Екатерина Пивоварова: «Инвесторы не следят за рейтингами. Им важно другое»

Министр инвестиций, имущественных и земельных отношений Нижегородской области Екатерина Пивоварова признается, что результаты рейтинга инвестиционной привлекательности регионов РФ не самые приятные. Однако добавляет, что составленный Агентством стратегических инициатив (АСИ) топ «объективно-субъективный», и оценивать только по нему работу правительства нельзя.

Позиция, в которой оказалась Нижегородская область в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов РФ в 2017 г., нерадостная – 59 место. По сравнению с 2016 г. регион сильнее всего «просел» в поддержке малого и среднего бизнеса и административном давлении на бизнес. Опрошенные предприниматели отмечают сложности в подключении к сетям, существующие в регионе, и неудовлетворительные сроки регистрации юридических лиц.

В то же время, выше, чем в прошлом году, бизнесмены оценили действия органов власти при выдаче разрешений на строительство, постановке на кадастровый учет, а также средний срок присоединения к электросетям и регистрации прав собственности. Кроме того, количество субъектов малого предпринимательства в регионе увеличилось на 1 тыс. человек.

По словам Екатерины Пивоваровой, субъективность рейтинга АСИ проявляется в ответах предпринимателей, которые никак не проверяются, а объективность – в использовании статистических данных: «По работе с инвесторами Нижегородская область – одна из лучших в стране, что подтверждают результаты исследования агентства Эксперт РА. По итогам 2016 г. область впервые за несколько лет поднялась в рейтинге инвестиционного климата регионов России, переместившись из группы 2В (средний потенциал, умеренный риск) в группу 2А (средний потенциал, минимальный риск). Нижегородская область ежегодно увеличивает количество создаваемых рабочих мест на новых предприятиях, а объем инвестиций в основной капитал держится на уровне 200 млрд руб.».

Екатерина Евгеньевна, если правительство Нижегородской области так хорошо работает с инвесторами, почему регион занял только 59 место в рейтинге инвестиционной привлекательности, составленном АСИ?

Расскажу немного о самом рейтинге. Все его значения разделены на 4 большие группы: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства», 45 показателей в которых ранжированы по группам начиная от A (отлично), B, C, D и заканчивая E (очень плохо). Результаты оценки складываются из трех показателей – статистические данные, опросы респондентов, которые получали те или иные государственные услуги, а также мнения экспертной группы.

В результатах 2017 г. в рейтинге изменились средние значения по группам за счет общего улучшения показателей во всех регионах РФ в 2016г. Например, если среднее время регистрации юридических лиц составляло в 2016 г. 9,89 дней и это была группа A, то в этом году аналогичный показатель уже оказался в группе C. На примере Нижегородской области видно, что данный показатель увеличился в 2017 г. всего на 4 рабочих часа, но при этом опустился сразу на 2 группы (сейчас группа D, была B).

Часть из 45 показателей оцениваются на основании опроса тех предпринимателей, которые в 2016 г. получили ту или иную услугу. Это обзвон людей, чьи мнения не проверяются. Полученная информация может быть больше эмоциональной, чем подтвержденной. В этом и заключается субъективность рейтинга.

Когда мы узнали, какое место у нас в рейтинге, первый вопрос был: «Где мы просели?». У Нижегородской области ухудшились оценки по показателю «Поддержка малого и среднего бизнеса». Но, если обратиться к статистике, мы увидим совершенно другую картину: Нижегородская область — одна из первых в стране по инвестициям МСБ. Разве регион настолько плохо поддерживает малых предпринимателей, если они создают в Нижегородской области рабочие места и инвестируют в развитие бизнеса активнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге?

