ГОСТ 23961-80 МЕТРОПОЛИТЕНЫ. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава

ГОСТ 23961-80

УДК 625.42:006.354                                                                                             Группа Ж83

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МЕТРОПОЛИТЕНЫ

Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава

Constraction, equipment and rolling stock сleaгапсеdiagrams for USSR Metro

Дата введения 1980-07-01

РАЗРАБОТАН
Министерством путей сообщения
Министерством транспортного строительства
Министерством автомобильной промышленности

ИСПОЛНИТЕЛИ
Ю. М. Лазаренко, канд. техн. наук (руководитель темы); Н. Г. Чибизова, канд. техн. наук; А. А. Львов, д-р техн. наук; Л. С. Борисова; А. Я. Чернышева; С. И. Жуков; А. Г. Акимов; Н. А. Ягупов; А. Л. Суровиков

ВНЕСЕН Министерством путей сообщения
Зам. министра К. В. Кулаев

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 декабря 1979 г. № 260

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава линий метрополитенов колеи 1520 мм.
Установленные настоящим стандартом габариты следует применять при:
проектировании и строительстве новых линий метрополитена, сооружений и устройств на них;
реконструкции существующих линий метрополитена, сооружений и устройств на них;
проектировании, изготовлении, модернизации и ремонте подвижного состава для метрополитенов.
Порядок применения указанных габаритов на эксплуатируемых линиях метрополитенов устанавливается Министерством путей сообщения.

Содержание

1. Основные положения
2. Габариты приближения строений
Габарит (для тоннелей кругового очертания на перегонах)
Габарит (для тоннелей прямоугольного очертания, сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах
Габарит (для станций)
3. Габарит приближения оборудования
Габарит Верхнее очертание габарита
Нижнее очертание габарита
4. Габарит подвижного состава
Габарит М. Верхнее очертание габарита М
Нижнее очертание габарита М
5. Строительное и проектное очертания подвижного состава
Приложение 1 (обязательное). Методика определения поперечных размеров габаритов приближения строений и расстояний между осями смежных путей в кривых участках
Приложение 2 (обязательное). Методика определения размеров габарита приближения оборудования для кривых участков пути
Система координат для измерения габарита в кривых участках пути
Приложение 3 (обязательное). Методика определения строительных размеров подвижного состава габарита

1. Основные положения

1.1. Настоящий стандарт устанавливает:
габариты приближения строений — предельные поперечные (перпендикулярные оси пути) очертания, внутрь которых помимо подвижного состава и оборудования не должны заходить никакие части стационарных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных затворов, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж;
габарит приближения оборудования — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов оборудования и устройств, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава;
габарит подвижного состава — предельное, поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии;
строительное очертание подвижного состава — поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сеченый, наружу которого не должна выступать ни одна часть подвижного состава в этих сечениях, в ненагруженном его состоянии при нахождении на прямом горизонтальном пути и при совмещении его продольной, вертикальной, срединной плоскости с осью пути;
проектное очертание подвижного состава — поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкции проектируемого подвижного состава, имеющие номинальные размеры.
1.2. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом приближения оборудования установлено для размещения устройств пути, автоматики и телемеханики для движения поездов, связи, электроснабжения, освещения, санитарной техники, а также дорожки для прохода обслуживающего персонала, пешеходных мостиков и платформ на перегонах между станциями.
1.3. Пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных подвижных составов) установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также динамическими колебаниями подвижного состава на рессорах.
1.4. Пространство между габаритом подвижного состава и его строительным очертанием установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых:
допускаемыми в эксплуатации конструктивными зазорами при максимальных износах;
наклонами кузова при асимметрии нагрузки, неравномерной осадке рессор и выборе зазора в скользунах;
наклонами кузова из-за поломки элемента центральной рессоры.
Кроме того, дополнительно следует учитывать перемещения кузова вследствие боковой качки, крена и геометрических выносов в кривых участках, превышающие аналогичные перемещения кузова расчетного вагона.
1.5. Пространство между строительными и проектными очертаниями подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.

