Директор «ИБТ» Руслан Сарыбаев и главный инженер Александр Северин.

24.10.2017

«Мы трудностей не боимся». ООО «ИБТ» – новый, но перспективный участник строительства столичной подземки

Александр Северин.

Крупные проекты строительства, связанные с привлечением множества компаний, сопряжены с большими рисками – и технологическими, и, конечно, кадровыми. Когда на арене старый проверенный игрок – это одно, когда в дело вступает сравнительно новая для столицы команда – это всегда неизвестность. Но именно такого рода риски являются неотъемлемой частью развития любого крупного градостроительного проекта. ООО «ИБТ» работает на строительстве московского метро всего четыре года. При этом ее первый плановый рубеж довольно высок – сдача в марте 2018 года двух необычных станций метро – «Мичуринский проспект» и «Рассказовка». О компании, ее проектах – реализованных и планируемых – рассказали генеральный директор «ИБТ» Руслан Сарыбаев и главный инженер Александр Северин.

Руслан Сарыбаев: ООО «ИБТ» – это часть крупной международной строительной ассоциации «Интерстроймонтаж», основанной в 1993 году. Мы работали в разных странах, в том числе на Крайнем Севере России, в Ханты-Мансийске и на территории бывшего СНГ – в Туркменистане. Наше главное направление – тоннелестроение. Суммарная протяженность сооружений, которые проложили наши специалисты, составляет 35 км. Кстати, совсем недавно мы завершили строительство Бескидского тоннеля длиной в 1822 метра и считаем это большой победой. Однако наряду с подземными магистралями мы создаем объекты гражданского назначения – для спорта, бизнеса, медицины. Также мы возводили жилые дома, отделения банков, инженерные сооружения – более 300 км трубопроводов различного диаметра, выполняли заказы на возведение объектов нефтяной отрасли.
Первые проекты строительства в России мы выполняли в Ханты-Мансийске. Там мы возвели школы, больницы, объекты культурно-развлекательного характера. Крупной площадкой для нас стал город Югорск, где кроме сооружения новых объектов мы занимались реконструкцией старых. А затем работали в Тюмени, Саратове, Самаре, Краснодаре, Москве.

Как вы оцениваете программу развития метрополитена в столице?
Р.С.: Признаться, мы, как строители с большим опытом работы, впервые участвуем в столь масштабном проекте. Надо отдать должное мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину, который взялся за столь серьезную и сложную транспортную реформу. Ведь продлеваются не только существующие ветки метрополитена, а еще и новые строятся! И, конечно, большую роль в реализации этой глобальной программы играет заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Шакирзянович Хуснуллин. Просто нужно видеть, с какой ответственностью и серьезностью он подходит к каждому объекту и сооружению, как он лично следит за всеми этапами строительства. И мы, конечно, очень признательны за оказанное нам доверие. Это большая честь быть частью большой истории Москвы!

Руслан Вячеславович, каковы ваши плановые обязательства в реализации этой масштабной программы?
Р.С.: Мы возводим две станции метро Калининско-Солнцевской линии, которые находятся в высокой степени готовности, это «Мичуринский проспект» и «Рассказовка». Работы на «Мичуринском проспекте» выполнены на 80%, на «Рассказовке» – на 95%. Скоро начнем пусконаладочные работы и благоустройство территории. Также мы принимаем участие в строительстве Третьего пересадочного контура, его южного участка – это станции «Зюзино», «Калужская» и «Улица Новаторов». На всех площадках сегодня идет активная подготовка к большой стройке.

Александр Павлович, метростроители часто говорят, что каждая станция уникальна. В чем особенность «Рассказовки» и «Мичуринского проспекта»?
Александр Северин: «Мичуринский проспект» – станция действительно необычная для Москвы. Она единственная с таким конструктивом. Вы, наверное, знаете, что станции бывают мелкого и глубокого заложения, а «Мичуринский» – полуподземная. То есть одна путевая стена – традиционно глухая, другая – прозрачная, выполненная из панорамного стекла. Более того, у станции три этажа. На первом расположены пути и платформа, на втором находится смотровая площадка, а на самую высокую точку, на третий уровень, вынесены все технические помещения с оборудованием, которые обычно скрыты от глаз пассажиров.

Метростроители говорят, что наибольшие сложности им приходится преодолевать в связи с освобождением площадок под станции. Вы с этим столкнулись?
А.С.: Нет, с самой площадкой сложностей не было. Проблемы были другие. Самое главное – надо было изначально правильно расположить станцию. Единственное место, где это можно было сделать, оказалось довольно узким. Более того – там нельзя было копать вглубь, потому что сначала идет коллектор с рекой, а еще ниже – тоннель Третьего пересадочного контура. Однако благодаря четким расчетам все получилось, и теперь мы довольно успешно завершаем строительство.
Станция «Рассказовка» будет интересна другими особенностями. Она станет частью транспортно-пересадочного узла, причем довольно разнопланового. Поскольку курс развития новой Москвы сегодня задан на полицентризм, то в своем проекте мы создали точку притяжения района – эту роль станет выполнять торговый центр. В нем будут находиться и культурно-развлекательные учреждения, и магазины, и администрация поселения Внуковское, и помещения для работы самого ТПУ. Кстати, пересадочный узел спроектирован так, что люди, приезжающие сюда на метро, могут пройти к жилым зданиям, по пешеходным переходам переместиться в торговый и административный комплексы. Кроме того, они смогут выйти и воспользоваться перехватывающими парковками и автомобильными стоянками. Также для комфортного передвижения москвичей вдоль линии жилых домов появится крытый тротуар, так называемая система «сухие ноги». И еще я бы отметил, что новая станция устроена так, чтобы пассажирам было удобно добираться в аэропорт «Внуково». То есть проект «Рассказовки» удачно сложен не с точки зрения устройства самой станции, а в связи с необходимостью создания удобных переходов к целому комплексу объектов разного назначения.

