ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА Российского инвестиционного форума

14–15 февраля 2019 г., г. Сочи
Программа опубликована по состоянию на 17.12.2018

Региональная политика: отвечая на вызовы

Российская экономика в преддверии рывка: какие шаги государства приведут к росту?

Национальные цели развития, определенные Президентом, требуют нетривиальных усилий всех вовлеченных в работу по их достижению сторон. Как найти основные точки опоры будущего экономического роста? Какая бюджетная политика необходима для экономического прорыва? Какова роль институтов развития в реализации национальных проектов? Как выстроить эффективное взаимовыгодное партнерство государства и частного бизнеса? Как должны быть распределены ресурсы и ответственность за достижение национальных целей развития между федеральным центром и регионами?

Региональная политика: отвечая на вызовы

«Зеленое» финансирование: развивая рынок ответственных инвестиций

«Зеленое» финансирование – это использование финансовых услуг и инструментов, направленных на поддержку экономической деятельности, способствующей улучшению состояния окружающей среды, смягчению последствий климатических изменений и более эффективному использованию природных ресурсов. Основная цель формирования «зеленой» финансовой системы – создание институциональной среды, в которой происходит объединение государственного и частного финансирования, направленного в «зеленые» отрасли, а также эффективный контроль над инвестициями в проекты с высоким уровнем риска негативного воздействия на окружающую среду. Формирование и развитие системы «зеленого» финансирования рассматривается сегодня как составная часть национальной стратегии развития, в частности при реализации национальных проектов, при внедрении предприятиями промышленности наилучших доступных технологий. Как расширить доступность финансовых средств для инвестирования в «зеленые» проекты? Как повысить их инвестиционную привлекательность? Каким образом можно усовершенствовать функцию рынка капитала по распределению ресурсов и обслуживанию реального сектора экономики?

Региональная политика: отвечая на вызовы

Промышленные кластеры. Как повысить инвестиционную привлекательность регионов

Среди ключевых целей развития страны стоит задача о вхождении в число пяти крупнейших экономик мира, об ускорении технологического развития Российской Федерации, создании в обрабатывающей промышленности высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора. Опережающее развитие промышленного комплекса и повышение производительности труда предприятий невозможно без притока инвестиций со стороны крупных компаний, имеющих успешные производственные компетенции и перспективные виды разработок. Решению этой задачи способствуют новые индустриальные модели, которые повышают качество предложения для потенциальных инвесторов, а также целевой подход к реализации инвестиционных проектов с учетом технологических приоритетов на основе востребованных и развитых в регионе компетенций. В России сформировано более 30 промышленных кластеров в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности. В рамках кооперационных цепочек кластеров формируются инвестиционные ниши для реализации проектов по созданию высокотехнологичной продукции. Такой подход позволяет повысить качество инвестиционного предложения регионов и обеспечить спрос на выпускаемую продукцию. Как может быть использован потенциал сложившихся промышленных кластеров для развития региональной промышленности и освоения инновационной продукции? Каким образом регионы формируют
новые инвестиционные ниши? Как использовать потенциал межрегиональной промышленной кооперации для привлечения инвесторов в регионы?

Региональная политика: отвечая на вызовы

Инструменты «умного» регулирования в цифровой экономике

Нормативное регулирование – это одна из основ экономического развития любого государства. Качественное нормотворчество способно стать катализатором экономического роста, а слабое развитие регуляторной среды, напротив, может стать для него непреодолимым барьером. Текущая задача состоит в том, чтобы создать такую современную систему государственного регулирования. Регуляторная политика из способа реагирования на уже произошедшие в обществе изменения должна превратиться в механизм, встроенный в эти изменения и совершенствующийся вместе с развитием общества. Задача – создать эффективную систему управления изменениями, которая должна позволить гибко и своевременно реагировать на современные вызовы в системе «умного» регулирования. Важным направлением совершенствования системы нормотворчества является использование потенциала применения информационных технологий и специальных платформенных решений, внедрение в систему государственного управления принципа «государство как платформа». Как адаптировать действующую регуляторную политику под принципы «умного» регулирования? Каковы пределы и возможности цифровизации процесса нормотворчества? Каковы основные подходы к нормативному регулированию цифровой экономики? Существуют ли возможности для автоматизации процессов нормотворчества и перевода норм права в машиночитаемый вид? Есть ли успешные примеры в мировом опыте? Что сейчас делается в России в этом направлении?

Региональная политика: отвечая на вызовы

Экономика vs климат. Уроки адаптации

Изменения климата будут оказывать негативное влияние практически на все сектора экономики, инфраструктурные и хозяйственные объекты, что создает значительные риски для реализации многих инвестиционных проектов и перспектив развития ключевых отраслей экономики. В целом за период 1990–2015 годов число опасных природных явлений в России возросло почти в два раза, увеличилось количество крупномасштабных природных катастроф, таких как наводнения, засухи и лесные пожары. Потенциальная опасность угрожает расположенным в зонах многолетней мерзлоты объектам энергетической инфраструктуры и поселениям. Причиненный ущерб при существующих тенденциях изменения регионального климата может достигать в среднем 1–2% ВВП страны. Какие факторы необходимо учитывать при оценке ущерба в отдельных отраслях? Какие меры предусматриваются Правительством Российской Федерации в целях снижения экономических потерь, связанных с негативными последствиями климатических изменений, а также в целях укрепления инфраструктуры? Каким образом бизнес реагирует на возникающие угрозы?