2. Габариты приближения строений

2.1. Габариты приближения строений должны соответствовать указанным на черт. 1-3 при расположении контактного рельса слева от оси пути.
2.2. Габарит приближения строений Смк (черт. 1) установлен для прямых участков пути и кривых радиусом 200 м и более, расположенных в тоннелях кругового очертания диаметрами 5100-5200 мм.
В кривых участках пути ось тоннеля должна быть смещена относительно оси пути во внутреннюю сторону кривой на величину q, мм, определяемую по формуле

q=1700(1670)tgα

где 1700 (1670) — расстояние от центра габарита до точки, лежащей в плоскости касательной к головкам рельсов посередине пути, соответственно, при рельсах типов Р50 и Р65, мм;
tgα — тангенс угла наклона пути к горизонтали.
Для служебных веток в кривых участках пути радиусом менее 200 м размеры габарита Cмк следует увеличивать, обеспечивая размещение между ним и габаритом Ом необходимого оборудования и кабелей.
Примечание. Габариты тоннелей кругового очертания диаметрами более 5200 мм следует определять расчетом, но принимать не менее габарита Смк.
2.3. Очертание габарита приближения строений Смп (черт. 2), расположенное выше уровня головок рельсов, установлено для прямых участков пути. Для кривых участков пути поперечные размеры этого очертания следует увеличивать в соответствии с п. 1 обязательного приложения 1.
Очертание габарита Смп, расположенное ниже уровня головок рельсов, установлено для прямых и кривых участков пути.
2.4. Очертание габаритов приближения строений Смп (черт. 3), расположенное выше уровня головок рельсов (кроме линии приближения колонн) установлено для прямых участков пути. Поперечные размеры правой части этого очертания и расстояние до перил на платформах, расположенных в кривых участках пути, следует увеличивать в соответствии с п. 1 обязательного приложения 1.
Координаты верхнего края платформ на станциях и перегонах на кривых участках пути следует принимать в соответствии с п. 2 обязательного приложения 1.
Очертание габарита Смс, расположенное ниже уровня головок рельсов, а также расстояние по горизонтали до линии приближения колонн установлено для прямых и кривых участков пути.
2.5. Расстояние между осями смежных путей на прямых участках, а также на кривых радиусом 500 м и более должно быть не менее, мм:

на главных путях в двухпутных тоннелях без промежуточных опор 3400
на мостах и эстакадах 3700
на главных путях наземных участков и в местах укладки перекрестных съездов, а также путях для оборота составов 4000
на парковых путях 4200
на парковых путях, предназначенных также для обращения подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм 4800
на деповских путях (в здании) 4500

Для кривых участков пути радиусом менее 500 м указанные расстояния, кроме расстояний на парковых путях, следует увеличивать с учетом максимально допускаемых скоростей движения поездов на перспективу в соответствии с п. 3 обязательного приложения 1.

Габарит Смк
(для тоннелей кругового очертания на перегонах)

для тоннелей кругового очертания на перегонах

* Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65

линия приближения дорожки для прохода обслуживающего персонала — линия приближения дорожки для прохода обслуживающего персонала;

— — — линия приближения водоотводного лотка;
— Х — Х — линия приближения основания пути.

Черт. 1

Примечания:
1. Размер в скобках следует принимать в случае укладки в путь рельсов типа Р65.
2. Размер следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.
3. Уклон i для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона i следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.
4. За ось габарита следует принимать линию, проходящую через середину пути перпендикулярно к плоскости, касательной к головкам рельсов.

Габарит Смп
(для тоннелей прямоугольного очертания, сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах)

для тоннелей прямоугольного очертания, сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах

○○ линия приближения колонн;
▪▪ линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;
   линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;
 ХХ  линия приближения основания пути на бетонном слое;
ХХ линия приближения основания пути на щебеночном балласте.

Черт. 2

Примечания:
1. Размер a следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.
2. Уклон i для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона i следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.

Габарит Смс (для станций)
для станций

* Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65

▪▪ линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;
 ХХ  линия приближения основания пути на бетонном слое;
ХХ линия приближения основания пути на щебеночном балласте;
○○○ линия приближения перил на платформах;
   линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;
○○ линия приближения колонн.

Черт. 3

Примечания: 1. Размер a следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.
2. Уклон i для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона iследует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.
3. Размер 3150 мм допускается применять для стен служебных помещений, расположенных на пассажирских платформах, на длине до 10 м от их торца.

3. Габарит приближения оборудования

3.1. Габарит приближения оборудования на прямых участках пути должен соответствовать габариту Ом, указанному на черт. 4 и 5.
3.2. Размеры верхнего очертания, а также расстояние от оси пути до точки p нижнего очертания габарита Ом в кривых участках пути следует увеличивать на величины перемещений расчетного вагона (длина кузова 18,2 м, база вагона 12,6 м и база тележки 2,1 м) в соответствии с обязательным приложением 2.

Габарит Ом
Верхнее очертание габарита Ом

Верхнее очертание габарита Ом

Примечание.
Размеры по вертикали до точек д,е,ж,з допускается принимать уменьшенными на 30 мм для тоннелей кругового очертания при обращении вагонов типов Е, 81-714, 81-717, И(81-715 и 81-716) в случае укладки в путь рельсов типа Р65.