Руслан Вячеславович, каким парком техники должна располагать компания, чтобы успешно выполнять такие проекты? Известно, что некоторые метростроители берут технику в аренду.
Р.С.: Мы располагаем собственным большим парком строительных машин, автомобильного транспорта и спецтехники. Перечислять все наименования смысла не имеет, так как не хватит страницы. Скажу просто, что полностью собственными силами мы можем произвести полный комплекс работ в сфере промышленного и гражданского строительства, административно-промышленного назначения, возведения подземных сооружений, а также автомобильных дорог и объектов инфраструктуры.
Самое главное в нашем парке – это, конечно, современные тоннелепроходческие механизированные комплексы, которых у нас три, и все они немецкого производства. Именно они обеспечивают скорость и качество проходки. Особенность таких комплексов в том, что они позволяют работать производительно и безопасно. В связи с особыми геологическими условиями Москвы эти комплексы были модернизированы. Было заменено гидравлическое оборудование, режущий «орган».

Есть такое мнение, что инновации в метростроении ограничиваются техникой, о которой вы рассказываете.
А.С.: В наших проектах строительства можно назвать некоторые другие новшества. Например, метод укладки перекрестных съездов в оборотных тупиках. Раньше они были на щебне, что требовало больших затрат на эксплуатацию и содержание. Сейчас это происходит на новых шпалах LVT. Весь стрелочный перевод вывешивается в пространстве на специальных блоках длиной 70 метров и просто заливается бетоном. Вся конструкция надежная, безопасная и удобная в эксплуатации.

Александр Павлович, для столичного метро актуально, что оно не только технологично и безопасно, но и очень красиво декорировано. Эта традиция актуальна и для нового строительства. С этой точки зрения вы могли бы рассказать о строящихся вами станциях?
А.С.: «Рассказовка» будет необычной с точки зрения дизайна. Ее колонны будут выглядеть как библиотечные ящики с названиями книг и фамилиями разных писателей. На колонны нанесут QR-коды, которые позволят с помощью смартфона скачивать тексты книг. Сама платформа будет оформлена в виде корешков книг. «Мичуринский проспект» будет, конечно, совсем другим. Там красною нитью пройдет деятельность известного советского биолога и селекционера Ивана Мичурина. Главным визуальным образом станет мир растений: фруктовых деревьев и цветущего сада.
В соответствии с новыми требованиями наши станции будут оснащены необходимыми приспособлениями безбарьерной среды – лифтами (от подъемников в метро решили отказаться), пандусами, всеми атрибутами информационной системы для слабовидящих людей – тактильными полосами и пр.

Что ждет вашу компанию после сдачи «Рассказовки» и «Мичуринского проспекта»?
Р.С.: Мы готовимся к работам над тремя станциями Южного участка ТПК – «Зюзино», «Калужской» и «Улицей Новаторов». Их главная задача – соединить периферийные районы столицы с центром города, впрочем, как и у всех станций второго кольца метро. Площадки уже огорожены забором, строительные городки установлены, специалисты заканчивают вынос инженерных коммуникаций с участков, чтобы приступить к следующему этапу, к оборудованию «стены в грунте». Участки непростые из-за плотной жилой застройки и проходящих рядом дорог. Но мы постараемся провести все работы максимально аккуратно, чтобы как можно меньше беспокоить москвичей развернутой стройкой.

Старые станции метро и новые, современные… Обычные люди любят сравнивать их. Вы, как профессионалы, могли бы провести свое сравнение?
А.С.: В конструктивном отношении изменений не так много. А вот что касается материалов, то в связи с развитием строительной химии стали использовать много новых строительных материалов. Активно используется металлокерамика, полимеры. Раньше этого не было. С помощью таких материалов можно формировать износостойкие поверхности, что для транспортных систем с огромным пассажиропотоком и объемом перевозок очень важно.
Думаю, что строителям первых станций было проще решать вопросы размещения тоннелей и подготовки к строительству. Раньше подземные пространства Москвы не были настолько плотно нашпигованы сетями. Сама по себе эта работа очень сложная и ответственная. Кроме того, в последнее время очень выросли требования по безопасности строительства. И им надо соответствовать.

Совершенно очевидно, что те компании, которые строят метро в Москве, уже вписаны в историю ее развития. Значит, и вы тоже. Каковы планы на будущее у компании «ИБТ»? Над какими еще градостроительными проектами вам бы хотелось поработать и почему?
Р.С.: Знаете, нам любые работы по плечу, строить нам интересно все. Поэтому как только появится какой-нибудь сложный проект, мы за него обязательно возьмемся!

Наталья Крол

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»