Даан Розенгаарде о Москве

03.08.2016

«Площади в Москве мне нравятся гораздо больше, чем здания». Даан Розенгаарде об уличных пространствах, русской литературе и романтичной трассе для велосипедистов

Даан

Портфолио известного интерактивного художника из Голландии Даана Розенгаарде впечатлит любого: до-
рогие инсталляции, «оживающие» архитектурные формы, пол, реагирующий на движение, и стены, которые теплеют от прикосновения. Такой вид искусства становится все более популярным, а художники, практикующие его, утверждают, что именно таким станет будущее. Даан Розенгаарде рассказал «МП», что такое тактильный хайтек, каков архитектурный облик современной Москвы и как место, где жил Винсент Ван Гог, может повлиять на создание велосипедных дорожек.

Вы специализируетесь на таком стиле, как тактильный хайтек. Что это такое?
– Это мир, где технологии как бы «выпрыгивают» из компьютера. Художник, используя свои способности, создает нечто, что позволяет взаимодействовать с окружающей средой. То есть он формирует свою интерактивную реальность.

Например, мой проект «Устойчивый танцпол» – это такая поверхность, которая генерирует электричество за счет движений танцующих людей. Мы использовали механизмы и встроенные технологии для взаимодействия с энергией. С помощью таких ресурсов появляется чувственная, интерактивная среда, в которой танцоры могут раскрыть весь свой талант.

Еще один проект – «Дюна» – общественный интерактивный пейзаж, который реагирует на звук и движение. Это гибрид природы и техники, он состоит из большого количества волокон, что позволяет появиться прекрасным звукам за счет движения проходящих мимо посетителей. «Дюна» призвана исследовать футуристические связи природы и городского пространства.

Создавая такие интерактивные проекты, мы исследуем новую среду, которая развивается благодаря технологическим инновациям. Подобные вещи добавляют волшебства и поэзии в обыденность, а мир вокруг становится сказочным и дружелюбным.

В целом тактильный хайтек – это современные технологии, которые позволяют менять повседневную реальность и взаимодействовать с окружающей действительностью.

Что вы можете сказать об архитектуре Москвы, у нее есть какой-то свой стиль?
– Да, конечно. В городе я уже шестой или седьмой раз. И вижу, что в Москве есть определенный интерес к авангардным вещам как к новым способам мышления. Мы можем с уверенностью сказать, что архитектура здесь солидная и серьезная, но при этом удобная. Но мне гораздо больше нравятся ваши площади, то, как обустроено уличное пространство, нежели здания.

Я думаю, что всех художников, и российских в том числе, объединяет увлечение будущим – с точки зрения развития именно уличных пространств.

Чего, на ваш взгляд, не хватает современной Москве?
– Я бы создал некую культуру, которая объединит общественный транспорт, автомобили и велосипеды. Сегодня многие думают, что ездить на велосипеде – непрестижно, люди слишком увлечены своими дорогими и красивыми машинами. И вы понимаете, к чему это приводит, – мы все стоим в пробках. Я хочу сказать, что стоило бы такой транспорт, как велосипед, делать более популярным.

Например, мною была спроектирована необычная трасса в городе Эйндховене в Нидерландах. Днем это вполне обычная дорожка для прогулок, а вечером здесь можно увидеть необычные светящиеся узоры. Проект реализован именно там, где известный художник Винсент Ван Гог родился и вырос. Инновацией здесь стало то, что в поверхность дорожного покрытия вкраплены тысячи фосфоресцентных камней, которые поглощают солнечную энергию днем и светятся ночью. Но камни усеяны не просто так, узоры представляют собой современную интерпретацию самой известной картины Ван Гога «Звездная ночь».

Такая трасса не только выглядит очень эффектно, но и помогает велосипедистам ориентироваться в темное время суток, а также делает это место очень романтичным. Путь также освещается современными светодиодными фонарями, которые предназначены для повышения видимости в пасмурные дни.

В этом проекте мы и объединили безопасность, и сделали акцент на экономии энергии и бережном отношении к окружающей среде. Но при этом в проекте присутствует определенная поэзия. И в Москве я бы хотел создать что-то подобное, футуристическое.

Вы посетили недавний Московский урбанистический форум. Что вас там заинтересовало?
– На форуме были подняты очень важные темы: развитие «умных городов», создание интерактивного ландшафта, поскольку все мегаполисы растут и населения становится все больше. И здесь аккумулируются все проблемы – это и загрязнение воздуха, и пробки на дорогах и т.д. Поэтому мы должны создавать новые проекты, делиться своим видением того, как сделать города комфортными для жизни. И когда объединяются правительство, бизнес-сообщество и творческие люди – это очень важно. Именно поэтому я сюда и приехал.

Где вы черпаете свое вдохновение?
– Так много всего! Кстати, когда я был ребенком, много читал Пушкина, Гоголя, Чехова. Эти писатели оказали большое влияние на мое творчество.

Но чаще всего я смотрю на полотна Саломона ван Рейсдала, нидерландского художника-пейзажиста, который жил в XVII веке. На его картинах изображены деревни и села, лесные ландшафты и люди. Тогда художников привлекал прозрачный чистый воздух. Они были очень любознательны, хотя и не имели современных технологий, чтобы мгновенно запечатлеть какой-то момент. Именно эти полотна меня очень вдохновляют.

Юлия Юдина

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»