Региональная политика: отвечая на вызовы

Как сделать города привлекательными для жизни

Развитие городской экономики – один из ключевых факторов роста ВВП страны. Большинство национальных проектов, сформированных в соответствии с майским указом Президента, в конечном счете направлены на улучшение качества жизни горожан. Как увязать существующие ведомственные программы, региональные инициативы и бизнес-подход в единую стратегию городских преобразований? Что необходимо для постановки этой работы на проектные рельсы и ориентирования на достижение не только социальных, но и бизнес-результатов?

Региональная политика: отвечая на вызовы

Конкурентоспособность национальной юрисдикции: новые векторы развития

Конкурентоспособная национальная правовая система – это новые возможности для национального бизнеса и зарубежных инвесторов. На сегодняшний день российская юрисдикция держит вектор развития в сторону стабильности ведения и защиты прав бизнеса. Актуальным остается вопрос транспарентности правосудия в Российской Федерации, однако уже сейчас данный вопрос не стоит настолько остро, насколько он стоял еще пару лет назад. Это означает, что национальная юрисдикция движется в верном направлении, хоть и встречает на своем пути различные проблемы реализации. Модернизация и реформа судопроизводства в Российской Федерации открывают новые возможности в унификации процессуальных сроков и в достижении независимости и эффективности в отправлении правосудия, что может положительно повлиять на защиту прав инвесторов. Какие правовые меры стоит предпринять для стимулирования роста
инвестиций в регионы России? Насколько зависит конкурентоспособность национальной юрисдикции от санкционного давления и какие меры необходимы для правовой защиты бизнеса?

Региональная политика: отвечая на вызовы

Национальные инфраструктурные приоритеты – 2024: быстро определить и эффективно реализовать
Мероприятие инфраструктурного конгресса «РОСИНФРА»

Комплексное развитие общественной инфраструктуры, которая должна быть увязана не только с текущими, но и с перспективными потребностями бизнеса, граждан и государства в целом, а также слаженная работа всех уровней власти при реализации наиболее значимых проектов – таковы главные установки российского руководства на предстоящие 6 лет, обозначенные майским Указом Президента Российской Федерации. Чтобы инфраструктурные ограничения стали «точкой роста» для развития экономики страны, Правительством Российской Федерации уже подготовлен комплексный план развития магистральной инфраструктуры, а финансирующие организации предложили ряд кредитных продуктов, способных увеличить инвестиции в инфраструктуру. Станут ли национальные проекты эффективным подспорьем для реализации региональных инфраструктурных задач? Как быстро и эффективно пройти стадию отбора и подготовки проектов и приступить к реализации? Помогут ли в этом существующие инструменты поддержки и предлагаемые типовые решения? Какие ключевые условия для бюджетного финансирования и выделения средств Фонда развития? Даст ли взаимодействие ключевых институтов развития синергетический эффект для развития инфраструктуры?

Региональная политика: отвечая на вызовы

Региональные облигации как инструмент реализации инфраструктурных проектов и повышения качества жизни

Региональные облигации (субфедеральные и муниципальные ценные бумаги) – это один из эффективных механизмов формирования бюджетов, финансирования инфраструктурных и концессионных проектов, позволяющий обеспечить динамичное развитие, повышение качества жизни людей. Использование данного финансового инструмента позволяет не только получать необходимые региону денежные средства инвесторов, но и привлекать сбережения населения именно этого региона к непосредственному участию в его развитии, обеспечивая еще большую сопричастность гражданина с теми проектами, которые реализуются в целях улучшения качества его жизни и жизни его детей. Мощным стимулом для развития этого финансового инструмента являются задачи, поставленные руководством страны по стимулированию инвестиций в инфраструктуру, образование, здравоохранение и экологию, в новые технологии и науку, а также показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Какие мероприятия необходимо осуществить для повышения привлекательности этого финансового инструмента? Как снизить стоимость заимствований для бюджетов субъектов и муниципальных образований? Каким образом изменить законодательные требования для того, чтобы этот инструмент заработал эффективнее? Как упростить процедуру выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций? Какие регионы успешно используют этот инструмент и почему считают его перспективным?

Региональная политика: отвечая на вызовы

ТЭК: создание условий для инвестиций – залог сохранения конкурентоспособности российской экономики

Сегодня ТЭК является крупнейшим инвестором в российскую экономику, при этом сохраняя лидирующие позиции на мировой арене. ТЭК создает стоимость на всей производственной цепочке от ГРР до потребления ресурса в виде топлива в машинах и электричества в домах. Наращивание эффективности на всех этапах является залогом развития экономики страны и повышения ее конкурентоспособности. Как создать инвестиционный стимул для реализации этой амбициозной цели? Как совместить традиционные сектора экономики с прорывными технологиями и экономикой будущего? Как в условиях внешнего давления и искусственных ограничений создать достаточный стимул для привлечения инвестиций и развития сектора?

Региональная политика: отвечая на вызовы

Магистральная инфраструктура — кровеносная система ТЭК России

Доставка ресурсов до потребителя, до экспортных направлений, до НПЗ является ключевым элементом развития любой экономики. Конкурентоспособность отраслей ТЭК напрямую зависит от эффективности ее функционирования и регулирования. Как обеспечить баланс экономических интересов естественных монополий одновременно не нарушив экономику производства и доставки энергоресурсов? Как сохранить оптимальные темпы развития магистральной системы
и подключения потребителей, при одновременном повышении эффективности инвестиционной программы? Какова роль современных технологий в работе естественных монополий?