Один из показателей, который у нас также ухудшился по сравнению с 2016-м г. – срок регистрации юридического лица. Разница составила несколько часов. Оказалось, что дело не в налоговой, которая регистрирует за 3 дня, а в многофукциональных центрах (МФЦ). Если предприниматель подал документы через центр, то оттуда они или в этот день, или на следующий день утром отправляются в орган исполнительной власти. Так происходит в крупных населенных пунктах. Но в небольших поселениях документы из МФЦ иногда вывозятся только один раз в неделю. Отсюда разница в сроках: в Нижнем Новгороде регистрация юрлица занимает 5-7 дней, а в небольших населенных пунктах этот процесс может занимать, по словам предпринимателей, один месяц. Средний по региону срок — 11,7 дней. При этом реальная доступность услуги для жителей всей области за счет открытия новых МФЦ за пределами крупных городов повысилась, ведь раньше предпринимателям для того, чтобы подать документы, надо было ездить намного дальше.

Снижение оценок за качество работы инвестиционного портала nn-invest.com нас расстроило сильнее всего. Но есть положительная динамика, которая радует – по сравнению с прошлым годом число посещений портала выросло в 2 раза.

По отношению к инвестиционному порталу у меня есть два противоположных мнения. Я считаю, что для поддержки инвесторов портал — очень эффективный инструмент. Он на восьми языках (включая японский и китайский), определенные услуги для российских инвесторов с помощью него можно получить в электронном виде. Кроме того, на портале размещена довольно подробная информация об инвестиционном законодательстве. С другой стороны, о нем знает не так много инвесторов, как хотелось бы. Но мы стараемся изменить это. В этом году на портале была введена новая функция — кабинет инвестора, с помощью которого можно узнавать о том, на каком этапе находится заявка, поданная на рассмотрение инвестсоветом.

Да, безусловно, у нас есть много проблем и сложностей, с которыми по разным причинам не получается справиться. У региона невысокие показатели по подключению к сетям. Мы просто объективно не можем их серьезно улучшить, потому что не хватает мощностей.

С одной стороны, когда тебе рассказывают про 59 место в рейтинге инвестиционной привлекательности, становится обидно, с другой стороны — появляется здоровая злость. Она побуждает разбирать всю ситуацию «по молекулам» и улучшать что-то в своей работе.

Мы всегда открыты к диалогу и говорим бизнесу: «Если вы знаете, как решить какую-то проблему, обращайтесь. Мы посмотрим, что можно улучшить».

Насколько инвесторы обращают внимание на подобные рейтинги?

Те инвесторы, которые заняты в реальном секторе экономики, во-первых, не всегда знают об этих рейтингах, а во-вторых, оценивают область с других точек зрения: месторасположения, объема инвестиций, который придется вложить в запуск производства, и того, насколько местная власть готова помочь в открытии предприятия. В каждом регионе сумма инвестиций будет различаться из-за разной стоимости земли, рабочей силы и подключения к сетям. Если бы я была инвестором, то изучением одного рейтинга я бы явно не ограничилась, и рассмотрела бы другие исследования и отзывы.

Регионы конкурируют за инвесторов? Кто для Нижегородской области самый сильный конкурент?

Когда инвестор выбирает место для размещения предприятия, как я уже сказала, он оценивает комплекс факторов. Но после того, как выбор был сделан, предприниматель не приходит в «проигравший» регион и не объясняет, почему выбрал не его. Не регионы «отбивают» друг у друга инвесторов, а инвесторы выбирают себе регион.

Принято считать, что самый серьезный конкурент Нижегородской области – это Татарстан, но я считаю, что нельзя сравнивать Республику с областью. Это просто некорректно. Также, как нельзя сравнивать Нижегородскую область с Московской и Ленинградской областями. Среди остальных субъектов РФ мы одни из самых лучших. Нижний Новгород так удачно расположен, что в радиусе 1000 м от него проживает почти половина населения страны. Объем инвестиций в основной капитал Нижегородской области держится с 2008 года на уровне 200 млрд руб., а доходы бюджета с 2005 года выросли более чем в 4 раза. На мой взгляд, это сумасшедший результат, я не знаю, какой еще регион может похвастаться подобными успехами.

Как вы оцениваете работу инвестиционного совета?

