Дмитрий Григоренко рассказал о перспективах расширения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольных органов

Совещание у Дмитрия Григоренко о реализации пилотного эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольных органов

С 1 июля 2021 года для отдельных видов контроля,
определённых Правительством, будет введена процедура обязательного досудебного
обжалования решений надзорных органов. С 1 января 2023 года она начнёт поэтапно внедряться
для всех видов контроля, которые регулируются законом о госконтроле. Об этом
сообщил Заместитель
Председателя Правительства – Руководитель
Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко на совещании, посвящённом реализации
пилотного эксперимента в этой сфере.

По общим правилам, если гражданин или
предприниматель не согласны с решением контрольного органа или действиями
проверяющего, они могут обратиться либо в контрольный орган, который проводил
проверку, либо непосредственно в суд. Однако до настоящего времени единого
порядка разрешения споров с контрольными органами не было – сроки и процедуры
рассмотрения жалоб каждое ведомство устанавливает самостоятельно. Существующий
механизм, помимо большой нагрузки на суды, приводит к дополнительным временным
и материальным затратам как самих граждан и бизнеса, так и контрольных органов.

В 2020 году в России был принят закон «О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном контроле», который ввёл новую процедуру – обязательное
досудебное обжалование решений надзорных ведомств или действий проверяющих.
Процедура рассмотрения жалоб законом чётко регламентирована: на ответ заявителю
даётся 20 рабочих дней.

В августе 2020 года Председатель
Правительства Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента
по досудебному обжалованию решений надзорных органов. В «пилоте» участвуют 19
контрольных ведомств по 63 видам контроля.

В рамках эксперимента на Едином портале
государственных и
муниципальных услуг создан сервис, который позволяет подать жалобу в
контрольный орган в электронном виде, отслеживать все этапы её рассмотрения и
взаимодействовать с должностными лицами без посещения ведомства.

«Сервис
реализован по принципу наиболее распространённых жизненных ситуаций, с которыми
сталкиваются граждане и предприниматели в процессе общения с контрольными
органами, – пояснила заместитель Руководителя Аппарата Правительства Ольга Чепурина. – В их числе
такие как нарушение процедуры проведения проверки, несогласие с назначенными
мерами, с действиями должностного лица или с принятым решением по жалобе».

В электронном виде можно оспорить, к
примеру, решения по итогам контрольных мероприятий МЧС, Минпромторга,
Ростуризма, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Рособрнадзора и Ростехнадзора.

Обращение гражданина, в том числе имеющего
статус индивидуального предпринимателя, подписывается простой либо усиленной электронной
подписью. Для организации требуется усиленная квалифицированная электронная
подпись.

Система досудебного рассмотрения решений
уже доказала свою эффективность. Например, в Федеральной налоговой службе, где
такая практика стала обязательной с 2014 года, количество обращений в суды
значительно снизилось.

«Масштабное внедрение подобной системы
сделает взаимодействие граждан и бизнеса с госорганами более комфортным,
позволит сократить временные и финансовые издержки. Важно также, что с помощью этого
механизма мы сможем получить объективные данные о том, какие аспекты
деятельности контрольных органов вызывают наибольшее количество нареканий, и принять меры для
повышения эффективности их работы», –
подчеркнул Дмитрий Григоренко.

По
словам председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Алексея Репика, бизнес поддерживает внедрение института досудебного
обжалования. «В первую очередь потому, что это ускоряет решение вопроса,
сокращает издержки», – уточнил он, выступая на совещании.