Региональная политика: отвечая на вызовы

Финансовая грамотность населения как основа для финансовой стабильности

Минфин провел исследование уровня финансовой грамотности населения в регионах России и на базе этих данных составил рейтинг субъектов. Начиная с 2019 года этот рейтинг, оценивающий усилия властей регионов по повышению уровня знаний населения в этой области, станет ежегодным. Результаты исследования будут объявлены на форуме в Сочи. В ходе сессии российские и зарубежные специалисты в области обучению финансовой грамотности ответят на вопросы о наиболее эффективных способах популяризации финансовой грамотности, основных аспектах и проблемах, связанных с защитой прав потребителей финансовых услуг.
Презентация Национального рейтинга финансовой грамотности регионов

Региональная политика: отвечая на вызовы

Готова ли Россия к новым вызовам в киберпространстве?

Развитие цифровой экономики и повсеместная цифровизация предоставляют прорывные возможности по работе с информацией, однако одновременно с этим существенно увеличивают риски киберугроз. Согласно официальным данным, за последние шесть лет киберпреступность в России демонстрирует десятикратный рост, а за январь – сентябрь 2018 года правоохранительные органы ежемесячно регистрировали более 13 тысяч преступлений, что почти в два раза превышает показатели прошлого года. Отчетливо прослеживается повышенный интерес злоумышленников к ценным корпоративным и личным данным и особенно к банковским счетам, а основному риску подвергается кредитно-финансовая отрасль. В результате кибербезопасность сегодня становится важнейшим приоритетом как среди представителей бизнеса, так и на государственном уровне. Какие стратегии кибербезопасности наиболее успешны? Как лучше всего оптимизировать ресурсы и организовать совместные усилия, чтобы быть максимально защищенными? Что нужно предпринять, чтобы предсказать и предотвратить киберугрозы?

Новая социальная повестка

Социальное предпринимательство как фактор развития благополучия страны

В современных экономических условиях жесткой конкуренции все больше компаний и предпринимателей выражают готовность получения не только прибыли, но и решения важных для общества социальных проблем. Равный доступ всех граждан к качественному социальному обеспечению и вовлечение в эту сферу предпринимателей могут стать новым источником роста и повышения качества жизни. Формирование экосреды социальной экономики, где во главу угла поставлено не извлечение прибыли, а создание лучших условий для людей с использованием всех имеющихся ресурсов – государства, бизнеса, общества, – становится сегодня насущной потребностью. Что необходимо для создания целостной системы социально-экономического развития регионов и страны? Как работают уже существующие меры поддержки социального предпринимательства, отвечают ли они современным стандартам и запросам? Какие усилия необходимо предпринимать регионам для создания экосистемы развития социально- экономического потенциала?

Церемония награждения лауреатов конкурса проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект года»

Новая социальная повестка

Продолжительность здоровой жизни – основа развития общества

Одной из стратегических целей развития Российской Федерации названо повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году, а также обеспечение устойчивого естественного роста численности населения. Показатели страны в этой сфере сильно разнятся, а на фоне сопредельных стран разница ощущается еще сильнее. Чтобы адекватно ответить на этот вызов, потребуются особые государственные подходы к планированию развития здравоохранения, решение амбициозных задач в организации и управлении демографическими процессами. Доказано, что факторы окружающей среды и жизненные привычки, такие как доступ к чистым безопасным воде и пище, отказ от вредных привычек и регулярная физическая активность, оказывают выраженное влияние на долголетие человека. Помимо этого, увеличение продолжительности жизни достигается за счет непрерывного улучшения условий жизни и качества медицинского обслуживания в отношении возрастных болезней, а именно заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкопатологии. Какие ресурсы потребуются для увеличения
продолжительности здоровой жизни? Каков оптимальный баланс вложений в здоровье народа со стороны государства, бизнеса и самих граждан?

Новая социальная повестка

«Умный город»: от теории к практике

В 2018 году на территории Российской Федерации стартовал проект «Умный город». Внедрение инновационных цифровых и инженерных решений в городскую инфраструктуру позволит повысить эффективность управления городским хозяйством и сделать города комфортнее и привлекательнее для жизни. Комплексное и поэтапное внедрение «умных» решений во все сферы городской жизни позволит повысить уровень безопасности, сократить расходы на управление и ЖКХ, улучшить экологию города и его транспортную доступность, а значит, сделать привлекательным для инвестиций. Какие решения внедряются в российских городах в первую очередь и какие проекты могут получить господдержку? Каким образом нужно выстраивать реализацию проекта «Умный город» в регионах и что необходимо включать в региональные программы? Какие международные технологии и опыт необходимо использовать? Какие механизмы разработаны для повышения интеллекта города и его оценки? Какова роль государства, бизнеса и жителей в формировании экосреды «умных» городов?

Новая социальная повестка

Экология как индикатор качества жизни

Перед Россией стоят амбициозные цели: обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, повышение продолжительности жизни и другие. Их реализация невозможна без улучшения экологической обстановки, снижения негативного эффекта на окружающую среду и снабжения россиян продуктами питания, выращенными в благоприятных экологических условиях. За последние 11 лет к опасной категории загрязнения почв тяжелыми металлами относилось не менее 8% обследованных почв близ крупных населенных пунктов, к умеренно опасной – 14%. Загрязнено пестицидами около 5% обследованных площадей в разных регионах, около 4% земель загрязнено высокотоксичными химикатами. Практически все основные реки страны – Волга, Дон, Кубань, Днепр, Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма, Амур – оцениваются как загрязненные, а некоторые как «грязные» и «очень грязные». Все это приводит к ухудшению качества окружающей среды, производимой сельхозпродукции и, как следствие, к реальной опасности для здоровья граждан. Какие меры можно предпринять для уменьшения негативного влияния на окружающую среду? Что уже делается и насколько эффективны предпринимаемые меры? Необходимо ли ужесточение требований и нормативов, предъявляемых к состоянию качества окружающей среды и деятельности производственно- хозяйственных объектов?

