Большая кольцевая поможет развивать метро дальше

2018 год в столице назван годом метро — в Москве в течение одного года планируется завершить строительство 24 станций. Такого количества не вводилось за всю историю строительства метро. О том, какие объекты уже открыты, какие завершат в ближайшие месяцы и куда придет подземка в будущем, в интервью «Московской перспективе» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Следующая станция — рекордная

Правительство Москвы утвердило очередную Адресную инвестиционную программу на 2019-2021 годы. До 70% средств будет, как и в прежние годы, направлено на развитие транспортной инфраструктуры столицы, в частности на строительство метро. Оно по-прежнему в приоритете?

— Метро — основной общественный транспорт столицы, им пользуются почти 70% москвичей, что больше, чем в других мегаполисах мира. Поэтому неудивительно, что именно подземка остается нашим главным приоритетом в транспортных стройках.

По сути, метро — это стимул к привлечению инвестиций в те районы, куда оно приходит: там сразу же начинает строиться недвижимость — жилье, социальная инфраструктура и, что очень важно, объекты для создания новых рабочих мест. Но самое главное — мы должны выполнить поставленную мэром задачу — обеспечить подземкой в пешеходной доступности 95% москвичей. Причем подчеркну: в последние годы мы не просто строим новые линии и станции, а интегрируем все это с железнодорожными ветками — как с Московским центральным кольцом, так и с радиальными направлениями, а начиная с этого года запустили совместно с РЖД проект строительства Московских центральных диаметров, со станций которых тоже можно будет легко и удобно пересесть на метро.

Как вы оцениваете работу метростроителей в этом году?

— Метростроители работают и днем и ночью, не останавливая процесс ни на минуту. Работы развернуты на всех строящихся участках и идут по графику. Этот год у стройкомплекса, напомню, объявлен годом метро, и неслучайно: мы уже ввели 15 станций и 32 километра новых линий плюс два электродепо для обслуживания подвижного состава. Это рекордные объемы за всю историю столичной подземки. Даже в советские годы никогда столько станций метро в год не вводилось: максимум 13 станций первой линии метрополитена — Сокольнической, открывшихся в год рождения московский подземки — в 1935-м.

Как известно, еще в конце февраля этого года мы открыли первый участок второго кольца с пятью новыми станциями — это «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк».

В марте был запущен очередной участок северного радиуса Люблинско-Дмитровской линии с тремя станциями: «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». В конце августа мы ввели самый протяженный участок Калининско-Солнцевской линии от «Раменок» до «Рассказовки» с семью новыми станциями. Таким образом, еще одна ветка метро, помимо Сокольнической, пришла в новую Москву.

До конца года мы планируем открыть для пассажиров станцию «Беломорская», которая уже практически готова: она расположена на Замоскворецкой линии между «Ховрино» и «Речным вокзалом». Откроем и станцию «Савеловская» Большой кольцевой линии. И, наконец, планируем запустить первый участок Некрасовской ветки с четырьмя станциями: «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Косино». На последней будет пересадка на станцию «Лермонтовский проспект». Технический пуск этого отрезка уже состоялся, остались детали. Кроме того, обеспечим строительную готовность продления Сокольнической ветки от «Саларьево» до «Столбово», а поезда с пассажирами по нему поедут уже в следующем году.
Аналогов БКЛ в мире нет

А каковы планы на ближайшие три года: сколько линий и станций будет построено?

— Мы планируем построить и ввести в эксплуатацию почти 58 километров и 21 станцию, а также три новых электродепо. В частности, это второй участок Некрасовской ветки от станции «Авиамоторная» до станции «Косино», Сокольнической — от «Саларьево» до «Столбово». Это в общей сложности 23,7 километра и 9 станций. Что касается участка Сокольнической линии, то он, как я уже говорил, на финальной стадии строительства, и пассажиры смогут им воспользоваться в начале будущего года. Кроме того, в течение трех лет будет продолжен наш самый главный проект — возведение Большой кольцевой линии, до конца 2021 года планируем завершить четыре новых участка протяженностью 30,2 километра с 11 станциями.

