Через несколько лет более 90% москвичей будут жить в шаговой доступности от метро

24.10.2017

Подземка дойдет до каждого. Ещё 140 километров подземки появится в городе в течение нескольких лет

доступности от метро

В городе на финишную прямую выходит беспрецедентная по масштабам программа развития метрополитена. В течение ближайших трех лет откроется еще порядка 50 новых станций. Метро придет в отдаленные районы города, новую Москву, кроме того, появится еще одна кольцевая линия, которая значительно разгрузит пересадочные узлы в центре столицы.

Московское метро – это главное средство передвижения по городу. Ежедневно подземка перевозит до 10 млн человек, а в год – порядка 2,4 млрд. При этом линии сильно перегружены. Динамика прироста пассажиропотока несколько лет назад грозила обернуться подземным транспортным коллапсом. Чтобы не допустить этого, столичные власти разработали беспрецедентную по сложности и масштабам программу строительства метро до 2020 года, которая предполагает увеличение протяженности тоннелей и количества станций в полтора раза. Генеральным подрядчиком и генеральным проектировщиком строительства метро в городе является АО «Мосинжпроект» – один из старейших проектных институтов Москвы, основанный еще в 1958 году, а в настоящее время – крупнейший инжиниринговый холдинг страны, входящий в топ-100 крупнейших компаний России.

К расширению подземки городские власти приступили в 2011 году. Благодаря четкой скоординированной работе специалистов АО «Мосинжпроект» и применению эффективных технологических решений при проектировании и строительстве сегодня удалось набрать колоссальные темпы работы. За прошедшие шесть лет уже построены 24 новые станции и 47 км тоннелей. До 2020 года предстоит построить и ввести еще около 50 станций метро. Среди них – Третий пересадочный контур – один из самых грандиозных проектов московского метростроения. ТПК станет рекордным по протяженности подземным кольцом в мире – 67 км. На сегодняшний день лидер по этому показателю – кольцевая линия пекинского метро длиной чуть более 57 км.

На Третьем пересадочном контуре появится 31 станция. Открытие для пассажиров первого участка («Деловой центр» – «Петровский парк») планируется в ближайшее время. Основные строительные работы уже завершены, ведется пусконаладка систем, тестирование оборудования и другие мероприятия. Параллельно идет проектирование и строительство других участков ТПК.
В активной стадии работы на северо-восточном участке ТПК от станции «Нижняя Масловка» до станции «Авиамоторная». Здесь идет проходка тоннелей на перегонах метро. Несколько месяцев назад завершилось строительство двух тоннелей на участке от станции «Рубцовская» до «Лефортово». На прошлой неделе началась проходка правого перегонного тоннеля между станциями «Лефортово» и «Авиамоторная».

На южных и западных участках ТПК идет освобождение площадок под строительство. По расчетам метростроителей, полностью завершить возведение всех участков Третьего пересадочного контура предполагается в течение трех-четырех лет.

К строительству Третьего пересадочного контура привлечены в том числе и зарубежные специалисты. Так, в начале 2017 года между АО «Мосинжпроект» и ООО «СиАрСиСи Рус» (представительство китайской компании CRCC в России) был подписан контракт на строительство трех станций на юго-западном участке ТПК – это «Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект» и «Аминьевское шоссе».

Строительство новой кольцевой линии метрополитена идет практически в центре города и имеет свои особенности. «Строительство ТПК ведется в условиях плотной городской застройки, большого числа подземных коммуникаций, сложной гидрогеологии, – рассказывает генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин. – Особо пристальное внимание уделяется местам пересечения с радиальными линиями метро и подземными транспортными сооружениями. Когда мы проходим под или над существующими тоннелями, важно полностью исключить или максимально минимизировать возможные просадки грунта из-за строительства. Для этого компанией «Мосинжпроект» осуществляется постоянный мониторинг за существующими сооружениями по специальным методикам».

Кроме Третьего пересадочного контура программа развития столичного метрополитена предполагает продление существующих веток на периферию и возведение новых радиусов. Так, уже в этом году должны завершиться основные строительные работы на участке Калининско-Солнцевской ветки от «Раменок» до «Рассказовки», а также на Люблинско-Дмитровской ветке от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской».
Еще один большой проект – строительство метро в Некрасовку. Новая Кожуховская ветка пройдет через районы Косино-Ухтомский, Нижегородский, Выхино-Жулебино, Рязанский и обеспечит метрополитеном районы, которые сегодня не имеют подземки в шаговой доступности. Завершение строительства Кожуховской линии намечено на 2018 год.

При строительстве двухпутного тоннеля на одном из участков этой линии впервые в Москве применен тоннелепроходческий комплекс большого диаметра – свыше 10 метров. Как отмечает Марс Газизуллин, главными особенностями и преимуществами проходки тоннелей щитами большого диаметра, по сравнению с 6-¬метровыми, является отсутствие необходимости строительства притоннельных сооружений, межтоннельных технических сбоек, осуществления работ по организации перехода из одного тоннеля в другой. Кроме того, не нужно возводить дополнительные вентиляционные шахты на перегонах между станциями, поскольку верхняя часть тоннеля большого диаметра фактически и есть его же вентиляционный канал. Еще одной новацией при использовании 10-метрового ТПМК является способ строительства станционных комплексов. При проходке тоннелей 6¬-метровыми ТПМК щиты доходят до монтажной камеры, а дальше их необходимо разобрать, перевезти в другую монтажную камеру и только после этого начнется строительство следующего участка. А 10-¬метровый щит проходит будущую станцию насквозь и без остановки движется дальше, поэтому сооружать монтажный и демонтажный котлованы для сборки/разборки щита не нужно.

«В связи с появлением в Москве щитов большого диаметра у проектировщиков значительно расширились возможности применяемых технологических решений, – рассказывает генеральный директор АО «Мосинжпроект». – Теперь, имея альтернативу, может быть принято решение о применении наиболее оптимальной и выгодной технологии строительства для конкретного участка. Это очень актуально и своевременно для московских реалий – плотность застройки в Москве неравномерная, а метро мы строим повсюду».

К слову, такая технология строительства применялась в Токио, Берлине, Нью-Йорке и других крупных городах мира, а в Мадриде с ее помощью удалось построить 199 км тоннелей и 156 станций всего за 12 лет.
Несколько лет назад метро пришло и на присоединенные к Москве территории – на Сокольнический ветке открылись станции «Румянцево» и «Саларьево». Активное развитие новой Москвы немыслимо без транспортной интеграции со старой, а также без внеуличного скоростного транспорта, поэтому городские власти решили продлить красную ветку дальше – от станции «Саларьево» до «Столбово» в поселке Коммунарка. Работы на этом участке уже начались – идет строительство четырех новых станций: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольхово» и «Столбово». На станции «Столбово» можно будет пересесть на одноименную станцию другой новой линии метро, которая пройдет вдоль Калужского шоссе до станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура.
Всего же к 2035 году в новой Москве планируется построить 72 км линий и 33 станции метрополитена.