Новая социальная повестка

Национальный проект «Образование» как ресурс социально-экономического развития и формирования кадрового потенциала субъектов Российской Федерации

Развитие человеческого капитала – основа системного и долгосрочного успеха страны в условиях глобализации и внедрения цифровой экономики, а инвестиции в кадровые ресурсы – главный драйвер стратегически выгодных и впоследствии конвертируемых в конкретные показатели социально-экономического развития регионов инвестиций. Важной задачей на пути к повышению уровня развития субъектов Российской Федерации и достижению международной конкурентоспособности российской экономики является обеспечение кадрового потенциала, способного ответить на вызовы глобальной экономики. Подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих компетенциями для реализации масштабных проектов в высокотехнологичных и наукоемких отраслях производства, должна носить системный характер. Национальный проект «Образование» включает создание новых и развитие существующих возможностей на всех этапах индивидуального образовательного плана: от обеспечения условий для раннего развития детей и поддержки семей до модернизации системы профессионального образования и содействия работающим в постоянном профессиональном самосовершенствовании. Проект обеспечивает создание точек роста и тиражирования лучших практик с учетом индивидуальных потребностей и особенностей каждого региона. Какие региональные особенности позволяют внедрять лучшие практики проекта наиболее эффективно? Каким образом будет обеспечен кадровый потенциал развития инновационных секторов экономики? Какие мероприятия национального проекта «Образование» обеспечат точки
роста инвестиционного климата в России?

Новая социальная повестка

Лучшие практики социально-экономического развития. Комплексные решения для регионов

Сегодня много говорится о федеральных инструментах поддержки регионального развития, но зачастую именно в самих субъектах Российской Федерации появляются и внедряются уникальные решения, оказывающие позитивное влияние на социально-экономическую ситуацию. Они охватывают такие сферы, как ЖКХ, сельское хозяйство, туризм, городское развитие, а с недавних пор – и социальное предпринимательство. Эти решения иногда даже не подразумевают бюджетных вложений, при этом эффект от их внедрения может быть очень значимым. Как региональные ноу-хау могут помочь в достижении целевых показателей, заложенных в майском указе? Какие практики наиболее востребованы в регионах? Как можно оценить эффект от их реализации?

Церемония награждения победителей Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации

Новая социальная повестка

Инвестиции в онлайн-образование

Задачу повышения качества высшего образования призвана решить интеграция современных технологий в образовательные процессы. Применение информационных технологий в образовании способствует формированию профессиональных компетенций будущих квалифицированных кадров. Таким образом, в частности, внедрение и развитие онлайн- образования сможет повысить качество образования в целом, открыть доступ к самообразованию людей по всей России. Как развивается онлайн-образование в мире и в России: есть ли разница в моделях и подходах? Как поделены сферы ответственности государства и бизнеса в онлайн- образовании? Каков объем рынка онлайн-образования в России? Каковы перспективы его роста? Выгодно ли бизнесу инвестировать в эту сферу? Могут ли российские университеты построить успешный бизнес в сфере онлайн-образования?

Новая социальная повестка

Наука и общество: стратегии будущих поколений

Науке очень сложно дать единое определение, полностью отражающее ее сущность. Особенность научных знаний заключается в их глубоком проникновении в суть явлений, то есть в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Одна из проблем, возникших в процессе накопления научного знания и являющаяся особо актуальной в настоящее время, – это проблема социальной ответственности ученого за плоды его профессиональной деятельности. Результаты научного поиска могут оказаться социально опасными, а их использование не в научных целях может привести к негативным последствиям. Ученый должен осознавать свою ответственность перед обществом, так как наука неотделима от общественной жизни и может оказывать как созидательное, так и разрушительное влияние на нее. Российские ученые сегодня: кто они? Фундаментальная наука и информация, востребованная обществом: какими они должны быть? Какими каналами доставки информации необходимо пользоваться? Нужны ли комплексные программы государственной поддержки в этой сфере? Молодежь в науке: что может быть интересно поколению-2020?

Новая социальная повестка

Подготовка кадров для реализации национальных проектов

Уровень управленческого мастерства и взаимодействия становится ключевым фактором, влияющим на уровень и динамику развития инвестиционной среды Российской Федерации как на региональном, так и на федеральном уровне. Для успешной конкуренции на международном уровне необходимо развитие сообщества управленцев, объединенных общим видением развития, пониманием целей и задач, общими ценностями, понятийным аппаратом и методологией внедряющего, использующего и распространяющего лучшие практики управленческого мастерства, в рамках реализации национальных и федеральных проектов. Насколько велика зависимость реализации национальных проектов от прямых исполнителей? Как развивать лучшие управленческие кадры и использовать их потенциал? Как масштабировать результаты на другие ветки управления и всю страну?

Новая социальная повестка

Образование – инструмент привлечения инвестиций в регионы

Сфера образования в Российской Федерации становится одной из самых эффективных для инвестирования, в том числе социального. Сегодня в России и в каждом субъекте создается инновационная и обновляется существующая образовательная среда. Механизмы инвестирования в образование обладают широкой возможностью для внедрения и тиражирования. Социальное инвестирование может стать одним из ключевых драйверов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Уже сейчас в России есть успешные примеры проектов, при развитии и внедрении которых были успешно апробированы инструменты привлечения инвестиций. Инновационные проекты в сфере образования позволили повысить уровень инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и социально- экономического развития страны. Как механизмы социального инвестирования в сферу образования способствуют формированию благоприятного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и привлекают новых инвесторов в эту сферу? Какие лучшие практики инвестиций в рамках государственно-частного партнерства являются ключевыми для адаптации и внедрения в Российской Федерации?