Черт. 4

Нижнее очертание габарита Ом
Нижнее очертание габарита

* Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.
** Размер допускается увеличивать до 890 мм в местах установки уплотнителей на порогах.

▬▬▬ основное очертание габарита приближения оборудования;
○○○ линия приближения контактного рельса;
 •  • линия приближения порога и настилов;
 ••  линия приближения шины автостопа в поднятом положении;
 •••  линия приближения скобы пикетоотметчика;
• • • • • линия приближения автостопа только в стесненных условиях;
+ + + + линия приближения датчиков автоведения (действительно и для правой части);
 //  линия приближения пункта подключения кабелей к контактному рельсу;
 ХХХ  линия приближения нижней постели шпалы при укладке бетонного основания пути в тоннелях кругового очертания.

Черт. 5

Примечания:
1. Нижнее очертание габарита по линии в-р-с-т следует применять в местах отсутствия контактного рельса, а при наличии контактного рельса — по линии а-б.
2. Ширина желоба δ между боковой рабочей гранью головки ходового рельса и устройствами, расположенными внутри колеи, должна быть не менее 90 мм.
Ширина желоба δ между рельсом и контррельсом должна быть не менее 42 мм при условии обеспечения плавного отвода до ширины 90 мм в начале и конце контррельса.

3.3. Размеры нижнего очертания габарита Ом (кроме размеров до точки p) действительны также и для кривых участков пути радиусом 200 м и более.
Для кривых участков пути радиусом менее 200 м расстояния по горизонтали до точек нижнего очертания габарита со стороны внутренней нитки следует дополнительно увеличивать:
при радиусе кривой менее 100 м — на 20 мм;
” ” ” от 100 до 124 м — на 16 мм;
” ” ” ” 125 ” 149 м — на 11 мм;
” ” ” ” 150 ” 199 м — на 6 мм.
3.4. В пространстве между габаритами Смк и Ом в кривых участках радиусом 350 м и менее не допускается переход кабелей по своду с одной стороны тоннеля на другую.

4. Габарит подвижного состава

4.1. Габарит подвижного состава, а также путевых и других машин в транспортном положении, предназначенных для эксплуатации на линиях метрополитена, должен соответствовать указанному на черт. 6 и 7.
Примечание. Габариты путевых и других машин в рабочем положении следует устанавливать с учетом технологии выполняемых ими работ, безопасности эксплуатационной работы и сохранности оборудования, расположенного в соответствии с габаритом приближения оборудования Ом

Габарит М
Верхнее очертание габарита М

Верхнее очертание габарита М

• • • • • только для зеркал заднего вида.

Черт. 6

Нижнее очертание габарита М
габарит М

▬ ▬ ▬ для токоприемника и индуктора автоведения, расстояние от уровня верха головок рельсов до верхней плоскости индуктора автоведения должно быть не более 137 мм;
▪ для токоприемника в рабочем положении;
Х только для скобы автостопа;
ХХ только для корпуса редуктора.

