Долги за электроэнергию надо платить, но лучше подумать, как их избежать

Долги за электроэнергию надо платить, но лучше подумать, как их избежать

Долги за электроэнергию надо платить, но лучше подумать, как их избежатьФорпост Северо-запад

25 декабря 2017

Министерство финансов РФ выделило МВД дополнительные средства на погашение скопившихся долгов за электроэнергию. С начала года они увеличились вдвое, почти до полутора миллиардов рублей. Практика показывает, что структуры Министерства оплачивают лишь ¾ выставленных энергетиками счетов, на большее не хватает финансирования. Именно поэтому и понадобился дополнительный транш в размере более миллиарда. Однако он позволит решить проблему лишь «здесь и сейчас», структурно же ничего не поменяется, поэтому долги продолжат копиться и в следующем году.

Организации бюджетной сферы потребляют около 15% вырабатываемой в России электроэнергии, то есть выступают в роли крупных потребителей. Экономия средств на федеральном и региональном уровнях параллельно с резким ростом цен на поставку электроэнергии привели к тому, что некоторые из них лишились возможности своевременно рассчитываться за эту услугу. В том числе и структуры МВД.

Если внимательно посмотреть на цепочку возникновения «нерегулируемых цен» для бюджетных организаций, то можно заметить, что в этой сфере сложилась весьма парадоксальная ситуация. Генерирующие компании, в том числе принадлежащие государству, продают электроэнергию и мощность на оптовом рынке по нерегулируемым ценам (они ретранслируются на «предельный уровень нерегулируемых цен» розничного рынка), существенно превышающим тарифы, утвержденные для этих электростанций. При этом в состав мощности включены субсидии на строительство новых мощностей и мусоросжигательных заводов, развитие возобновляемых источников электроэнергии (солнечные и ветряные электростанции, функционирование которых экономически обосновано только в отдельных регионах страны, где отсутствует централизованное энергоснабжение), выравнивание цен на электроэнергию для отдельных регионов и ряд других.

Кроме того, в тарифы на услуги по передаче «Россетей» включено перекрестное субсидирование населения, которое также оплачивается бюджетными потребителями. Например, в 2017 году по Ленинградской области сумма перекрестного субсидирования превысила 5,7 млрд рублей.

В то же время государство вынуждено изыскивать дополнительные резервы для покрытия долгов бюджетных организаций перед гарантирующими поставщиками, то есть розничными продавцами электроэнергии! А они, в свою очередь, тоже должны искать средства и перечислять деньги в адрес генерирующих и сетевых организаций за бюджетные предприятия, которые не могут оплатить счета.

Получается своеобразный замкнутый круг, долги копятся на всех уровнях. Так, по состоянию на 14 декабря 2017 года общая задолженность участников оптового рынка электроэнергии и мощности составила 65,9 млрд рублей, увеличившись с 1 декабря на 0,3 млрд.

Возникает вопрос: неужели больницы, школы, детские сады должны обеспечивать коммерческую прибыль энергетическим организациям на таком же уровне, как и коммерческие структуры? Неужели МВД и Минобороны должны субсидировать производство солнечных панелей, строительство мусоросжигательных заводов и выравнивание тарифов для потребителей Дальнего Востока? Быть может, проще вернуться к поставкам электроэнергии для бюджетных организаций по регулируемым ценам?

Решение проблемы очевидно. Необходимо внести в действующие Правила и Методические указания ряд изменений, предполагающих создание тарифной группы «бюджетные потребители». Органы госрегулирования будут устанавливать регулируемые тарифы (индикативные цены) на покупную электроэнергию (мощность) с оптового рынка и тарифы на услуги по передаче для бюджетных организаций на основании договорных (плановых) объемов потребления и выделенных лимитов финансирования.

электросчётчикФото © Форпост Северо-Запад /

Таким образом, гарантирующие поставщики смогут приобретать электроэнергию (мощность) для бюджетных организаций на оптовом рынке по регулируемым договорам (по аналогии с населением) и осуществлять поставку в пределах плановых объемов — по регулируемым тарифам, сверх плана — по нерегулируемым. Реализация данного предложения позволила бы снизить затраты бюджетных организаций как минимум на 15-25%.

Например, переход на покупку электроэнергии (мощности) для бюджетных потребителей с оптового рынка по тарифам (индикативным ценам), установленным для населения (с сохранением перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче), обеспечит снижение затрат по договорам энергоснабжения для Киришской и Лодейнопольской межрайонных больниц на 24 — 25%. А для школ и детских садов на низком уровне напряжения (НН — 0,4 кВ) — на 17%.

И в завершение ещё один парадокс. Гаражным автостоянкам электроэнергия поставляется по тарифам населения — 3.88 руб/кВтч (3,288 руб/кВтч без учета НДС), а тариф для больниц, школ и детских садов рассчитывается по «предельным уровням нерегулируемых цен». При среднем уровне напряжения в точке подключения потребителя (от 35 до 1 кВ) — 4,5-4,6 руб/кВтч, то есть на 35-40% дороже, чем для гаражей. При низком уровне напряжения — 6,7 руб/кВтч, то есть почти в два раза дороже, чем для гаражей.

Михаил Коломыцев

Ссылка на материал