ДЛЯ МАШИНИСТОВ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ ПЕРЕДВИЖНЫХ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 29  

ДЛЯ МАШИНИСТОВ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ ПЕРЕДВИЖНЫХ

Машинисты электростанций передвижных (далее — «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации электростанции передвижной (далее «электростанции»).

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

1.  Перед началом работы машинист обязан:

а)  предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца;

в) произвести осмотр и прием электростанции от машиниста предшествующей смены и получить задание у руководителя работ.

2. После получения задания машинист обязан:

а)   проверить   наличие   надежных  ограждений   всех   элементов   электроаппаратуры   пульта управления, наличие и исправность ограждений вращающихся частей электростанции, заземление электростанции,  правильность и надежность крепления электрических проводов и целостность их изоляции,   соответствие   плавких  вставок  номинальной   мощности   генератора,   затяжку  болтовых соединений и надежность крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и натяжение ремней клиноременной передачи, заправку систем питания, смазки и охлаждения;

б)  проверить наличие и исправность необходимых для работы инструментов и средств защиты: контрольной лампы или указателя напряжения, диэлектрических перчаток, галош или бот, ковриков и изолирующих подставок, изолирующих клещей, инструмента с изолированными рукоятками;

в) удостовериться в наличии средств пожаротушения.

3.  Машинисту запрещается начинать работу в случае:

а) неисправности или неполного количества крепежных деталей и ограждений;

б) наличия видимых повреждений изоляции электрических кабелей или проводов;

в) отсутствия или неисправности защитного заземления;

г) обнаружения течи масла или горючего в маслотопливопроводах соответствующих систем;

д) отсутствия защитных средств, инструмента и средств пожаротушения;

е)   нахождения электростанции в опасной зоне от действующих механизмов и строящихся зданий.

Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а по невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу, ответственному за содержание электростанции в исправном состоянии.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.  При осмотре топливной системы, узлов и механизмов электростанции, а также при заправке горючим в темное время суток следует пользоваться переносной электрической лампой.

5.  При пуске электростанции машинист обязан:

а)   проверить   перед   пуском  двигателя   положение  переключателей   пульта  управления   ¥ убедиться, что они находятся в нейтральном положении;

б) производить пуск двигателя стартером (или рукояткой);

в)   после достаточного  прогрева двигателя  плавным  поворотом рукоятки  реостата довести напряжение до номинального, дать сигнал о включении внешней сети и постепенно ввести нагрузку;

г) после включения нагрузки проверить работу всех агрегатов и параметры элетротока в сети;

д)   при  появлении  стуков  и других  посторонних шумов  остановить двигатель и  устранить ! исправность.

6. Во время работы электростанции машинист обязан:

а)  вести наблюдение за работой автоматического регулятора числа оборотов двигателя, а также по показаниями приборов на пульте управления: контролировать изменения давления и температуры масла, температуры генератора;

б)   следить   за   соединениями   топливопроводов,   герметичностью   стыка   головки   и   блока 1 цилиндров, не допуская утечки горючего и пробоя выхлопных газов;

в)  не допускать ослабления крепления двигателя или генератора к раме, при необходимости остановить двигатель и произвести подтяжку болтов крепления;

г)   производить осмотр электрооборудования и токоведущих частей,  не проникая за сетки, дверцы и другие ограждения электростанции;

д)  пользоваться при включении или отключении внешних электросетей электрорубильником, и электрическими перчатками, диэлектрической подставкой или ковриком;

е)   открывать  пробку радиатора  при  перегретом двигателе в  рукавице,  отвернув лицо от эливочного патрубка.

7. Машинисту запрещается:

а) заливать бензин во впускной патрубок при запуске двигателя;

б)   брать рукоятку пальцами в обхват во избежание обратного удара рукояткой при пуске перегретого двигателя;

в) использовать при пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха или азота;

г)  пользоваться открытым огнем при заправке горючим топливного бака, а также при осмотре эпливной системы и для прогрева топливо- и маслопроводов.

д)  ударять стальными (или другими, способными вызвать искрообразование) предметами по робкам топливных баков электростанции и бочек с горючим при их открывании;

е) измерять уровень масла случайными предметами;

ж)  превышать указанные в паспорте машины номинальные нагрузки генератора.

8.   При каждом включении электростанции после отключения напряжения во внешней сети машинист обязан дать пред упреждающий сигнал о возобновлении подачи электроэнергии

9.   При необходимости установки электростанции в помещении машинист обязан проверить проветриваемость помещения и не допускать установки электростанции для работы в помещении объемом менее 20-кратного объема электростанции.

10. При перебазировании электростанции на другой объект машинисту следует:

а) слить горючее из баков в бочки;

б) отсоединить электрокабели, свернуть их в бухты и уложить в ящики;

в) закрыть электрические разъемы крышками;

г) демонтировать заземляющий контур;

д) произвести закрепление узлов, агрегатов и инструмента;

е) осмотреть ходовую часть электростанции;

ж)  проверить исправность прицепного устройства.

 

ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

11.  В случае воспламенения топлива на электростанции машинист обязан прекратить допуск топлива к очагам огня. Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком, землей, накрыв войлоком,   брезентом.   Запрещается   заливать   водой   горящее   топливо,   электрооборудование   и электропровода, находящиеся под напряжением.

12.  В случае появления искрения щеток при работающем генераторе необходимо остановить двигатель, выяснить причину и устранить неисправность.

13.   При   сообщении   об   аварии   на   электролинии   или   электростанции   машинист   обязан немедленно отключить электрогенератор.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

14. По окончании работы машинист обязан:

а) отключить внешние линии электропередачи;

б) остановить двигатель;

в) провести контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от пыли и грязи;

г)   проверить затяжку контактов на токоведущих частях генератора,  подгоревшие контакты зачистить до металлического блеска;

д)  привести в порядок рабочее место, промасленную ветошь собрать и уложить в специальный металлический ящик;

е)  привести в порядок и сложить в отведенное место инструмент и приспособления;

ж)  сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.