Черт. 7

5. Строительное и проектное очертания подвижного состава

5.1. Максимально допускаемые поперечные размеры Boi строительного очертания подвижного состава метрополитенов следует определять путем уменьшения размеров по горизонтали габарита M (см. черт. 6) с каждой стороны на величину необходимых горизонтальных ограничений габарита Eв или Eн (поперечных перемещений подвижного состава при вписывании в кривую расчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых износов ходовых частей) по формуле
Boi=Bi-E
где Boi — расстояние по горизонтали от оси пути до искомой i-й точки строительного очертания, мм;
Bi — расстояние по горизонтали от оси пути до i-й точки габарита подвижного состава M, мм;
E — одно из указанных выше горизонтальных ограничений габарита подвижного состава Eв или Eн (внутреннее или наружное), мм.
5.2. Расстояния по вертикали до точек верхнего очертания габарита M (см. черт. 6, кроме точки 11) являются одновременно и максимальными расстояниями по вертикали до соответствующих точек строительного очертания верхней части подвижного состава в ненагруженном состоянии при колесах наибольшего диаметра.
Размеры строительного очертания нижней части подвижного состава (кроме токоприемника) по вертикали следует определять путем увеличения размеров по вертикали габарита M (см. черт. 7) в точках 11, 12, 13, 14, 15-27 на величину вертикальных ограничений (понижений соответствующих частей подвижного состава, возможных в процессе эксплуатации, вследствие максимального нормируемого износа ходовых частей, равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки и динамических колебаний).
Размеры строительного очертания токоприемника по вертикали необходимо определять с учетом следующих требований:
токоприемник нового вагона в верхнем положении не должен выходить по высоте за пределы линии 13-13′ нижнего очертания габарита M (см. черт. 7);
нижняя плоскость токоприемника должна быть выше линии 15-15′ нижнего очертания габарита M на величину возможного понижения токоприемника вследствие износа колесных пар за период между регулировками высоты токоприемника.
5.3. Методика определения строительных размеров подвижного состава приведена в обязательном приложении 3.
5.4. Проектное очертание подвижного состава следует определять путем уменьшения его строительного очертания на величину соответствующих плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.
5.5. Вписывание проектируемого подвижного состава в габарит М следует осуществлять посредством совмещения на одном чертеже строительного и проектного очертаний подвижного состава и внешнего контура соответствующих его частей (кузова, тележки и укрепленных на них деталей).
Для каждой выступающей точки, вписываемой в габарит части подвижного состава, должны быть указаны координаты: горизонтальная — от продольной, вертикальной, серединной плоскости подвижного состава; вертикальная — от уровня верха головок рельсов.
Кроме того, на схеме расположения надкузовного и подкузовного оборудования должны быть указаны расстояния от проверяемых сечений рассматриваемой части подвижного состава до пятниковых сечений.
5.6. Запрещается выпуск предприятием-изготовителем единиц подвижного состава с нарушением строительного очертания.

Приложение 1
Обязательное

Методика определения поперечных размеров габаритов приближения строений и расстояний между осями смежных путей в кривых участках

1. Поперечные размеры габарита Смп (см. черт. 2), а также поперечные размеры правой части габарита Смс (см. черт. 3) и расстояние до перил на платформах в кривых участках пути следует увеличивать:

Методика определения поперечных размеров

Таблица 1

Геометрический вынос расчетного вагона в кривой радиуса R

R, м bR, мм R, м bR, мм R, м bR, мм R, м bR, мм
4000 5 1000 21 350 60 150 140
3000 7 800 26 300 70 125 168
2000 10 600 35 250 84 100 210
1500 14 500 42 200 105 80 262
1200 18 400 52 175 120 60 350

2. Координаты верхнего края платформ на станциях и перегонах на кривых участках пути следует принимать по табл. 3.
3. Расстояния между осями смежных путей на кривых участках пути радиусом менее 500 м следует увеличивать:
на значение dM — при отсутствии возвышения или при равных возвышениях наружных рельсов обоих путей или при возвышении наружного рельса внешнего пути менее возвышения наружного рельса внутреннего пути;
на значение d′M — при возвышении наружного рельса внешнего пути более возвышения наружного рельса внутреннего пути.
Значения dM и d′M приведены в табл. 4.
4. Отводы уширений габаритов приближения строений, а также габарита приближения оборудования и расстояний между осями смежных путей на подходах к кривым участкам следует производить от нуля до полной нормы, соответствующей круговой кривой по прямолинейной зависимости.
Отводы уширений габаритов следует начинать:
при наличии переходной кривой — за 10 м до начала этой кривой со стороны наружной рельсовой нити и за 5 м — со стороны внутренней рельсовой нити;
при отсутствии переходной кривой — соответственно за 12 и 8 м до начала круговой кривой.
Отводы уширений габаритов следует заканчивать:
при наличии переходной кривой — за 5 м до начала круговой кривой со стороны наружной рельсовой нити и в начале круговой кривой — со стороны внутренней рельсовой нити;
при отсутствии переходной кривой — за 2 м до начала круговой кривой со стороны наружной рельсовой нити и на круговой кривой, в 5 м от ее начала — со стороны внутренней рельсовой нити.

