Дом-«паровоз» в Москве

Дом-«паровоз» вперед летит
Завершена реставрация фасадов известного памятника конструктивизма

в Москве

Свое название дом-«паровоз» получил и за то, что принадлежит Российским железным дорогам, и за сходство с локомотивом, которое ему придает напоминающая паровозную трубу узкая башня. С момента предыдущего ремонта – 30 лет назад – фасад здания изрядно износился. Специалисты не просто его отреставрировали, а вернули ему первоначальный вид.

Дом-«паровоз» – эталон конструктивизма. Однако его история началась задолго до появления пролетарского стиля – два с лишним столетия назад.
В 1753–1759 годах на Новой Басманной улице Москвы по приказу императрицы Елизаветы Петровны возвели Запасный дворец – комплекс из длинных двухэтажных корпусов. При этом главный корпус, выходивший на Новую Басманную, украсили барочными наличниками и декоративными элементами.
Запасный дворец – одно из немногих казенных зданий Москвы, не пострадавшее во время пожара 1812 года. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что здесь устроили госпиталь как для русских, так и для французских военных. А после ухода из города наполеоновских войск дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся в город москвичей, которые потеряли в пожаре свои дома и имущество.

В 1890 году здание передали Институту благородных девиц. Архитекторы Николай Никитин и Александр Мейснер расширили его, надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов, оформив их в стиле классицизма.

После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения. В ту пору «слащавая архитектура царской эпохи» была не в почете, поэтому внешний вид комплекса в 1932–1933 годах радикально изменили. Архитектор Иван Фомин увеличил высоту корпусов, выходящих на Новую Басманную и Садовую-Черногрязскую улицы, еще на два этажа, придав им конструктивистский облик.
Бывший главный фасад вдоль Новой Басманной он сделал ровным и гладким. Его декоративными элементами стали окна. По проекту Ивана Фомина основной фасад теперь выходит на Садовую-Черногрязскую. Архитектор также удалил с него весь орнамент, но сохранил ритм оконных проемов, унаследованных от прежнего здания. Окна первого и второго этажей он разделил полуколоннами без капителей, выходящими за фасад и придерживающими пристроенный к зданию сбоку балкон-карниз, переходящий в широкую террасу, композиционно объединяющую оба корпуса. Терраса служит основанием узкой 7-этажной башни, украшением которой стало лишь ленточное остекление лестничных клеток и венчающие ее угловые часы.

При этом на фасадах корпусов со стороны двора сохранились элементы классического декора, а внутри бывшего главного корпуса – подлинные сводчатые перекрытия первого – третьего этажей. В интерьерах помещений можно увидеть кессоны, розетки и лопатки, датированные началом XX века.
По мнению архитекторов, до строительства по соседству с домом-«паровозом» в начале 50-х годов прошлого века сталинской высотки он обеспечивал визуальную перспективу завершения сразу нескольких улиц города: Мясницкой, Каланчевской и Садовой.

Последний раз фасады дома-«паровоза» реставрировали 30 лет назад, с тех пор они серьезно обветшали. Нынешние работы длились более полугода. За это время специалисты очистили фасады от слоя грязи и пыли, заделали поврежденные и восстановили утраченные слои декоративной штукатурки, которая позволяет создать шероховатый рельеф на его поверхности, имитирующий натуральный камень. Удалили поздние красочные слои и отреставрировали лицевую кладку стен. Восстановили пришедшие в негодность бетонные и металлические основания балконов и потрескавшиеся полы, а металлические проржавевшие перила заменили новыми. В ремонте также нуждалась крыша, были заменены водосточные трубы и отливы, отремонтированы козырьки. В аварийном состоянии находилась и кровля башни-трубы.

Затем фасады покрасили в выбранный еще Фоминым серый цвет. Кроме того, реставраторы восстановили циферблат часов на башне, вернув на них римские цифры, которые снова украшают офис РЖД.

Андрей Мещеряков, Андрей Мещеряков

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»