Планирование технического обслуживания и текущего ремонта машин

Планы и графики проведения по указанным видам работ составляются с учетом предусматриваемых часов работы машин в году, квартале, месяце, а также усредненных норм их выработки в часах и данных о количестве отработанного машинами времени на начало года с начала эксплуатации или после капитального ремонта (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Все виды технического обслуживания и ремонта Периодичность выполнения работ
в часах работы машины по  количеству израсходованного топлива базовой машиной, кг
Ежесменное техническое обслуживание (ЕО)

 

8-10
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1)

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2)       120-240

Техническое обслуживание № 3 (ТО-3)       240-960

60-120

120-240

240-960

1600-3 200

3 200-6 400

6 400-25 600

 

Сезонное техническое обслуживание (СО) При подготовке машин к весенне-летнему или осенне-зимнему периоду эксплуатации, совмещая эти работы с очередным техническим обслуживанием
Текущий ремонт (Т)

Капитальный ремонт (К)

960-2 000

5 000-10 000

Примечание. Периодичность дана для машин с дизельными двигателями: СМД-14А, СМД-14НГ, СМД-60, Д-160, Д-180 или работающих в сцепе с тракторами Т-74, ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75С, Т-130, Т-150 и Т-150К.

Для машин, базой для которых служат автомобили с двигателями карбюраторного типа, периодичность технического обслуживания установлена: для ТО-1 — 50 мото-часов, для ТО-2 — 250 мото-часов, а для машин с двигателями новых моделей (ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЗИЛ-375 и др.) — соответственно 100 и 500 мото-часов.
На основании годового плана технического обслуживания и ремонта машин разрабатывают месячные планы-графики. Месячные планы-графики составляют на каждую машину исходя из годового плана, данных о количестве часов, отработанных каждой машиной к началу планируемого месяца, намечаемого количества часов работы машины в планируемом (следующем) месяце и периодичности технических обслуживании и ремонтов. Первичными документами, на основании которых разрабатываются месячные планы-графики, являются сменные рапорты машинистов и журналы учета выполнения технических обслуживании и ремонтов машин.
Разработка годовых и месячных планов проведения мероприятий планово-предупредительной системы для машин должна осуществляться в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей по периодичности каждого вида технического обслуживания и ремонта с учетом физического и технического состояния машин.
Ежесменное и сезонное технические обслуживания (ЕО и СО) в планы-графики обслуживания и ремонтов машин не включаются. Эти виды обслуживания выполняются в соответствии с принятым общим положением ППР, т. е. первые — ежесменно после окончания рабочей смены или рабочего дня, а вторые — с наступлением весенне-летнего или осенне-зимнего сезона.

Графики периодичности технических обслуживания
Рис. 6.2. Графики периодичности технических обслуживании и ремонтов дорожных машин:
а — до текущего ремонта (Т) ; б- до капитального ремонта (К) 160

Техническое обслуживание и ремонт машин могут быть представлены в виде графиков (рис. 6.2), разрабатываемых на основе «Рекомендаций по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин».
Интервалы между отдельными видами обслуживания и ремонта машин являются кратными. Так, для приведенной на графике периодичности соотношение между техническим обслуживанием и ремонтом может быть представлено как отношения 1:4:16:96, или в часах (7-8) : 60: :240:960:5760, т. е. техническое обслуживание этой сложности машин выполняется через каждые ЕО 7-8 ч, ТО-1 60 ч, ТО-2 240 ч; текущий ремонт (Т) через 960 ч, капитальный ремонт (К) через 5760 ч.
При разработке планов технического обслуживания следует стремиться к использованию нерабочего времени машин (перерывов в работе, вынужденных простоев и т. п.).