Таблица 2

Горизонтальные перемещения bh мм

Высота Н от уровня верха головок рельсов до точек Горизонтальные перемещения bh при возвышении наружного рельса h
габарита 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120
3950-3901 25 49 74 99 123 148 173 197 222 247 271 296
3900-3801 24 49 73 97 122 146 171 195 219 244 268 292
3800-3701 24 48 71 95 119 142 166 190 214 237 261 285
3700-3601 23 46 69 92 116 139 162 185 208 231 254 277
3600-3501 22 45 67 90 112 135 157 180 202 225 247 270
3500-3401 22 44 66 87 109 131 153 175 197 219 241 262
3400-3301 21 43 64 85 106 127 149 170 191 212 234 255
3300-3201 21 41 62 82 103 124 144 165 186 206 227 247
3200-3101 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240
3100-3001 19 39 58 77 97 116 136 155 174 194 213 232
3000-2901 19 38 56 75 94 112 131 150 169 187 206 225
2900-2801 18 36 54 72 91 109 127 145 163 181 199 217
2800-2701 18 35 52 70 87 105 122 140 157 175 192 210
2700-2601 17 34 51 67 84 101 118 135 152 169 186 202
2600-2501 16 32 49 65 81 97 114 130 146 162 179 195
2500-2401 16 31 47 62 78 94 109 125 141 156 172 187
2400-2301 15 30 45 60 75 90 105 120 135 150 165 180
2300-2201 14 29 43 57 72 86 101 115 129 144 158 172
2200-2101 14 28 41 55 69 82 96 110 124 137 151 165
2100-2001 13 26 39 52 66 79 92 105 118 131 144 157
2000-1901 12 25 37 50 62 75 87 100 112 125 137 150
1900-1801 12 24 36 47 59 71 83 95 107 119 131 142
1800-1701 11 22 34 45 56 67 79 90 101 112 124 135
1700-1601 11 21 32 42 53 64 74 85 96 106 117 127
1600-1501 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120
1500-1401 9 19 28 37 47 56 66 75 84 94 103 112
1400-1301 9 18 26 35 44 52 61 70 79 87 96 105
1300-1201 8 16 24 32 41 49 57 65 73 81 89 97
1200-1101 8 15 22 30 37 45 52 60 67 75 82 90
1100-1001 7 14 21 27 34 41 48 55 62 69 76 82
1000-901 6 12 19 25 31 37 44 50 56 62 69 75
900-801 6 11 17 22 28 34 39 45 51 56 62 67
800-701 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60
700-601 4 9 13 17 22 26 31 35 39 44 48 52
600-501 4 8 11 15 19 22 26 30 34 37 41 45
500-401 3 6 9 12 16 19 22 25 28 31 34 37
400-301 2 5 7 10 12 15 17 20 22 25 27 30
300-201 2 4 6 7 9 11 13 15 17 19 21 22
200-101 1 2 4 5 6 7 9 10 11 12 14 15
100-0 1 1 2 2 3 4 4 5 6 6 7 7

Таблица 3

Координаты верхнего края платформы на станциях и перегонах на кривых участках пути

