Охрана труда при техническом обслуживании и ремонте машин

К техническому обслуживанию и ремонту дорожно-строительных машин допускаются лица (машинисты, слесари-ремонтники, топливомаслозаправщики и др.), знающие правила техники безопасности при выполнении указанных работ. Работы по техническому обслуживанию и ремонту машин должны производиться только в специально отведенных для этого местах (мастерских, пунктах обслуживания, стоянках и др.), обеспечивающих удобный доступ ко всем элементам, узлам и сборочным единицам машин, имеющих в соответствии с нормами достаточную освещенность и оборудованных грузоподъёмными средствами для подъёма и перемещения тяжелых (массой свыше 50 кг) агрегатов и узлов машин.

Тали, блоки и другие подъёмные приспособления перед работой должны быть осмотрены и проверены, грузоподъёмные средства должны быть исправными и их действия безотказными. Превышать установленную грузоподъёмность подъёмных, средств и приспособлений категорически запрещается.

Двигатель машины во время технического обслуживания останавливают (за исключением случаев регулировки его механизмов и систем) , базовые трактор, тягач затормаживают и включают первую передачу. При техническом обслуживании навесное и прицепное оборудование должно быть отцеплено от базовой машины. На машинах с работающими двигателями запрещается осматривать агрегаты и узлы и выполнять монтажно-демонтажные, наладочные, регулировочные, ремонтные работы; запрещается заправлять двигатель топливом, менять масло в его агрегатах и редукторах, а также смазывать узлы, сборочные единицы и детали машин. При работающем, двигателе разрешается только проверка действия механизма подъёма и опускания отвала бульдозера и ковша скрепера с канатным и гидравлическим управлением.

Запасовку канатов бульдозеров, скреперов и других машин и проверку правильности их установки выполнять в рукавицах, предохраняющих ,руки от повреждения обрывками прядей каната. Категорически запрещается направлять канат или прикасаться к нему руками при работающей лебедке. Следует применять канаты, сечение и длина которых рекомендованы заводом-изготовителем.

При техническом обслуживании навесных и прицепных дорожных машин с гидравлическим управлением необходимо следить за тем, чтобы давление масла в системе не превышало установленного для машины по паспорту, а температура была не более 60 ° С. Превышение давления и температуры может привести к аварии. Предохранительный клапан гидравлической системы управления должен быть отрегулирован механиком по манометру и обязательно запломбирован.

При. накачке пневматических шин воздухом запрещается находиться около колеса со стороны съемного бортового кольца;

Работы, связанные с искрообразованием и высокой температурой (сварочные, паяльные и др.), как правило, должны выполняться вне пределов машины. Исключением может быть, случай, когда не представляется возможным снять деталь или узел с машины. Сварочные работы необходимо выполнять на расстоянии от машин не менее 20 м.

При техническом обслуживании и ремонте необходимо пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями. Ударные, нажимные и режущие инструменты (кувалды, молотки, зубила, крейцмейсели, бородки, напильники и др.) должны иметь надежные и хорошо закрепленные рукояти. При работе с инструментами ударного действия для защиты глаз следует пользоваться предохранительными очками с защитными экранами. Гаечные ключи необходимо применять только соответствующих размеров. Запрещается подкладывать под ключи различного рода пластины, а также удлинять их рычагами.

К работе с электрифицированным переносным инструментом допускаются лица только после прохождения ими специального обучения и получения прав на работу с этими инструментами. При работе с электрифицированным инструментом особое внимание должно быть уделено наличию защитного заземления, так как в случае нарушения изоляции корпус инструмента может оказаться под напряжением и прикосновение к нему повлечет поражение электрическим током.

При работе с пневматическими инструментами запрещается соединение шлангов со штуцерами проволочной затяжкой вместо специальных хомутиков с затяжными винтами. При проверке и продувке шлангов сжатым воздухом нельзя допускать, чтобы струя его могла быть направлена на людей, нельзя допускать также перекручивания шлангов. Во избежание травм работать с механизированным инструментом необходимо в рукавицах.

При проверке работы машины после ремонта запрещается посторонним лицам находиться в кабине. Вышедшую из ремонта машину проверяют на холостом ходу и под нагрузкой и только после этого направляют на работу. В случае невозможности транспортирования машины в специальное место для ремонта (например, после аварии) машину необходимо оградить на месте вынужденной остановки и в темное время снабдить красными фонарями, а в дневное — красными флажками на все время ведения работ.

При техническом обслуживании и ремонте навесных и прицепных машин запрещается привлекать для работы лиц, не имеющих на это права и не проинструктированных о безопасных методах ведения работ.

Противопожарные мероприятия. Все лица, работающие на дорожно-строительных машинах, в случае возникновения пожара должны уметь правильно применить противопожарный инвентарь.

Временные стоянки машин в полевых условиях должны быть очищены от сухой травы, опаханы или окопаны вокруг полосой в 1 м. Стоянки следует располагать на расстоянии не менее 10 м от складов лесоматериалов, древонасаждений, стогов соломы, зрелых посевов на корню и различных построек. На стоянках запрещается курить, разводить костры и выполнять различные ремонтные работы, связанные с применением открытого огня.

На тракторах с навесными и прицепными машинами, а также на самоходных машинах должны находиться огнетушитель и кошма. В местах хранения тракторов и машин также должны находиться огнетушители и ящики с песком. Пожарный инвентарь располагают на специальной доске.