Церковь Живоночальной Троицы

01.02.2017

Назад в будущее. В Сокольниках возрождается церковь Живоночальной Троицы

Живоночальной Троицы

Некогда известный в Москве храм был спланирован и построен как центральная часть архитектурного комплекса – бесплатного приюта братьев Бахрушиных, предназначенного для мальчиков-сирот. В создании святыни принимали участие талантливые архитекторы и живописцы. Но революция и эпоха построения развитого социализма не пощадили церковь. В минувшую субботу депутат Госдумы РФ, советник Патриарха по вопросам строительства Владимир Ресин проконтролировал ход работ на восстанавливаемом объекте.

Участок земли под устройство «убежища для детей, покинутых родителями» был выделен в 1895 году Московским городским самоуправлением по просьбе купцов – братьев Бахрушиных. На предоставленном участке известные в России меценаты возвели 10 строений: церковь, семь одноэтажных жилых корпусов для воспитанников, двухэтажный учебно-производственный комплекс и административное здание.

Имя зодчего, спланировавшего архитектурный облик храма, в точности не известно. Предположительно, это был Карл Гиппиус, осуществлявший общее руководство проектом. Архитектором-строителем – тоже предположительно – Виктор Лебедев, автор жилых зданий приюта.

Согласно планировке малые корпуса были размещены вокруг храма, а более высокие – вдоль главной аллеи. В то же время храм выступал средоточием всей архитектурной композиции. Его центральное место подчеркивалось еще и тем, что он стоял на перекрестье двух липовых аллей, идущих под прямым углом с запада на восток и с севера на юг.

В то время зодчие охотно брали за основу архитектурные образцы разных времен. Поэтому церковь решено было построить в русско-византийском стиле, популярном в конце XIX века. В плане сооружение имеет прямоугольную форму. В основу объемно-пространственной композиции положен греческий крест, центральная часть которого – средокрестие – традиционно венчалось луковичной главой на здании, приподнятой на нескольких рядах кокошников. Архитектурная композиция центральной части храма с двумя симметричными боковыми приделами восходит к традициям древнерусских храмов годуновского времени. Со стороны северо-западного угла к нему пристроена шатровая колокольня. Декор фасадов – стиль московского узорочья XVII века.

«Построен храм был в 1903 году. К празднованию 10-летнего юбилея приюта в 1911 году он был расписан художниками известной мастерской Павла Пашкова на основе композиций Виктора Васнецова и Михаила Нестерова во Владимирском соборе в Киеве, а также богато украшен», – рассказали архитекторы.

После революции в зданиях сиротского приюта некоторое время размещался приют имени Коминтерна, где содержались дети-иммигранты из Испании. Храм был закрыт, стены заштукатурены и замазаны краской. В 1960-х годах комплекс передали издательству иностранной литературы «Мир», а в храме сделали перепланировку, снесли купола и колокольню.

В 1999 году церковь Живоначальной Троицы была возвращена Русской православной церкви. В 2000 году в ней возобновилось богослужение.

«Примерно в это же время реставраторы института «Спецпроектреставрация» осуществили пробные раскрытия живописи в разных частях храма. В 2003 году в центральной апсиде был открыт лик Спаса Эммануила, выполненный в технике Васнецова. Вполне возможно, что это работа великого мастера, ведь известно, что он дружил с Бахрушиными и пользовался их расположением.

В 2012–2014 годах были проведены инженерно-геологические и архитектурно-археологические изыскания на территории храма, его обмеры, выполнены историко-библиографические исследования, проанализированы разного рода текстовые и изобразительные материалы, подлинные чертежи, разработана проектная документация по ремонтно-реставрационным работам и даже выполнена незначительная часть восстановительных работ», – рассказал настоятель храма протоиерей Ростислав Ярема.

Владимир Ресин всецело поддержал инициативу прихода в перспективе возродить не только храм, а весь комплекс задний приюта. Он отметил, что «программа реставрации и реконструкции церкви должна нести идею максимального сохранения существующего здания и восстановления утраченных элементов и форм».

Сейчас святыня восстанавливается усилиями московских властей, духовенства и прихожан. На сегодняшний день строители полностью воссоздали историческое крыльцо храма, восстановили отсутствовавшие элементы декора фасадов, ряды кокошников на кровле, установили центральный и один боковой барабаны с позолоченными луковичными куполами и крестами, произвели наружную вычинку стен.

– Все деньги за прошлый год освоены полностью, – доложили строители-реставраторы в ходе совещания.

– На какие поступления мы можем рассчитывать в этом году? – спросил Владимир Ресин.

– Надеемся собрать где-нибудь миллионов тридцать, – сказал настоятель храма.

– Есть строительные компании, которые в качестве благотворительности покупают необходимые для работы строительные материалы, – подчеркнул заместитель префекта СВАО по вопросам строительства Евгений Каданцев.

– Значит, величина освоенных денег может колебаться в большую сторону, – заметил депутат. – Поэтому, – обратился он к строителям, – составьте два графика выполнения работ на текущий год: минимальный – на 30 млн рублей и максимальный – на 50 млн.

–Уже оплачена высококачественная метлахская плитка на пол. Мы не должны задерживать работы, связанные с полами, так как чтобы переходить к расчистке исторических образов на стенах и их реставрации, выполнению новых фресок, восстановлению утерянных элементов архитектурных элементов, он должен быть ровным, – сказали реставраторы.

– Значит, в этом году строители должны полностью восстановить полы в храме, но внутренними стенами и интерьерами мы пока заниматься не будем. Прежде всего необходимо доделать шатровое завершение крыльца и воссоздать колокольню, два нижних яруса которой сохранились и, как я увидел, восстановлены. Строителям предстоит воссоздать третий ярус – «звона» – а это метров 20–25 по высоте.

А вообще ходом работ на объекте я доволен. Пока восстановление идет на пожертвования, но надеемся, что город включит объект в перспективные планы по оказанию помощи в части завершения оставшихся работ. Тогда уже в 2018–2019 годах храму можно вернуть первоначальный вид. В ближайшее время нам также необходимо полностью завершить и защитить проектно-сметную документацию, включив ее в программу по воссозданию памятников Москвы, – подчеркнул Владимир Ресин.

Вместе с тем он предложил реставраторам для выполнения росписей церкви пригласить талантливых студентов художественных академий, как это делалось при восстановлении храмов, например, Кронштадского собора. «Молодые таланты должны развиваться. В перспективе они могут стать всемирно известными живописцами, тогда прихожане с гордостью скажут, что они начинали свой творческий путь с росписи стен нашего храма», – подчеркнул депутат.

АНДРЕЙ МЕЩЕРЯКОВ

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»