Цены на автомобили в России: ситуация на авторынке

Эксперт: Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр»:

Рост цен на автомобили уже происходит. Некоторые автопроизводители еще в марте, после роста курса доллара, подняли цены на отдельные модели на 1-2%. В этот кризис рост цен на автомобили сдерживается специфической ситуацией остановки производства на автомобильных заводах Китая и Европы. Ни у производителей, ни у дилеров в моменте нет давления товарных запасов. Многие поставки придут после возобновления производства. Производители сейчас не анонсируют повышение цен, чтобы, с одной стороны, дать рублю определить свой новый уровень к доллару и, с другой стороны, не создавать бренду и модели негативный имидж «неконкурентно дорогой». За год общее повышение цен составит 6-8%. Сейчас спрос на автомобили упал и стремиться к нулевому (и вопрос не в организации онлайн-продаж, а в отсутствии у клиентов потребности покупать автомобили здесь и сейчас), продажи приостановлены.

Однако, когда продажи возобновятся и первые авто появятся на складах дилеров, повышения прайсов не избежать. Рубль упал на ~15% и несмотря на то что автопроизводители будут максимально сдерживать рост цен, за 1,5 года рынок отыграет валютные колебания. Во время каждого кризиса рынок консолидируется.

Автодилеры, которые имеют неудачно сбалансированный портфель брендов, или, например, только массовые бренды, находятся под угрозой. Крупные игроки будут постепенно частично или полностью поглощать более мелких. Банки, не имеющие возможность или не видящие целесообразности далее финансировать дилерский бизнес, приступят к изъятию залогов, что приведет к банкротству слабых игроков авторитейла, или вынуждать компании переходить на внешнее управление. Что касается автопроизводителей, тяжелее всего придется нишевым не локализованным брендам, таким как Volvo, INFINITI, ISUZU, китайским брендам с небольшой долей российского рынка. Именно они могут первыми покинуть его в 2020 году. Проблемы могут также возникнуть и у Jeep, Cadillac, Fiat. Без локального производства стресс будет и для Jaguar Land Rover, но это – очень сильные бренды с высочайшей лояльностью клиентов, поэтому очередной кризис для них лишь некое затруднение, не более того.

Импорт дешевого бензина подрывает деятельность российских нефтеперерабатывающих заводов, так как в связи с падением цен на нефть стоимость топлива за рубежом снизилась, а в нашей стране осталась на прежнем уровне за счет демпфера, который защищает розничную цену от скачков по причине колебания нефтяных котировок. На российских автомобилистах отсутствие дешевого бензина отразится пока не сильно, так как в нынешних условиях ограничения передвижений спрос на топливо снижается. Так как запрет на ввоз импортного бензина – антикризисная мера, рассчитанная на 6 месяцев, это не отразится на розничных ценах АЗС. Рост стоимости бензина возможен только в случае дефицита топлива на внутреннем рынке страны, для предотвращения которого в 2018 году был создан демпферный механизм, согласно которому нефтяникам из бюджета компенсируется недополученная прибыль, если экспортные цены на топливо выше внутрироссийских. На сегодняшний день, несмотря на снижение прибыли, российские НПЗ имеют достаточный запас для обеспечения потребности страны в топливе. Несмотря на то, что в апреле нагрузка производственных мощностей снижена, летом она восстановится пропорционально уровню спроса. В отличие от стран Запада, таких как США, Великобритания, Германия, в России стоимость топлива на внутреннем рынке формируется демпфирующим механизмом, налогами и акцизами — когда демпфер становится отрицательным, акцизы увеличиваются, что не позволяет российским ценам снижаться, как и мировым. Чтобы бензин в нашей стране стал дешевле, необходимо создавать больше производств и переработки собственной нефти, а не экспортировать дешевый бензин из-за границы