Радиус кривой, м Обозначение координат Координаты верхнего края платформ, мм, при возвышении наружного рельса h, мм
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120
3000 Уо 1100 1100 1100 1100
Xо 1457 1457 1457 1457
Увн 1091 1082 1072 1063
Хвн 1464 1471 1477 1484
Унар 1109 1118 1127 1136
Хнар 1450 1443 1436 1429
2000 Уо 1100 1100 1100 1100 1100 1100
Xо 1460 1460 1460 1460 1460 1460
Увн 1091 1082 1072 1063 1054 1044
Хвн 1467 1474 1480 1487 1494 1500
Унар 1109 1118 1127 1136 1145 1154
Хнар 1453 1446 1439 1432 1425 1418
1500 Уо 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100
Xо 1464 1464 1464 1464 1463 1464 1464 1464
Увн 1091 1082 1072 1063 1053 1044 1035 1025
Хвн 1471 1478 1484 1491 1498 1504 1511 1517
Унар 1109 1118 1127 1136 1145 1154 1163 1172
Хнар 1457 1450 1443 1436 1429 1422 1414 1407
1200 Уо 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100
Xо 1468 1468 1468 1468 1468 1468 1468 1468 1468 1468 1468
Увн 1091 1082 1072 1063 1053 1044 1034 1025 1015 1006 997
Хвн 1475 1482 1488 1495 1502 1508 1515 1521 1528 1534 1540
Унар 1109 1118 1127 1136 1146 1154 1163 1172 1181 1190 1199
Хнар 1461 1454 1447 1440 1433 1426 1418 1411 1404 1396 1389
1000 Уо 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100
Xо 1471 1471 1471 1471 1471 1471 1471 1471 1471 1471 1471 1471
Увн 1091 1081 1072 1063 1053 1044 1034 1025 1015 1006 996 986
Хвн 1478 1485 1491 1498 1505 1511 1519 1524 1531 1537 1543 1550
Унар 1109 1118 1127 1137 1146 1155 1164 1172 1181 1190 1199 1208
Хнар 1464 1457 1450 1443 1436 1429 1421 1414 1406 1399 1392 1384
800 Уо 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100
Xо 1476 1476 1476 1476 1476 1476 1476 1476 1476 1476 1476 1476
Увн 1091 1081 1072 1063 1053 1044 1034 1024 1015 1005 996 986
Хвн 1483 1490 1496 1503 1510 1516 1523 1529 1536 1542 1548 1555
Унар 1109 1118 1128 1137 1146 1155 1164 1173 1182 1190 1199 1208
Хнар 1469 1462 1455 1448 1441 1434 1426 1419 1412 1404 1397 1389
600 Уо 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100
Xо 1485 1485 1485 1485 1485 1485 1485 1485 1485 1485 1485 1485
Увн 1091 1081 1072 1062 1053 1043 1034 1024 1014 1005 995 985
Хвн 1492 1499 1505 1512 1519 1525 1532 1538 1545 1551 1557 1564
Унар 1109 1118 1128 1137 1146 1155 1164 1173 1182 1191 1200 1209
Хнар 1478 1471 1464 1457 1450 1442 1435 1428 1420 1413 1406 1398
500 Уо 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100
Xо 1492 1492 1492 1492 1492 1492 1492 1492 1492 1492 1492 1492
Увн 1091 1081 1072 1062 1053 1043 1033 1024 1014 1004 994 985
Хвн 1499 1506 1512 1519 1526 1532 1539 1545 1552 1558 1564 1571
Унар 1109 1118 1128 1137 1146 1155 1164 1173 1182 1191 1200 1209
Хнар 1485 1478 1471 1464 1457 1450 1442 1435 1428 1420 1412 1405
400 Уо 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100
Xо 1502 1502 1502 1502 1502 1502 1502 1502 1502 1502 1502 1502
Увн 1091 1081 1072 1062 1052 1043 1033 1023 1013 1004 994 984
Хвн 1509 1516 1522 1529 1536 1542 1549 1555 1562 1568 1574 1580
Унар 1109 1118 1128 1137 1146 1156 1165 1174 1183 1192 1201 1210
Хнар 1495 1488 1481 1474 1467 1460 1452 1445 1437 1430 1422 1415
350 Уо 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100
Xо 1510 1510 1510 1510 1510 1510 1510 1510 1510 1510 1510 1510
Увн 1090 1081 1071 1062 1052 1042 1033 1023 1013 1003 993 983
Хвн 1517 1524 1530 1537 1544 1550 1557 1563 1570 1576 1582 1588
Унар 1109 1119 1128 1138 1147 1156 1165 1174 1184 1193 1202 1211
Хнар 1503 1496 1489 1482 1475 1468 1460 1453 1446 1438 1430 1423
300 Уо 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100 1100
Xо 1520 1520 1520 1520 1520 1520 1520 1520 1520 1520 1520 1520
Увн 1090 1081 1071 1062 1052 1042 1032 1022 1012 1002 992 982
Хвн 1527 1534 1540 1547 1554 1560 1567 1573 1580 1586 1592 1598
Унар 1110 1119 1128 1138 1147 1156 1166 1175 1184 1193 1202 1211
Хнар 1513 1506 1499 1492 1485 1478 1470 1463 1455 1448 1440 1433

Примечания:
1. В таблице приведены следующие координаты:
Уо — высота платформ, измеряемая по перпендикуляру к плоскости, касательной к головкам рельсов;
Xо — расстояние от оси габарита до края платформы, измеряемое параллельно плоскости, касательной к головкам рельсов;
Увн, Унар — высота платформ, измеряемая по вертикали от горизонтальной плоскости, проходящей через середину пути, имеющего возвышение наружного рельса, соответственно с внутренней и наружной сторон кривой;
Хвн, Хнар — расстояния по горизонтали от оси пути (вертикальной линии, проходящей через середину пути) до края платформы соответственно с внутренней и наружной сторон кривой.
2. Для промежуточных значений кривых участков пути и возвышений наружного рельса координаты следует определять по линейной интерполяции.

Таблица 4

Нормы увеличения горизонтальных расстояний между осями смежных путей в кривых участках

Радиус кривой, м dм, мм, при возвышении наружного рельса внешнего пути hнар, мм
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120
400 122 130 137 145 152 159 167 174 182 189 196 204
350 137 145 152 160 167 174 182 189 197 204 211 219
300 150 157 165 172 180 187 194 202 209 217 224 231 239
250 178 185 193 200 208 215 222 230 237 245 252 259 267
200 220 227 235 242 250 257 264 272 279 287 294 301 309
175 250 257 265 272 280 287 294 302 309 317 324 331 339
150 290 297 305 312 320 327 334 342 349 357 364 371 379
125 346 353 361 368 376 383 390 398 405 412 420 427 435
100 430 437 450 452 460 467 474 482 489 497 504 511 519
80 535 542 550 557 565 572 579 587 594 602 609 616 624
60 710 717 725 732 740 747 754 762 769 777 784 791 799
При возвышении наружного рельса внешнего пути hвн, мм, более возвышения наружного рельса внутреннего пути  hнар, мм
hнар — hвн, мм d ′M, мм
5 dM + 10
10 dM + 20
15 dM + 30
20 dM + 41
25 dM + 51
30 dM + 61
35 dM + 71
40 dM + 82
45 dM + 92
50 dM + 102
55 dM + 112
60 dM + 122
65 dM + 132
70 dM + 143
75 dM + 153
80 dM + 163
90 dM + 183
100 dM + 204
110 dM + 224
120 dM + 244