Новая социальная повестка

Система социальных лифтов как инструмент экономического роста и глобальной конкурентоспособности

Во времена цифровой трансформации экономики на первый план выходят требования к профессиональным навыкам. Ключевым критерием успеха в новых реалиях становится умение реализовать креативные идеи в условиях мультидисциплинарности в комплексе с глубоким пониманием основных технологических, управленческих и бизнес-процессов, а также способностями успешно ориентироваться в реалиях огромного потока данных. Одновременно с ростом требований и усилением конкурентной борьбы повышается и объективность в оценке потенциала, открываются качественно новые возможности роста для тех, кто готов регулярно самосовершенствоваться, вкладываться в собственное развитие и приносить пользу обществу. В чем особенности уже реализованных в России программ и как их тиражировать? Насколько быстро могут происходить положительные изменения в обществе под влиянием реализованных проектов? Как сделать систему социальных лифтов максимально эффективной? Как правильно воспользоваться главным – человеческим капиталом страны? Удается ли остановить отток талантливых специалистов за рубеж?

Новая социальная повестка

Развитие социально ориентированного образования в вузах России

Сегодня большое внимание уделяется темам создания социальной инфраструктуры, поддержки социально ориентированных НКО и общественно значимых проектов, участия сектора благотворительности и корпоративной социальной ответственности в решении социальных задач. Однако придаем ли мы равное значение развитию человеческого ресурса – формированию пула специалистов, обладающих необходимыми компетенциями и навыками, чтобы стать двигателями социального прогресса? Определяющую роль в этом вопросе могут сыграть высшие учебные заведения, обучающие студентов – будущих работников социальной сферы, сотрудников направления КСО компаний, социальных предпринимателей, профессионалов социальных коммуникаций. Как российские вузы решают эту задачу? Как сегодня выглядит социально ориентированное образование в ведущих вузах и что необходимо сделать для его развития? Как заинтересовать студентов решением социальных задач в регионах? Что могут сделать основные заказчики такого образования – государство, НКО, бизнес
– для повышения его эффективности?

Новая социальная повестка

На передовой технического прогресса. Женщины в STEM

Низкая доля женщин в профессиях STEM (наука, технологии, инженерия и математика) традиционно была обусловлена рядом факторов: ограничениями в системе образования, воспитанием, стереотипами в обществе. Но и сегодня, несмотря на широкие профессиональные возможности женщин в целом, существуют значительные гендерные диспропорции как в уровне занятых в сфере STEM, так и в качественных условиях занятости.
Почему необходимо присутствие женщин в STEM? Какое влияние могут оказать и оказывают женщины на развитие высокотехнологичных отраслей? Почему так мало женщин вовлечено в мир науки и технологий? Какие барьеры существуют в этой сфере для женщин? Что необходимо
предпринять, чтобы поддержать вовлеченность женщин в STEM? Какие программы и инициативы могут быть реализованы на уровне школ и университетов?

Новая социальная повестка

Искусство оказывать влияние: инвестиции в социальные коммуникации как фактор устойчивых изменений в обществе

В контексте глобальной повестки устойчивого развития социальные коммуникации становятся инструментом масштабирования социально значимых идей и формирования всеобщей культуры социальной ответственности. Бренды, интегрирующие общечеловеческие ценности в свою деятельность, завоевывают потребителей и способствуют развитию моделей ответственного поведения. Фонды и НКО, способные выстроить открытый диалог с аудиторией, привлекают большее финансирование и стимулируют участие граждан в решении социальных проблем. Возможность оказывать значимое влияние на мотивацию и действия людей определяет важность и необходимость инвестирования в социальные коммуникации – будь то рекламная кампания, просветительский проект или благотворительная акция, а также потребность в развитии их креативной составляющей. Каковы задачи социальных коммуникаций для различных организаций? Какие механизмы социальной коммуникации позволяют эффективно достигать этих задач? Как создавались знаковые социальные коммуникации – как в сфере бизнеса, так и в благотворительной среде? Какие тренды определяют дальнейшее развитие социальных коммуникаций?

Деловой климат в России. На пути к росту

«Перезагрузка» инструментов развития территорий

Сегодня для привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в регионы России создано и функционирует более 430 обособленных площадок с особыми условиями ведения бизнеса и возможностью использовать различные меры государственной поддержки (ОЭЗ, ТОР, индустриальные парки и так далее). Вместе с тем практически все существующие инструменты подвергаются критике со стороны контролирующих органов и СМИ. Что необходимо сделать, чтобы затраты, в том числе и государственные, на строительство инфраструктуры для привлечения бизнеса не оказывались неэффективными из-за отсутствия инвесторов? Как изменить существующий медиафон, чтобы он стал существенным подспорьем в развитии особых территорий? Как инвестору выбрать для себя оптимальную площадку и не запутаться? Можно ли создать универсальный инструмент и применять его в каждом субъекте, чтобы инвестору стало проще и быстрее начать свой бизнес в России?