О каких именно участках БКЛ идет речь?

— Будут готовы западный участок второго кольца — от «Хорошевской» до «Можайской», юго-западный участок — от «Проспекта Вернадского» до «Можайской», северо-восточный — от «Авиамоторной» до «Савеловской» и южный — от «Проспекта Вернадского» до «Каховской». По сути, это половина от общей протяженности БКЛ. Остальные участки будут завершены в 2023 году, и тогда кольцо полностью замкнется.

Кстати, к вопросу о «Савеловской»: еще недавно эта станция носила название «Нижняя Масловка» — почему решили ее переименовать? Не будет ли путаницы с одноименной станцией серой ветки?

— Никакой путаницы не будет — напротив, это сделано для большего удобства и лучшего ориентира для пассажиров. Люди за столько лет уже привыкли к тому, что многие пересадочные станции имеют одни и те же наименования: «Китай-город», «Проспект мира», «Парк культуры», «Таганская» и ряд других, в том числе и те, с которых осуществляется выход пассажиров к одноименным вокзалам: Киевскому, Курскому, Павелецкому, Белорусскому. Рабочее название станции действительно было «Нижняя Масловка», но на поверхности находится Савеловский вокзал, и если пассажир едет по второму кольцу, «Савеловская» для него звучит как ориентир. Помимо этого здесь строится первый Московский центральный диаметр — от Савеловского вокзала. Это будет крупный транспортно-пересадочный узел — две линии метро и МЦД, — который в будущем году уже заработает. Вот и назвали станцию «Савеловская», чтобы никто не путался и всем все было понятно, где и куда выходить, куда пересаживаться. Кстати, и Кожуховскую линию переименовали в Некрасовскую, чтобы избежать путаницы: ведь на Люблинско-Дмитровской линии уже есть станция «Кожуховская», а с районом Кожухово, соседним с Некрасовкой, откуда и идет новая розовая ветка, она никак не связана.

Почему второе кольцо метро так важно для города?

— Прежде всего хочу сказать о том, что это крупнейший и ключевой проект метростроения за всю историю московской подземки. И аналогов ему в мире на сегодняшний день просто нет. БКЛ станет самым протяженным кольцом метро в мире, на 13 километров обогнав даже пекинскую кольцевую протяженностью 57 километров.

БКЛ позволит разгрузить действующую Кольцевую на 15-20% и примерно на столько же — пересадочные станции в ее пределах. Москвичи получат возможность не ехать в центр, чтобы сделать там пересадку на нужную им радиальную ветку метро, достаточно будет добраться до ближайшей станции БКЛ, чтобы пересесть на нее и доехать до нужной линии. Время в пути сократится в среднем на 20 минут. Появятся десятки новых альтернативных маршрутов, которыми станут пользоваться пассажиры. С БКЛ можно будет пересесть и на любую радиальную ветку, и на станции железной дороги.

О том, насколько этот проект важен для пассажиров и для самого метро, говорят цифры: первый участок кольца мы запустили только в конце февраля этого года, а уже сегодня новыми станциями пользуются более 70 тысяч пассажиров только в будние дни, пассажиропоток вырос на 6%, станция «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии разгрузилась на 16%, а «Динамо» Замоскворецкой ветки — на 13%.

Кроме того, благодаря реализации этого проекта новые станции метро в пешеходной доступности получат жители кварталов реновации, большинство которых как раз расположены на территориях, прилегающих к БКЛ. Большая кольцевая позволит развивать подземку дальше: от нее можно протянуть радиальные ветки фактически в любую точку Москвы. Одну такую линию мы уже строим — Некрасовскую. Будут протянуты новые радиальные ветки в Коммунарку, Рублево-Архангельское, Бирюлево — то есть в те районы, где либо уже сформированы, либо формируются крупные точки роста, где присутствует и жилая застройка, и социальная инфраструктура, и тысячи рабочих мест.
Пассажиры ждут открытия

Начаты ли уже работы по строительству Коммунарской линии метро?