Приложение 2
Обязательное

Методика определения размеров габарита приближения оборудования для кривых участков пути

1. Размеры габарита Ом в точках    а, б, в, г, д, е, ж, з, р, с, т    для кривых участков пути необходимо увеличивать на следующие дополнительные смещения в кривых расчетного вагона:
dR — максимальный геометрический вынос, мм, расчетного вагона в кривой данного радиуса, определяемый по формуле

Методика определения размеров габарита приближения оборудования для кривых участков пути

Система координат для измерения габарита Ом в кривых участках пути
Система координат

В первой системе координат габарит приближения оборудования в кривой симметричен относительно оси, Y0 — Y0 то есть координаты Y0 и Y0 какой-либо его точки как для наружной, так и для внутренней стороны данной кривой установлены  одинаковыми;
вторая (горизонтально-вертикальная) — ось ординат Y — Y проходит через середину пути (точку 0) и перпендикулярна к горизонтальной оси X — X, проходящей также через точку 0.
Во второй системе координат габарит приближения оборудования в кривой не симметричен относительно оси Y — Y, то есть  координаты какой-либо точки при ее расположении с наружной и внутренней сторон одной и той же кривой разные.
3. Вертикальная Y0 и горизонтальная X0 координаты габарита Ом в первой системе координат следует определять по формулам:

формулы

здесь h — возвышение наружного рельса в кривой, мм;

1600 — расстояние между кругами катания  колес по рельсам, мм.

5. Числовые значения координат X0 Y0 Xвн Yвн Xнар Yнар рассчитанные в соответствии с данной методикой, приводятся в «Инструкции по применению габаритов приближения строений, оборудования и подвижного состава метрополитенов»

Приложение 3
Обязательное

Методика определения строительных размеров подвижного состава габарита М

1. Определение горизонтальных ограничений габарита М.

1.1. Горизонтальные ограничения подразделяются на внутренние (Eв) и наружные (Eн).

Ограничения следует определять:

внутренние — для поперечных сечений, расположенных в пределах базы подвижного состава (между направляющими * сечениями);

наружные — для поперечных сечений, расположенных за пределами базы подвижного состава (снаружи направляющих * сечений).

___________________

* Направляющие сечения — сечения, проходящие через оси колесных пар для двухосных единиц подвижного состава и через вертикальные оси шкворней тележек для четырехосных.

1.2. Величину внутренних ограничений Eв, мм, и наружных Eн, мм, следует определять по формулам:

Методика определения строительных размеров

1.2.2. q — наибольшее возможное поперечное перемещение рамы тележки в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения относительно колесной пары вследствие зазоров при максимальных износах в буксовом узле и узле сочленения рамы тележки с буксой, мм;
1.2.3. w — наибольшее возможное поперечное перемещение кузова в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения относительно рамы тележки вследствие зазоров при максимальных износах и упругих колебаний в узле сочленения кузова и рамы тележки, мм;
1.2.4. ∆bв— геометрический вынос рассматриваемого внутреннего поперечного сечения подвижного состава в кривой расчетного радиуса сверх выноса в этой кривой середины расчетного вагона, мм.

Величину ∆bв, мм, следует определять по формуле

Величину ∆bв, мм, следует определять по формул

1.2.6. ∆zв — боковое перемещение кузова рассматриваемого подвижного состава во внутреннюю сторону кривой (при максимальном возвышении наружного рельса =120 мм) из-за его наклона на рессорах под воздействием силы тяжести при остановке, сверх аналогичного перемещения кузова расчетного вагона.