Деловой климат в России. На пути к росту

Технологическое лидерство – региональная настройка развития высокотехнологичных компаний

В России законодательно предусмотрено создание инновационных научно-технологических центров, так называемых технологических долин. В настоящее время субъекты Российской Федерации активно включились в работу по их созданию, разрабатываются концепции развития научно-технологических инновационных центров, ориентированных на глобальные тренды и вызовы, способных качественно конкурировать в исследованиях и разработках на мировых рынках. Актуальным видится обсуждение опыта организации таких центров, создания инновационной инфраструктуры, привлечения инвесторов и компаний участников, организации трансфера технологий. Какие цели и задачи ставить при создании технологических долин? Как сформировать качественную систему управления технологическими долинами? На какие лучшие практики создания и функционирования технологических долин мирового уровня ориентироваться при формировании российских технологических долин? Как привлекать инвесторов для создания на территории долин необходимой инфраструктуры? Как обеспечить трансфер технологий?

Деловой климат в России. На пути к росту

Питч-сессия «Национальные чемпионы»

В настоящее время в России сформировался слой из нескольких сотен конкурентоспособных, быстрорастущих, инновационно активных частных компаний с сильным предпринимательским началом. Многие из них готовы к тому, чтобы расширять масштаб своей деятельности и становиться лидером на национальном или даже глобальном рынке. Часть таких компаний с 2016 года проходят отбор и включаются в приоритетный проект Минэкономразвития России «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» («Национальные чемпионы»). В настоящее время в проект отобрано 62 компании. В рамках проекта компании получают комплексную поддержку со стороны министерства в части взаимодействия с органами власти, институтами развития, компаниями с государственным участием. Как помочь компаниям в коммуникации с инвестиционно-банковскими структурами, привлечении кредитных ресурсов и инвестиций? Какими достижениями и перспективными проектами могут поделиться компании, участвующие в проекте «Национальные чемпионы»?

Деловой климат в России. На пути к росту

Инвестиции в туризм: ожидания бизнеса vs возможности государства. Где искать точки соприкосновения?

Туризм как целая сфера экономики обладает уникальным свойством – вовлекать в свою деятельность множество смежных отраслей. По данным Всемирной туристской организации, развитие туризма на отдельной территории изменяет экономические показатели более пятидесяти видов деятельности, включая такие базовые отрасли, как транспорт, размещение и проживание, питание, организация отдыха и развлечения туристов. Мы все видим, как много делается для того, чтобы туризм в нашей стране развивался интенсивно, в разных направлениях и на всех уровнях. С каждым годом все больше расширяется инфраструктура, появляются новые туристические объекты, но есть и ряд конкретных проблем, с которыми постоянно сталкивается бизнес-сообщество в области туризма и которые не позволяют создавать благоприятный инвестиционный климат с точки зрения финансов и профессиональных ресурсов. Какими должны быть функции государства в области привлечения инвестиций в туризм? Существуют ли новые модели взаимодействия бизнеса и государства в этой сфере? Государство – регулятор или строитель конкретных объектов туристической инфраструктуры? Привлечение иностранных инвестиций в развитие российского туризма – это реалии или фантазии? Каков положительный опыт российских регионов во взаимодействии с бизнес-сообществом?

Деловой климат в России. На пути к росту

Экспорт продукции АПК. Региональная повестка

Экспортные амбиции России на международном продовольственном рынке прямо зависят от эффективности региональной агропромышленной политики и повестки. Задачи по модернизации АПК и пересмотру его вектора развития преломляются в повестке региональных властей. Разнообразие регионов формирует экспортный потенциал особенной региональной продукции и интерес к ней зарубежных потребителей. Как эффективно сформировать региональную экспортную палитру? Какие стратегии развития экспорта выбирают регионы? На какой международный опыт можно опереться для построения эффективных региональных стратегий экспорта?

Деловой климат в России. На пути к росту

Чек-лист – новый инструмент в организации контрольно-надзорной деятельности

Одним из ограничений в развитии экономической и инвестиционной инициативы является чрезмерное регулирование экономики. В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности были разработаны и внедрены качественно новые подходы к организации проверочных мероприятий. Основной акцент был сделан на обеспечении прозрачности и ясности обязательных требований, а также предсказуемости проверочных мероприятий. Одним из средств, позволяющих обеспечить соответствие проверок вышеперечисленным требованиям, стали проверочные листы (списки контрольных вопросов), или чек-листы. Проверочный лист – это исчерпывающий перечень вопросов, содержащих обязательные требования и определяющих предмет проверки. В случае проведения проверки с использованием проверочных листов предмет плановых проверок ограничен только содержащимися в нем вопросами. При этом проверяемые субъекты могут заранее ознакомиться с утвержденными профильными чек-листами на сайтах органов государственного контроля (надзора), что позволяет им провести самопроверку соблюдения обязательных требований. Каким должен быть проверочный лист? Как сделать чек- лист удобным в использовании и понятным для всех участников контрольных мероприятий? Почему необходимо соблюдать установленный порядок регистрации приказов, которыми утверждаются проверочные листы? Какие на текущий момент имеются удачные примеры применения бизнесом проверочных листов в ходе оспаривания проверок с их использованием?