— К строительным работам на новой ветке от станции метро «Улица Новаторов» Большой кольцевой линии до «Коммунарки» в новой Москве планируем приступить уже до конца этого года, а завершим все ориентировочно в 2023 году. Новый радиус метро позволит существенно улучшить транспортную доступность присоединенных территорий столицы, и в дальнейшем эта ветка дойдет до Троицка. Кроме того, линию продлим и в сторону центра города: участок от «Улицы Новаторов» до станции Севастопольский проспект МЦК.

А как продвигается строительство нового участка Люблинско-Дмитровской линии — от «Селигерской» до «Улицы 800-летия Москвы»? Когда пассажирам ждать его открытия?

— В настоящее время за оборотными тупиками действующей станции «Селигерская» в районе улицы 800-летия Москвы идут работы по ограждению стартового котлована для строительства нового тоннеля. На этом новом участке будут построены станции «Улица 800-летия Москвы», которая расположится вдоль Дмитровского шоссе между одноименной улицей и Яхромским проездом, и «Лианозово»: она будет правее Дмитровского шоссе — напротив Вагоноремонтной улицы. А дальше мы эту ветку продлим до поселка Северный, где конечной станет станция «Физтех» — в пешеходной доступности от знаменитого вуза и технопарка. Запустить в эксплуатацию весь участок — от «Селигерской» до «Физтеха» — планируем в 2022 году. Его протяженность составит 6,7 километра.

Правда ли, что принято решение продлить и Сокольническую ветку еще на одну станцию — «Новомосковскую»? Когда она может быть построена?

— Да, действительно, такое решение мы приняли. Длина этого нового участка составит около километра, а сама станция «Новомосковская» будет размещена вдоль строящейся магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе у пересечения с улицей Александры Монаховой, в непосредственной близости от столичного района Южное Бутово. Таким образом, местные жители получат в шаговой доступности еще одну станцию метро. Кроме того, в составе этого участка — от «Столбово» до «Новомосковской» — построим и новое электродепо. Всю документацию мы подготовим в течение года. Построить новую станцию и открыть ее для пассажиров планируем через 5-6 лет.

Объемы метростроения и впрямь впечатляют. Хватит ли сил и средств, чтобы реализовать все планы?

— Сегодня в подземке трудится около 50 тысяч метростроителей. Мы собрали специалистов практически со всей России и государств бывшего СССР. В подземном пространстве вовсю работа кипит. Но чтобы реализовать все наши планы, нам требуется еще порядка трех тысяч проектировщиков и 10 тысяч строителей. По-этому мы продолжаем привлекать как специалистов-метростроителей и проектировщиков, так и рабочих на стройки подземки. Мы организовали работу в три смены, что ускорило строительство метро. Некоторые виды работ ведутся параллельно: например, стадию проектирования можно совместить с подготовкой стройплощадки, отделочные работы — с закупкой и монтажом оборудования.

Кроме того, мы увеличили число тоннелепроходческих комплексов, причем разных диаметров. На сегодняшний день в столичной подземке тоннели прокладывают более 20 таких щитов, а всего в арсенале их около 30. До конца этого года запустим в работу еще пять ТПМК: четыре начнут строить тоннели на БКЛ и еще один — на Некрасовской линии.

Все наши планы будут реализованы, нет никаких сомнений, что нам это под силу. И, как я не раз уже говорил, к 2023 году Москва совершит настоящий транспортный прорыв, в первую очередь в метростроении.

Это 256 километров новых линий, 122 новые станции и 13 новых электродепо, которыми прирастет столичный метрополитен.

А значит, москвичи смогут тратить на дорогу намного меньше времени, чем сейчас, на магистралях станет меньше пробок. Уже сегодня загруженность станций за счет построенных новых снизилась на 7,2% в год, а среднее время поездки на личном автотранспорте в утренние часы пик — на 2,8%. Вроде бы небольшие цифры, но для такого крупного мегаполиса, как наш, это огромное достижение. И мало какой мегаполис мира может в этом плане с нами сравниться.