Проверка и регулировка механической системы управления

Нормальная работа этой системы характеризуется четкостью и безотказностью включения и выключения механизмов. При эксплуатации бульдозеров, скреперов и грейдеров наиболее часто приходится прибегать к наладке и регулировке приводных фрикционных лебедок, гидроприводов и тормозных устройств.
Ниже рассматриваются наладка и настройка приводных лебедок и тормозных устройств, в частности, однобарабанной и двухбарабанной лебедок ДЗ-21Б, устанавливаемых на тракторе для управления бульдозерным оборудованием, и ДЗ-10А, устанавливаемой на тракторе для управления скреперным оборудованием.
При регулировке муфты сцепления лебёдки ДЗ-21Б (см. рис. 2.4) рычаг управления устанавливают в нейтральное положение и выключают муфту сцепления трактора. После этого снимают кожух муфты лебёдки 7, ослабляют болты фланца 8 и регулировочным винтом 9 сдвигают
ведущий диск 10 муфты до соприкосновения с ведомым её диском 6. Затем регулировочным винтом 9 перемещают диск на один-два оборота и затягивают болты фланца ‘8. Проверяют надёжность работы муфты сцепления, поднимая и опуская отвал бульдозера. По мере износа фрикционных колодок регулировка муфты сводится к поджиму регулирующим приспособлением ведущего диска к ведомому диску, при этом между ними устанавливают зазор, обеспечивающий нормальную и надежную работу лебёдки.
При регулировке муфты сцепления лебёдки ДЗ-10А (см. рис. 2.5) зазор между ведомым и ведущим дисками фрикционных муфт регулируют при помощи специального регулирующего приспособления 11 и кольца. Рычаг управления муфты устанавливают в «нейтральное» положение. Муфта сцепления базовой машины при этом должна быть отключена. Регулировкой тяги устанавливают зазор 5—6 мм между бугелем 1 и стаканом 2. После этого ослабляют (отвернув на пять-шесть оборотов) болты крепления кольца специального (регулирующего) приспособления 11. Затем винтом регулирующего приспособления сближают ведомый 9 и ведущий 10 конусы до полного их соприкосновения. После этого винт регулирующего приспособления повертывают на 1,5-2 оборота и затягивают болты крепления кольца приспособления 11. По мере износа фрикционных конусов регулировку муфт производят поджимом ведущего конусного диска 10 к ведомому конусному диску 9 посредством регулирующего болта приспособления 11.
При регулировке тормозов однобарабанной лебёдки ДЗ-21Б устанавливают рычаг управления в нейтральное положение и ослабляют контргайку на тяге. После этого поворотом тяги натягивают тормозную ленту до зазора между опорным роликом и кулачком, .равным 0,5-1,0 мм. Если после этой регулировки тормоз не будет надежно удерживать рабочий орган бульдозера, необходимо увеличить натяжение тормозной пружины, сохраняя при этом указанный зазор между роликом и кулачком. При опускании рабочего органа бульдозера между накладками тормозной ленты и её шкивом должен быть обеспечен требуемый зазор. Зазор между упором и бобышкой тормозного устройства при затянутой тормозной ленте должен быть в указанных выше пределах. Регулировка тормоза выполняется при выключенной муфте сцепления трактора. В процессе регулировки тормозной системы нельзя затягивать тормозную пружину слишком сильно, так как при этом увеличивается усилие на рычаге управления, возникает также и нагрев тормозов.
При нормальной работе канатно-блочной системы канаты должны быть правильно заправлены в полиспастную схему, характерную для данной машины, и свободно (без перекручивания и заедания) проходить по блокам. Обоймы и блоки канатов в свою очередь должны иметь надежное закрепление на стойках и кронштейнах и легко вращаться на своих осях. В противном случае возможен усиленный износ канатов, блоков и других элементов системы.
Регулировка канатно-блочной системы (не включая приводных лебедок) состоит главным образом в подгонке длины канатов, обеспечивающей требуемый согласно паспорту подъём и опускание рабочего органа.
Контроль за механической системой управления, в которой привод обеспечивается от двигателя через распределительную коробку или коробку отбора мощности и карданные валы или цепные, или клиноременные передачи и другие механизмы, сводится к проверке состояния муфт, шестерен, осей, валов и их опор. При этом способе особое внимание уделяется состоянию предохранительного штифта (из латунного сплава) в муфте предельного момента, через которую усилие двигателя передается к распределительной коробке. При возможных перегрузках в первую очередь срезается предохранительный штифт, что предотвращает поломки шестерен. До замены штифта новым необходимо выявить причины, которые привели к его срезанию, и устранить их.
Контроль и уход за карданными валами заключаются во внешнем осмотре, проверке плотности затяжки карданных болтов и их шплинтовке, а также в контроле за исправностью уплотнительного устройства шлицевьгх полостей валов и недопущениям их биения и вибр.ации. Допускаемые зазоры в шлицевых соединениях не должны превышать 0,4 мм для реверсивных передач и 0,5 мм для остальных.
Регулировка механических приводов включает и устранение возможных перекосов, и отработку нормального натяжения пружин или их замену.