Деловой климат в России. На пути к росту

Модели работы региональных институтов развития

В 2018 году Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации показал улучшение инвестиционного климата. В регионах созданы и функционируют ключевые институты развития, формально внедрен полный спектр мер поддержки, созданы инфраструктура и площадки, функционируют инвестиционные советы, но при этом нет существенных достижений по объемам инвестиций, в том числе иностранных. За последнее время в регионах-лидерах произошел качественный переход от создания инфраструктуры к ее загрузке и повышению инвестиционной активности, однако это не коснулось остальных регионов. Согласно опросам отечественных и иностранных инвесторов, их волнует следующее: наличие в регионах потенциальных инвестиционных ниш и емкость рынка; наличие конкурентной среды; доступ к инфраструктуре и ресурсам; государственные гарантии при реализации инвестиционных проектов и обязательства государства или региона при создании социальной инфраструктуры; стабильность курса национальной валюты; процедура возврата НДС; встраивание в производственные и кооперационные цепочки реализации продукции. Какой запрос предъявляют отечественные и иностранные инвесторы к регионам? Что научились делать институты развития, а что еще нет (истории успеха и неудач)? Каковы особенности привлечения и сопровождения инвесторов на территории? На что обратить внимание при выстраивании работы институтов развития?

Деловой климат в России. На пути к росту

Второе дыхание Национального рейтинга инвестиционной привлекательности
– Рейтинг 2.0

В этом году на площадке Петербургского международного экономического форума уже в пятый раз были представлены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В этом году рост продемонстрировало абсолютное большинство регионов Российской Федерации – 78 субъектов. За время существования национальный рейтинг доказал свою эффективность в оценке усилий властей всех уровней по улучшению условий ведения бизнеса в регионах, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Между тем многие показатели национального рейтинга за время существования уже выполнены регионами, и достигнуть по ним количественного или качественного улучшения чаще всего уже не представляется возможным. Ввиду этого назрела необходимость изменения методики оценки регионов, а также расширения миссии национального рейтинга: от поиска лучших практик и их внедрения регионами к мотивации регионов на достижение конкретных результатов, например в виде привлекаемых инвестиций за счет региональных усилий и реализации национальных приоритетов. Каковы пути дальнейшего развития Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации?

Деловой климат в России. На пути к росту

Экспортный акселератор как комплексное решение для вывода отечественных производителей на внешние рынки

Экспортный акселератор – это целостная система образовательных, финансовых и нефинансовых мер, направленных на поддержку и ускоренное развитие экспортной деятельности компаний, в том числе ранее не осуществлявших экспортные поставки. Потребность российского бизнеса в экспортном акселераторе продиктована не только амбициозными задачами, поставленными руководством страны (увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов США, а доли экспортеров-МСП в общем объеме несырьевого экспорта – до 10%), но и опытом других стран. Высокая конкурентоспособность на глобальных рынках возможна только при наличии эффективных мер государственной поддержки, в том числе дифференцированных в зависимости от номенклатуры экспортной продукции, размера компании-экспортера, географии поставок и многих других факторов. Какова российская модель экспортного акселератора? Каков целевой профиль экспортера и какие требования предъявляются к участникам акселератора? Какими мерами поддержки – государственными и партнерскими – смогут воспользоваться компании, успешно участвующие в экспортном акселераторе? Какая региональная инфраструктура поддержки экспортной деятельности необходима для эффективной работы экспортного акселератора?

Деловой климат в России. На пути к росту

Цифровая трансформация региона как инструмент привлечения инвестиций

Многие субъекты Российской Федерации в последние годы добились заметных успехов в развитии инновационной экономики, внедрении передовых моделей организации высокотехнологичных видов экономической деятельности, в том числе на основе кооперации научных и образовательных организаций с бизнесом. Данные регионы смогли привлечь значительные инвестиции, в том числе и иностранные, в науку и инновационные сектора экономики. Свидетельством роста привлекательности регионов – инновационных лидеров для передовых высокотехнологичных компаний стала реализация целого ряда крупных проектов с участием ведущих иностранных производителей, а также достижение высоких позиций в профильных российских и международных рейтингах. При этом традиционных моделей развития внешнеэкономической деятельности и привлечения инвестиций уже недостаточно, в том числе из-за исчерпания их потенциала, выравнивания предлагаемых конкурирующими территориями условий партнерства, ужесточения бюджетных ограничений. Как регионам найти новые и неочевидные подходы и решения для дальнейшего усиления международных позиций, роста экспорта и иностранных инвестиций? Какие истории успеха и «лучшая практика» цифровизации имеются на региональном уровне? Каковы требования к уровню цифровизации региона у международных инвесторов? Какие меры господдержки федерального уровня необходимы
сегодня регионам? Каковы роль и опыт взаимодействия институтов развития с регионами в вопросах цифровизации?

Деловой климат в России. На пути к росту

Туризм на Кавказе: сегодня и завтра

Регионы Северного Кавказа обладают уникальным туристическим потенциалом и перспективами развития наиболее востребованных в мире видов туризма. В последние годы Северный Кавказ совершил прорыв в туристической сфере. Инструментами роста стали государственные инвестиции в туристический сегмент, создание и развитие особых экономических зон. Строительство новых и модернизация уже действующих туристических объектов открывает все большие перспективы развития внутреннего и въездного туризма, в том числе горного, спортивного, оздоровительного, медицинского, круизного, сельского, экологического и другого, создает основу для их круглогодичной занятости. Разработка стратегии развития туризма Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года позволила выявить главные конкурентные преимущества северо-кавказских регионов с целью концентрации усилий на развитии наиболее перспективных дестинаций как со стороны государства, так и для бизнеса. На повестке дня сегодня стоит вопрос создания единой системы управления туризмом СКФО, строительства автодороги, соединяющей курортную инфраструктуру Сочи и Кавказа. Какова роль внутреннего и въездного туризма в инвестиционной привлекательности региона? Какие существуют успешные примеры привлечения частного капитала к строительству и эксплуатации курортной инфраструктуры? Что даст Кавказу централизация управления туристической сферой? Насколько тиражируемы эти проекты? Как увеличить привлекательность курортов Северного Кавказа для населения? Как наполнить курорты коммерческим контентом, рассчитанным на долгосрочное и эффективное существование?

