Чем новый транспорт Москвы

Диаметрально противоположные: мировые аналоги МЦД

Чем новый транспорт столицы отличается от Лондона, Парижа, Берлина и Сан-Франциско
Московские центральные диаметры могут запустить к 2020 году. Новая транспортная система свяжет самые загруженные пригородные направления электричек c метро и МЦК, а также сделает проезд между разными концами области более быстрым и экономным. По крайней мере, так обещают власти. «Московская перспектива» сравнила проект МЦД с зарубежными аналогами и пришла к выводу: новая система пассажироперевозок не будет самой скоростной, зато, вероятно, станет самой дешевой.

Интеграция

Идея связать железную дорогу с метро и сделать путь с окраин области до Кремля быстрее – не нова. Например, в 2012 году с ней выступали американские архитекторы из Urban desing associates – они предлагали связать основные направления ж/д в центре Москвы, создав на территории Зарядья «супервокзал». Подобный проект уже существует в Париже, на долгие годы он стал головной болью градоначальников.

В 1965 году парижские власти утвердили планы по прокладке «регионального метро» RER, которое сегодня связывает тупиковые ветки пригородов с самым центром города: на платформе Шатле – Ле-Аль. Интеграция привела к тому, что в конце 1970-х в Париже образовался один из самых крупных пересадочных узлов в мире – на нем пересекаются пять станций. Уже тогда стало понятно, что проект социально опасен: ежедневно узел пропускает до 800 тыс. пассажиров, а его длинные переходы оказались одним из любимых мест приезжих из пригородов, которые часто вели там маргинальный и порой противозаконный бизнес. В этом году «супервокзал» будет окончательно перестроен с учетом разделения потоков и безопасности.

В проекте МЦД не запланировано крупных пересадок с метро, связь с центром – в пределах «кольцевой» линии. Он наиболее интегрирован в подземку среди аналогов – количество пересадок может составить от 12 до 15. Чуть меньше станций точек пересечения с метро у London Overground.

Интервалы

О МЦД пока известно крайне мало. Строительные работы уже начались, однако опции движения пассажиров еще прорабатываются.

Предполагается, что поезда на начальном этапе функционирования МЦД будут ходить раз в 12-15 минут, потом – раз 5-6 минут.
Это одновременно и быстрее, и медленнее, чем в Париже. Так, RER пускает поезда, исходя из загруженности: в час-пик они могут ходить даже раз в 2-3 минуты, в другое время – раз в 10 минут и реже.
Похожая система функционирует в Берлине и пригородах. С 1930 года она называется S-Banh. Система связывает крупные пригороды с центром и также предусматривает дифференциацию интервалов: от 5 до 15 минут. Несколько замедляет отправление поездов правило Zugabfertigung durch Triebfahrzeugführer («отправление поездов машинистом»). Так, на некоторых станциях машинист пользуется зеркалами или вынужден выйти на кабины, чтобы посмотреть – можно закрывать двери или нет.

Это правило не применяется в английской надземке London Overground, интегрированной по схожему принципу, – интервал движения там может быть равен «сабвею» (около 5 минут), а может превышать МЦК (около 15 минут).

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаила Блинкина, все интервалы – МЦД и аналогов – удобны для горожан.

«Нулевой интервал для меня как пассажира – это ожидание метро: когда ты спускаешься, и поезд подъезжает. Можно подождать и 10-15 минут [как на МЦК – «МП»]. Большой разницы нет», – говорит он.

Блинкин отмечает, что существует психологически проблемный интервал, когда пассажиры могут пересесть на такси, – это 20 минут. Любой городской транспорт, который ходит чаще, будет удобен и востребован, уверен эксперт.
Скорость

В Сан-Франциско нет метро в европейском понимании этого термина – его заменяет трамвайная система Muni Metro. С пригородами ее связывает Bay Area Rapid Transit – сеть скоростных железных дорог. При урбанистичном виде и архитектурном минимализме платформ, американские поезда могут разгоняться до максимальной скорости 130 км/ч.

Какие составы будут использоваться на МЦД – пока не ясно. Предполагается, что по одной или нескольким линиям поедут составы «Иволга». Их максимальная скорость – 120 км/ч.

По словам ведущего научного сотрудника ЦНИИП градостроительства Александра Стрельникова, со скоростью 120 км/ч поезда МЦД курсировать не будут.

«Остановочные пункты в городе расположены близко, – говорит он. – И поезда просто не смогут на таких отрезках разгоняться. Вряд ли подобная скорость будет возможна и в области, так как на многих направлениях платформы тоже расположены на небольшом расстоянии».

Что касается Берлина, то его S-Bahn почти не отличается от простых пригородных электричек – о высоких скоростях междугородних европейских поездов на его путях можно забыть. Сложнее выглядит скоростной график в Париже – в черте города поезда RER делают меньше остановок, чем метро. Кроме того, линии RER менее искривлены. Поэтому на части направлений в центре города они являются скоростной альтернативой подземки.

Цены

Все крупные аналоги МЦД связаны с другим городским транспортом едиными билетами. Везде стоимость поездки рассчитывается исходя из ее дальности. Наиболее сложная система дифференциации применяется в Париже. Стоимость билета в первую очередь зависит от дальности поездки. В первых двух зонах (черте города) ее цена будет одной, при выезде из столицы – в разы выше. Есть билеты, которые действуют сутки, есть льготные или предусматривающие трансфер в аэропорт, возможно использование билета по времени или количеству поездок. Самый дешевый взрослый одноразовый талон обойдется в €1,9 евро. Суточный безлимитный проездной, охватывающий все пять зон RER, будет стоить €17,8.

S-Bahn тоже поделен на зоны. Зона А – это станции внутри кольцевой линии, B – остальные районы Берлина, C – крупные пригороды. Так, поездка из зоны A в B обойдется в €2,8, а, например, из центра Берлина в Потсдам — в €3,4.

Скоростная пригородная система Сан-Франциско выставляет тарифы в зависимости от времени, числа и дальности расстояния. Цену билета можно узнать, воспользовавшись интерактивным калькулятром на официальном сайте. Минимальная цена билета – около $ 2: от станции Coliseum до San Leandro. Поездка из центра в Ричмонд будет стоить около $ 4.

Лондонская «надземка» считается самой дорогой. Как минимум, для россиян, проигрывающих на разнице курса. Так, уехать на самую дальнюю станцию из Лондона в час-пик можно примерно за £8, в непопулярное время – вдвое дешевле.

На МЦД планируется применять карты «Тройка», а возможно и «Стрелка». В правительстве города планируют, что за поездки по МЦД придется доплачивать в зависимости от дальности. В апреле 2018 года в СМИ появилось первое предложение о построении тарифов на МЦД, его опубликовал «Коммерсантъ». По одному из вариантов планируется, что тариф внутри города сохранится на уровне 34 рублей, при этом за поездку в города области придется доплачивать по 22 рубля – за одну пригородную зону. В правительстве обещают, что цена будет стимулировать спрос. Она вряд ли будет превышать существующие тарифы. К примеру, сейчас из Нахабино в Подольск можно доехать примерно за $3 (198 рублей). Ни один аналог МЦД не предусматривает такой «дешевой» поездки.

Александр Стрельников из ЦНИИП градостроительства затрудняется назвать цену, как, впрочем, и другие правила, по которым будет работать МЦК. «Мы живем в России, и всегда все узнаем после окончания строительства. Такая традиция», – говорит он.

https://www.mperspektiva.ru/topics/diametralno-protivopolozhnye-mirovye-analogi-mtsd/