Что поменял президент в параметрах пенсионной реформы

Коррекция курса: что поменял президент в параметрах пенсионной реформы
В вопросе о пенсионном возрасте президент отступил на хорошо подготовленные позиции, что позволяет рассчитывать на снижение недовольства реформой. Но, какими будут долгосрочные принципы развития пенсионной системы, пока не ясно

Телеобращение Владимира Путина было интересно несколькими вещами — своим форматом, пакетом предложений о поправках в законопроект об изменении пенсионного возраста и тем, что осталось за кадром. По содержанию и тональности речи было заметно, что президент опирался на идеологию бюджетной стабильности, предполагающей готовность принимать долгосрочные, пусть и сильно непопулярные меры. В споре финансистов и экспертов по социальной политике президент откровенно занял сторону первых. Практически полное отсутствие популизма и очень солидные обоснования изменений пенсионного возраста — одни из ярких характеристик президентской лекции.

Сами предложения во многом представляют собой отход на заранее подготовленные позиции, обсуждавшиеся еще при внесении законопроекта. Даже несколько удивляет сохранение разницы в пять лет между мужским и женским пенсионным возрастом: многие ожидали подвижку на один-два года и для мужчин. Более мягкий график реформы в первые два года (гражданам дается право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста) выглядит вполне разумным и недорогим для бюджета. Политически это позволяет компенсировать удар по тем, кому светил выход на пенсию в ближайшие месяцы. Далее: снижение стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию, и льготный пенсионный возраст для многодетных матерей. Эти меры также не будут дорогими для бюджета: работников с относительно непрерывным стажем в 37 или 42 года очень немного.

Остальные предложения (сохранение льгот по налогам, дополнительный отпуск на диспансеризацию) тоже не слишком затратны. Повышение пособий по безработице с нереально низкого до уровня прожиточного минимума (11 280 руб. с 1 января 2019 года) уже давно назрело. О создании программ повышения квалификации для работников старших возрастов говорили в процессе обсуждения, но качество этих программ, скорее всего, будет определяться регионами и уровнем их финансирования, и будут они очень разными — от полезных до абсолютно декларативных.

Судьба предложений об административной и даже уголовной ответственности за дискриминацию по возрасту вызывает больше вопросов. У этой меры, которая вызвала резонансную дискуссию еще в начале лета, высокие риски — риск вывода сотрудников предпенсионного возраста за штат, а также возможное стремление работодателей всячески избегать их найма. А детали стимулирующих мер для бизнеса, о которых сказал президент, еще предстоит разработать. Хорошо бы, чтобы в итоге среди них оказались льготы по социальным взносам и другим налогам для компаний, которые нанимают сотрудников пред- и особенно пенсионного возраста. Нужна и помощь государства в подготовке программ переквалификации, которые должны быть приспособлены к запросам бизнеса и учитывать разные потребности и динамику в разных регионах.

За кадром остались высокие депутатские пенсии, а также повышенные пенсии для госслужащих и еще и ранние для силовиков, которые многократно обсуждались в последние месяцы. Вполне вероятно, что президент хочет дать депутатам возможность самим внести предложения о снятии своих надбавок. В целом ранние пенсии по выслуге лет не так дорого обходятся бюджету — примерно в 700 млрд руб. в год, или около в 10% всех пенсионных расходов. Но открытое обсуждение этого вопроса могло бы способствовать ощущению справедливости принимаемых мер в обществе.

Ничего не было сказано и о социальных пенсиях, которые платят тем, кому не хватает стажа и баллов для полной пенсии, — по плану правительства предлагалось сдвинуть возраст для этой категории до совсем негуманных 68 и 70 лет. Самое же важное из того, что не прозвучало, — что будет с пенсионными накоплениями и устойчивостью всей пенсионной системы, а не только со страховыми пенсиями, администрируемыми ПФР. Очевидно, что без развития добровольных накоплений и решения судьбы обязательных пенсионных накоплений старшие поколения так и будут обречены на бедность, а экономика — на нехватку финансовых ресурсов. И к вопросу полноценной пенсионной реформы, которая далеко не равна простой сдвижке пенсионного возраста, придется вернуться этому или следующему кабинету министров и составу Думы.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Об авторах
Антон Табах главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА», доцент ВШЭ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/opinions/economics/29/08/2018/5b8672ae9a79478555045dcc