Деловой климат в России. На пути к росту

Роль регионов в популяризации предпринимательства

Одним из направлений национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» выделена популяризация предпринимательства. В настоящее время в России характерен невысокий уровень интереса граждан к предпринимательской деятельности. В частности, по данным исследования
«Глобальный мониторинг предпринимательства», желание открыть бизнес высказали только 5% респондентов. Однако в стране существует большой потенциал для роста сектора МСП за счет стимулирования предпринимательской активности граждан, популяризации. Большая роль для решения указанных задач отведена субъектам Российской Федерации. Какие инструменты являются наиболее действенными? Есть ли универсальные рецепты успеха и как не допустить ошибок? Какие механизмы популяризации предпринимательства видит бизнес?

Деловой климат в России. На пути к росту

Конфессиональные деловые объединения: территория доверия

В условиях изменчивой экономической реальности возникают новые горизонты взаимодействия на основе традиционных конфессий. Одна из особенностей последних лет – это увеличение количества клубов и всевозможных деловых объединений на основе конфессий. В то время как последние призваны играть важную роль в поддержании гармонии и многообразия в обществе, деловые организации способствуют укреплению деловой активности, а также поддержке в поиске новых источников капитала для развития бизнеса, что увеличивает уровень деловой активности среди представителей отдельной конфессии и во всем обществе. Сегодня подобные объединения способны помогать в привлечении инвестиций, улучшении предпринимательских навыков и способствовать социальным лифтам, а также выводить жизнедеятельность традиционных общин на высокий уровень самостоятельности. Более того, подобные объединения открывают новые возможности для межконфессионального диалога, что может оказать положительное влияние на выявление новых горизонтов взаимодействия по линии государства и общества, а также способов увеличения корпоративной социальной ответственности. Есть ли истории успеха взаимодействия на стыке конфессий и бизнеса? Может ли бизнес, построенный на ценностях традиционных конфессий, увеличить доверие к бизнесу в целом и помочь в поиске новых источников капитала? Каковы долгосрочные перспективы и что
необходимо сделать для их реализации?

Деловой климат в России. На пути к росту

Российский ретейл – госплан XXI века?

В современном глобальном мире торговля как отрасль экономики играет ключевую роль. В этом смысле даже сам термин «рыночная экономика» указывает на ее значимость: рынок, торговая сделка – это квинтэссенция экономики, основанной на конкурентной деятельности независимых хозяйствующих субъектов. Ретейл через механизм обратной связи задает количественные и качественные параметры производству, определяет краткосрочные и долгосрочные тренды развития экономики. Восприятие торговли исключительно как непроизводительного сектора экономики, который российский производственный бизнес вынужден «содержать» для эффективного функционирования цепочки «производство-потребление», – своего рода атавизм советского взгляда на торговлю. Сегодня превалирование ограничительных и запретительных норм сдерживает развитие торговли, увеличивает ее внутренние издержки, оказывает давление на цены и, в конечном счете, искажает регулятивную функцию ретейла. Учитывая, что торговля является естественным союзником государства в стимулировании экономики, власть должна быть, наоборот, заинтересована в установлении партнерских отношений с ретейлом, когда акцент в регуляторике делается не на административных запретах, а на развитии хозяйствующих практик рыночного саморегулирования. Такой подход способен придать новый импульс развитию не только торговли, но и всей экономики в целом. Какова роль торговли в развитии экономики? Какие существуют оптимальные механизмы ее регулирования и саморегулирования в России?

Деловой климат в России. На пути к росту

Как сохранить приватность в эру интернета вещей?

За последние годы произошел прорыв как в качестве обработки больших данных, так и в источниках их получения. Телеком-операторы могут определять, где вы реально живете, с кем дружите, когда гуляете с собакой и сколько денег вам приходит на счета. «Умные кассы» теперь знают, что вы покупаете, банки знают почти все о том, как вы зарабатываете и тратите деньги. Идет сращивание всех этих видов бизнеса в один, что рано или поздно позволит отдельно взятой структуре создать реального цифрового двойника человека, оцифровать его жизнь и привычки. И, скорее всего, это будет не всемогущая государственная структура, а мощный коммерческий оператор. Как сохранить приватность, какие ограничения должны быть на обработку данных, какую ответственность должны нести такие компании?

Деловой климат в России. На пути к росту

Роль финансовых рынков в инвестиционном процессе

Сокращение инвестиций стало проблемой экономики России последних четырех лет. И несмотря на ряд обнадеживающих тенденций, в целом приходится констатировать, что ситуация на рынке финансовых ресурсов продолжает оставаться крайне сложной. Для увеличения темпов роста российской экономики и обновления основных фондов необходимо располагать значительными суммами средств для инвестирования в реальный сектор. Источником привлечения необходимых ресурсов должен стать финансовый рынок. В сложившейся российской практике основным механизмом привлечения финансовых средств для целей развития реального сектора экономики является классическое банковское кредитование. Механизм инвестиционного кредитования в России развит в меньшей степени и по оценкам экспертов составляет менее 8%. В числе сдерживающих факторов — ужесточение требований банков к потенциальным заемщикам, дефицит долгосрочных пассивов, неопределенность в отношении реального срока окупаемости проекта, существующие нормативные требования регулятора. Каковы перспективы развития инвестиционного кредитования в России? Какие корректировки нормативно-правовой базы регулирования финансового рынка необходимы? Каковы перспективы развития основных
секторов финансового рынка?