Величину ∆zв, мм, следует определять по формуле

∆zв=(H- h0)(0,07 η – 0,027),                            (9)

где Н — высота рассматриваемой точки габарита, м;

h0 — высота центра поворота кузова на рессорах, считая от уровня головок рельсов, определяемая расчетом или экспериментально.
При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величину h0 для проектируемого вагона допускается принимать равной расстоянию от уровня головок рельсов до оси колесной пары.
η — коэффициент наклона проектируемого вагона, определяемый по формуле

η

1.2.7. ∆zн — боковое перемещение кузова проектируемого вагона в наружную сторону кривой при его наклоне на рессорах под воздействием избыточной центробежной силы при непогашенном поперечном ускорении 0,5 м/с² сверх аналогичного перемещения кузова расчетного вагона.
Величину ∆zн, мм, следует определять по формуле

1.2.8. bac — боковое перемещение кузова при его наклоне на рессорах на угол αac от неравномерного (асимметричного) расположения полезной нагрузки.

Величину bac, мм, следует определять по формуле

ba=(H- h0) αac (15)

Величину угла αac, рад, необходимо определять из условия поперечного перемещения центра тяжести стоящих пассажиров на величину  ep =100 мм от оси кузова, по формуле

αac = α2б + α2Ц (16)

где α — угол наклона кузова на буксовых рессорах от неравномерной загрузки подвижного состава, рад;

α — то же, на центральных рессорах, рад.

Величины α и α следует определять по формулам:

Формулы

1.3. Формулы (1) и (2) необходимо применять при определении допустимого строительного очертания кузова вагона и укрепленных на нем деталей по точками 1-4, 5(5′), 6(6′) и 7-11 габарита M. При этом для точек 7, 8 и 9 член (q+w) в формулах (1) и (2) следует принимать с коэффициентом 0,7.
В формуле (2) выражение [∆Sкр+(q+w)]для вагонов, имеющих по экспериментальным данным угол влияния кузова не более 3▪10ˉ³
рад, допускается принимать с коэффициентом 0,7. При этом член ((q+w)) следует принимать равным полному его значению.
1.4. При определении допустимого строительного очертания кузова вагона и укрепленных на нем деталей (подвагонного оборудования по точкам 12, 13, 14, 15 габарита М перемещения bn, bас, ∆zв, ∆zн, ∆bΘв, bαн учитывать не следует, а ограничения Eв и Eн, мм, следует определять по формулам:

bn, bас,  ∆zв, ∆zн, ∆bΘв, bαн

где 25 — коэффициент, учитывающий увеличение расстояния до контактного рельса и ограничение скорости движения в кривой радиусом 60 м.
1.5. Расчет горизонтальных ограничений Eв и Eн, мм, габарита M для определения строительного очертания рамы тележки и укрепленных на ней деталей следует производить по формулам, приведенным ниже:
Для точек 8-11

Eв , Eн

где ∆q — возможное в эксплуатации поперечное перемещение рассматриваемой детали относительно колесной пары, мм.
1.7. Горизонтальные ограничения Ев и Ен для кузова и тележки следует рассчитывать сначала для их внутреннего среднего и наружного концевого сечений. По наибольшим величинам из полученных ограничений должна быть определена допустимая ширина соответственно кузова и тележки.
Допустимые размеры деталей, укрепленных на кузове и тележке, следует определять для каждого из сечений, в которых находятся соответствующие детали.
2. Определение вертикальных ограничений габарита M
2.1. Возможное в эксплуатации понижение необрессоренных частей h1, мм, (колесных пар и жестко или шарнирно укрепленных на них деталей, а также деталей, опирающихся на буксы) следует определять по формуле

h1= ∆h1+ ∆h2, (38)

где ∆h1 — понижение колесных пар вследствие уменьшения толщины обода колес, в результате их обточек при ремонтах, износа и местных неровностей на поверхности катания. Величину ∆h1, мм, следует определять как разность между проектной толщиной обода нового колеса и допускаемой в эксплуатации наименьшей (браковочной) толщиной обода колеса;
∆h2 — понижение деталей, опирающихся на буксы, вследствие износа опорных поверхностей, мм.
2.2. Возможное понижение ∆h2, мм, обрессоренной рамы тележки и укрепленных на ней деталей следует определять по формуле

Возможное понижение ∆h2

где ∆h4- вертикальный износ пятника и подпятника, мм;
∆h5 — износ в узле соединения кузова (рамы) и рассматриваемой детали, мм;
∆H — понижение кузова (рамы) и укрепленных на нем деталей вследствие галлопирования и подпрыгивания, мм.
2.5. При расчете предельных понижений частей подвижного состава, расположенных на значительных расстояниях от опорных пятников (в средних и концевых сечениях), следует учитывать также прогибы элементов конструкции от расчетной нагрузки. Для промежуточных сечений величину указанных понижений следует определять, исходя из линейного закона изменения прогиба, принимая величину прогиба в пятниковых сечениях равной нулю.