина» начал строительство правого перегонного тоннеля от станции «Текстильщики» в сторону «Нижегородской». На прошлой неделе при помощи 6-метрового ТПМК «Наталия» приступили к проходке левого перегонного тоннеля.
В начале сентября стартовала первая проходка на западном участке Большого кольца – ТПМК «Ольга» ведет строительство левого тоннеля от «Мневников» до станции «Улица Народного Ополчения».
На юго-западном участке БКЛ идет проходка сразу четырех тоннелей от «Аминьевского шоссе» в сторону «Мичуринского проспекта», а также от «Проспекта Вернадского» до «Мичуринского проспекта». Сама же станция «Мичуринский проспект» активно строится – подрядчики приступили к устройству котлована.
На южном отрезке БКЛ, который включает станции «Калужскую» («Воронцовскую»), «Улицу Новаторов» и «Севастопольский проспект» («Зюзино»), завершается вынос коммуникаций на площадках. В ближайшее время планируется приступить к проходке тоннелей от «Каховской» до «Севастопольского проспекта».
Завершить строительство всех станций Большого кольца планируется до 2023 года. Пассажиропоток, по подсчетам специалистов, составит 380 млн человек в год.

Андрей Макарский