Дездемона, Элен, Аннушка. Какой мы запомним Ирину Скобцеву

Ирина Скобцева родилась в Туле в простой семье, к творчеству никто из родителей не имел никакого отношения. Отец трудился в Главном управлении метеослужбы, мать была сотрудницей архива. Когда началась Великая Отечественная война, девочке было всего 14 лет. Она рано повзрослела, увидела воочию, что такое горечь и лишения. Поэтому будущую профессию выбрала такую, которая, как ей казалось, всегда и практически в любое время сможет ее прокормить, но вместе с тем интересную и творческую. Ирина поступила на исторический факультет МГУ на искусствоведение.

К актерству она впервые прикоснулась в стенах своей альма-матер. Скобцева попала в студенческий театр, рьяно бралась за все роли, которые ей предлагали. Вскоре она поняла, что искусствоведом быть не хочет, и после окончания МГУ подала документы в Школу-студию МХАТ. Талантливую девушку взяли сразу на третий курс.

Дездемона в «Отелло»

Ее кинодебют состоялся в 1955 году в фильме «Отелло» Сергея Юткевича. Скобцевой, которая еще даже не закончила Школу-студию МХАТ, сразу доверили главную роль — по мнению режиссера, Дездемона в ее исполнении была удивительно хороша. Интересно, что изначально скромная актриса претендовала на роль Бьянки и почти получила ее, но потом вмешался Юткевич.

Картина принесла ей не только удачный профессиональный старт. На съемках актриса начала встречаться с Сергеем Бондарчуком — своим будущим мужем, с которым они прожили много лет. До совместной работы они виделись несколько раз, но романтические чувства возникли немного позже.

Кадр из фильма «Отелло». Режиссер С. Юткевич. 1955 год

Очень скоро Ирина Скобцева проснулась настоящей звездой — «Отелло» показали в Каннах, фильм получил приз за лучшую режиссуру, а актриса удостоилась звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля». Так эта красивая девушка с проникновенным взглядом стала кумиром для целого поколения.

После «Отелло» роли посыпались одна за другой.

Любимица режиссеров

После того самого звездного часа московские режиссеры посмотрели на недавнюю дебютантку с большим интересом и уважением. Ее очень часто приглашали играть главных героинь.

В фильме «Иван Франко» (1956), где она сыграла Людовику Шанкевич, ее партнером вновь оказался Бондарчук. Режиссер Тимофей Левчук мог только радоваться, что между актерами не возникает притирок и перебранок, как иногда это случается во время рабочего процесса у других артистов. Сергей и Ирина понимали друг друга с полуслова. В том же году актриса поступила в труппу Театра-студии киноактера.

В целом за последующие 13 лет ее карьера развивалась очень стремительно. Она пробовала себя в разных амплуа, работала с разными режиссерами. В 1959-м в фильме «Аннушка» Бориса Барнета она сыграла вдову, которая пережила все тяготы и лишения в военные годы, а теперь в одиночку воспитывает троих детей. Мощный и яркий талант Скобцевой заставлял зрителей плакать у экранов телевизоров, сочувствуя несчастной вдове.

В фильме «Поединок» (1957) по повести Куприна, снятом Владимиром Петровым, она предстает в образе роковой Александры Николаевой, из-за которой мужчины готовы терять жизни, а в фильме «Сережа» (1960) Георгия Данелии и Игоря Таланкина — в образе молодой матери, пытающейся наладить поначалу непростые отношения между своим маленьким сыном и новым мужем. Мужа, кстати, сыграл Сергей Бондарчук.

Удавались Скобцевой и комедийные роли: в «Обыкновенном человеке» (1957) Александра Столбова она сыграла безумно харизматичную Киру, а в фильме «Тридцать три» (1965) Данелии — психиатра Веру Федоровну. В этой картине вместе с ней снялись Евгений Леонов, Инна Чурикова — фильм был просто обречен на успех.

Георгий Данелия был впечатлен работой Скобцевой и пригласил ее в одну из следующих своих лент — «Я шагаю по Москве». Это был своеобразный эксперимент для актрисы, сыгравшей девушку с зонтиком: она успешно миновала обычный для актеров этап, когда в начале своего пути они вынуждены много сниматься в эпизодах, и теперь ей была интересна именно эпизодическая роль.

Восхитительная Элен

В 1962 году она снялась в фильме «Война и мир». До него Скобцева успела появиться в 14 картинах. И когда Сергей Бондарчук — теперь уже муж актрисы — предложил ей сыграть Элен Курагину, она не могла отказаться.

Сначала она была не в восторге, героиня Ирине не нравилась. Но Бондарчук убеждал ее, что лучшей Элен просто не найти. Вдобавок ко всему Скобцева боялась осуждения публики и критиков, которые могли бы начать говорить, что она получила эту роль только благодаря мужу. И снова Сергей Федорович уверял ее, что это совсем ни при чем, что она очень талантливая артистка.

Кадр из фильма «Война и мир». Режиссер С. Бондарчук. 1967 год

Безусловно, это одна из самых важных работ в жизни супругов — режиссер за экранизацию романа Льва Толстого получил премию «Оскар», а Скобцева настолько ярко перевоплотилась в свою героиню, что Элен долгое время ассоциировали с ней, ее внешностью, ее манерами.

Ирина Скобцева занималась не только актерством, но и активно помогала мужу готовиться к работе, вникала во все процессы, поддерживала его: после снятой Бондарчуком «Судьбы человека» многие сомневались, что у режиссера получится драма, где действующие лица — аристократы. К тому же это был только второй по счету его фильм.

Потом Скобцева снялась и в других лентах Бондарчука — «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Степь», «Красные колокола», «Борис Годунов», «Тихий Дон». Последний фильм Сергей Федорович завершить не успел, через много лет это сделал его сын Федор. Ирина помогала и поддерживала его так же, как когда-то мужа.

Избранница судьбы

Ирина Константиновна, несмотря на свою любовь к актерству, старалась как можно больше времени уделять семье и поэтому принимала далеко не все предложения режиссеров. Она бралась за работу только в том случае, если сценарий нравился ей слишком сильно.

В ее фильмографии — картины «Пятьдесят на пятьдесят», «Концерт для двух скрипок», «Овод», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Янтарные крылья» и многие другие. Режиссер Эльдар Рязанов снял ее в своем «Зигзаге удачи» и еще долго ею восхищался, называл ее необыкновенно доброй, приятной, настоящей избранницей судьбы.

Кадр из фильма «Зигзаг удачи». Режиссер Э. Рязанов. 1968 год

Скобцева заботилась о молодых актерах, считая, что должна привить им все лучшее, что умеет сама, — с 1970 года она стала преподавать во ВГИКе. В 1974-м Ирина Константиновна получила звание народной артистки РСФСР, чуть позже — орден Дружбы и орден Почета.

Ее не стало 20 октября. Актриса скончалась в возрасте 93 лет.

Добавить комментарий