Будущие пенсионеры для накоплений сами выбирают ПФР

Россияне не доверяют негосударственным пенсионным фондам.

Граждане, которые самостоятельно сделали выбор, где им копить на пенсию, в массовом порядке выбирают Пенсионный фонд России (ПФР), пишет «Коммерсант».

Россияне не доверяют негосударственным пенсионным фондам и стремятся вернуть из них деньги в ПФР под управление государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» (ВЭБ). Об этом свидетельствуют данные отделений ПФР. Из 89 региональных отделений на запрос издания ответили 83 отделения, на которые приходится более 99% заявлений, принятых ПФР в 2017 году. В шести отделениях ПФР — по Дагестану, Чечне, Мордовии, Туве, Чукотке и Тамбовской области — не ответили на запрос.

Согласно предоставленным данным, в 71 региональном отделении число граждан, решивших в 2017 году вернуть свои пенсионные накопления под управление ВЭБа, превысило количество тех, кто решил перейти из ПФР в НПФ или же из одного негосударственного фонда в другой. Причем в 48 из этих отделений доля граждан, которые подали заявления о желании вновь стать «молчунами», превысила 70%. У всех этих отделений ПФР есть одна специфическая особенность: подавляющее большинство граждан несли туда заявления лично. Впрочем, суммарно на эти отделения приходится лишь 2% от всех поданных заявлений (127,9 тыс.).

И только в четырех отделениях большинство граждан подали заявления о переходе из ПФР в НПФ. Причем на три отделения (по Москве и Московской области, Татарстану и Бурятии) приходится 97,9% (6,1 млн штук) от суммарно принятых заявлений. Суммарно в этих трех регионах ПФР в пользу НПФ решили сменить 3,6 млн человек, а поменять один негосударственный фонд на другой — 2,5 млн человек. Вернуться же в ПФР решило меньшинство, всего 12,2 тыс. россиян. Эти три отделения объединяет то обстоятельство, что в прошлом году прием заявлений в них происходил преимущественно дистанционно. В Татарстане и Бурятии прием велся в основном через удостоверяющие центры (УЦ), в отделения ПФР по Москве и Московской области граждане предпочитали отправлять заявления по почте или курьером.

Переток в НПФ обеспечивают агенты, которые нередко используют неэтичные практики для перевода пенсионных накоплений застрахованных лиц, отмечает издание. Даже несмотря на перекрытие дискредитировавшего себя канала дистанционной подачи заявлений через УЦ, подобные практики не прекратились.