Первое впечатление, пока я не окунулась в его работу: инвестсовет — это лишняя надстройка. Потом, когда я сама начала работать в нем, поняла, что инвестиционный совет – это реальная помощь инвестору. На предварительном этапе он со всех органов исполнительной власти, с муниципалитетов, с Роспотребнадзора получает дополнительную проработку вопроса. И такая предварительная подготовка помогает избежать ситуации, когда участок в аренду получен, а потом оказывается, что построить на нем конкретно этот проект никак нельзя. Инвестсовет — это надстройка, которая выглядит забюрократизированной, но на самом деле не дает инвестору потерять деньги.

Часто ли вы встречаетесь с недобросовестными инвесторами в своей работе?

Я не могу сказать, что я с ними встречалась. Я смотрю по результатам. У нас на администрировании находится 10 тыс. договоров аренды, по которым начисляются арендные платежи. По некоторым они исполняются, по некоторым — нет. В последнем случае приходится обращаться в суд. Суд иногда становится своего рода «пугалкой», которая стимулирует предпринимателей погасить задолженности. Некоторые бизнесмены уходят в банкротство.

На одном из заседаний Заксобрания вы сказали, что в Нижегородской области не выполняется около 40% инвестсоглашений. Это довольно высокий процент…

Да, довольно высокий, и он не может радовать нас как орган исполнительной власти. Но с другой стороны, все мы прекрасно понимаем, что не все в данном случае зависит только от инвестора. Когда министерство сталкивается с такой ситуацией, то смотрит – не выполняется ли инвестсоглашение в целом или произошло какое-то смещение по срокам. Чаще всего мы приходим к выводу, что нарушение договоренностей – это результат кризисной ситуации, которая сложилась в конце 2014 г. и 2015-2016 гг. Большинство соглашений в тот период было заключено в сфере производства, например, строительных материалов. Ни для кого не секрет, что эта отрасль значительно пострадала от кризиса. Но однако, по моим ощущениям, она улучшается. Мы стали видеть подъем в тех отраслях, которые в 2015-2016 гг. чувствовали себя не очень хорошо. Одно из инвестсоглашений, которое недавно рассматривалось на Законодательном собрании, касалось сферы гостиничных услуг. Сложно сказать, с чем связана увеличившаяся активность на данном рынке – с приближающимся Чемпионатом мира по футболу или окончанием кризиса. В любом случае мы рассматриваем каждый случай в отдельности и ищем решение – корректируем сроки исполнения инвестсоглашения или разрываем его. Последнее, впрочем, как крайняя мера, применяется довольно редко.

Если оценивать инвестиционную активность в этом году, можно ли сказать, что ситуация налаживается?

Как я уже сказала, мы видим улучшения. В целом с начала 2017 г. в министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области обратилось 33 компании, планирующие реализацию инвестиционных проектов в регионе, что на 10% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большинство из них – из России, но также запланированы к реализации проекты компаний из Германии, Испании, Словакии, Бельгии и США.

Расскажите о предварительных итогах 2017 г. – сколько новых производств открыто, какие инвесторы пришли в регион.

В этом году американская компания Pepsiсo запустила новую линию на молочном комбинате «Нижегородский», вложив в нее 2 млрд руб.; российская компания «Рассвет» за 300 млн руб. открыла ягодный сад для выращивания земляники, малины, голубики и ежевики; немецкая «Шлеммер Русланд» (Германия) за 40 млн руб. построила цех металлообработки. Мы любим любые проекты, а не только миллиардные, и готовы принимать любой бизнес – малый, средний или крупный.

До конца года французская «дочка» — компания «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус» — откроет гипсовый карьер в деревне Гомзово Павловского района (объем инвестиций – 840 млн руб.), а АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») завершит строительство второй очереди регионального распределительного центра в Дзержинске (объем инвестиций – 1,2 млрд руб.).

Юлия Кальсина, «Деловой квартал» №8 (285) 28.08.2017